КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции 1- 2
ЛЕКЦИИ 1- 2 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА» (ГСЭ. Ф.11)
По специальности «Стоматология» 060201 Форма обучения - очная
Раздел 2. Микроэкономика Тема «Рыночный механизм: сущность и элементы» 1. Типы экономических систем. Рыночная экономика. 2. Рыночный механизм: определение, сущность, элементы. 3. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса. 4. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения. 5. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Равновесная цена. 6. Подходы к углубленному изучению спроса: кардинализм и ординализм. Цель темы: рассмотреть содержание рыночного механизма; ввести понятия спроса и предложения, усвоить содержание законов спроса и предложения, роль конкуренции в установлении рыночного равновесия
Разработала к.э.н., доцент Колдомова Н.В. Новосибирск – 2012
1. Типы экономических систем. Вся совокупность экономических связей/отношений, обеспечивающих материальные условия жизнедеятельности обществаобразует определённую экономическую систему. Это всегда сложная и упорядоченная система связей/отношений. При рассмотрении экономических систем используются разные критерии. Главными среди них являются следующие: форма хозяйствования - все экономические системы делятся на системы с натуральной или товарной формами хозяйствования; по преобладающим формам собственности - различают системы общинного, кооперативно-общественного, частнособственнического типов, а также смешанные; способ распределения доходов - уравнительный тип, системы с распределением доходов по факторам производства, или по количеству и качеству трудового вклада; степень государственного вмешательства - различают свободный, экономически регулируемый, административно-командный и смешанный типы экономических систем; способ координации действий хозяйствующих субъектов - выделяют традиционный, рыночный и плановый типы экономических систем; степень открытости для международных отношений - различают закрытую и открытую системы; степень зрелости - различаются формирующиеся, развитые и деградирующие экономические системы. В современной экономической литературе чаще всего выделяют 4 основных типа экономических систем: традиционная экономика - основанная на обычаях и традициях, дотоварном (натуральном) или мелком товарном производстве, широком распространении ручного труда; административно-командная экономика - преобладает общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, производственное планирование определяется экономической политикой административного центра; рыночная экономика - производство основано на частной собственности, регулируется преимущественно рыночным механизмом (изменения спроса и предложения, цен и экономической выгоды в условиях конкуренции); смешанная экономика - основана на смешении разных форм хозяйствования, имеет рыночный и общественный (государственный, правительственный) секторы. Напомним содержание важнейших категорий: Товар – это продукт, произведённый для обмена, для продажи (не для собственного потребления). Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. Рынок – это всё, что сводит вместе производителей/продавцов и потребителей/покупателей. 2. Рыночный механизм: определение, сущность, элементы Рыночный механизм – это механизм распределения ресурсов и взаимодействия субъектов рынка по поводу установления объемов производства и объёмов реализации товаров исходя из уровня и динамики цен. Поэтому коротко его можно назвать ЦЕНОВЫМ механизмом. Рыночный – это ценовой механизм. Основными элементами рыночного механизма являются соответственно цена, спрос, предложение, конкуренция. Можно также сказать, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: цены, конкуренции, спроса и предложения. Цена — это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. Цена является денежным выражением стоимости единицы товара: в повседневной речи: «сколько стоит чашка кофе в соседнем кафе?». Цена - это фундаментальная экономическая категория. Однако сохраняется двойственность в установлении природы цены: Цена обусловлена объективными затратами. Цена обусловлена субъективной оценкой полезности. Спрос – это обобщающий термин для описания намерений и действий фактических и потенциальных покупателей товаров (действий по поводу приобретения, покупки этих товаров). Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных некоторым денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. имеющимися деньгами. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет смысла говорить о покупательском спросе. Предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по каждой данной цене в определенных условиях места и времени (на данном рынке за данный период времени – день, неделю, месяц, год и т.д.). Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды: Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик"). Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие). Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции). Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль). Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.). Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса. Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка в масштабах города, страны, региона, муниципалитета; национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос. Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров. Предложение - это совокупность (количества) товаров, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители по каждому из возможных уровней цен в определённый период времени. Величина рыночной цены товара устанавливается под влиянием закона спроса и предложения. Механизм его воздействия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели/продавцы и потребители/покупатели делают свой выбор, какой товар производить/продавать, какой товар приобрести/купить. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей. Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства. Все элементы рыночного механизма взаимодействуют. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, как и предложение со спросом, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние и на спрос, и на предложение, и на уровень цен. Все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |