КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методический комплект А.В. Горячева
«Информатика в играх и задачах» Учебно-методический комплекс «Информатика в играх и задачах» разработанавторским коллективом (Т.О. Волкова, К.И. Горина, Л.Л. Лобачёва, Т.Ю. Спиридонова, Н.И. Суворова) под руководством Горячева Александра Владимировича. Курс «Информатика в играх и задачах» для начальной школы включен в комплект учебников образовательной системы «Школа-2100». Все учебно-методические комплексы этой образовательной системы построены на основе концепции массового развивающего обучения – педагогике здравого смысла (А.А. Леонтьев), основанной на педагогическом наследии Л.С. Выгодского, П.П. Блонского, Л.Н. Толстого; на психологических идеях Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Она рассчитана не только на формирование необходимых для школьника знаний, умений и навыков, но и на воспитание функционально-грамотной личности, т.е. человека, который сможет учиться всю жизнь. Основные принципы педагогики здравого смысла: личностно-ориентированные, культурно-ориентированные, деятельностные. В методике широко используются такие системы развивающего обучения как проблемное обучение, самостоятельное открытие знаний и др. Многие уроки, как правило, начинаются с проблемных ситуаций, которые должны заинтересовать и увлечь ученика, создать мотивацию учебного процесса. Программа курса «Информатика в играх и задачах» предназначена для обучения информатике учащихся 1-4 классов начальной школы в объеме один час в неделю, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года, рекомендована Министерством образования и науки РФ. Учебно-методический материал по курсу состоит из четырех комплектов. В каждый комплект входят 2 учебные тетради для учеников, состоящие из двух разделов (по 1 разделу на четверть), методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ. Образовательной системой «Школа 2100» принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики. 1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике: - применение формальной логики при решении задач (построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций – «если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций); - алгоритмический подход к решению задач (умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий); - системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы); - объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)». 2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. 3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения). Обучение основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена отдельная четверть: 1 четверть – алгоритмы, 2 четверть – объекты, 3 четверть – рассуждения на основе логики, 4 четверть – модели в информатике. Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу. Кроме того, задачи по каждой теме могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Каждая четверть заканчивается контрольной работой. Основной формой организации урока на информатике является игра. Не случайно слово «игра» вынесено в название курса. И связано это, как доказано психологами, с тем, что доминирующей формой деятельности детей 6-10 лет является игра. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. На уроках можно использовать индивидуальные, парные и групповые формы обучения. В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения урока: - урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; - темп и ритм урока должны быть оптимальными; - необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; - доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; - по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; - особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности; - главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока. В методическом пособии для учителя представлены подробные разработки каждого урока: отмечены цели каждого занятия; даны вопросы, которые целесообразно задать детям для лучшего усвоения материала; разобраны трудные задания; приведены ответы на все задания; имеется пояснительный материал для учителя по темам, которые могут вызвать затруднения у педагога; выделены задания для работы дома; разработаны и приведены игры, которые могут помочь детям понять и усвоить материал. Занятия по данному курсу могут проводиться в любой школе: компьютеры для обучения информатике младших школьников по данной программе – не требуются. Учебно-методический комплект Н.В. Матвеевой «Информатика» Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы, разработанная авторским коллективом (Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак) под руководством Матвеевой Натальи Владимировны, соответствует требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика», имеет рекомендацию Министерства образования и науки РФ. В учебно-методический комплект входят: три учебника (для 2, 3 и 4 классов); рабочие тетради (по две для каждого года обучения); тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика; методическое пособие для учителя (для каждого класса отдельно); электронные пособия на CD-ROM (презентации, упражнения в интерактивном режиме, клавиатурный тренажер и тренажер мыши, дидактический обобщающий материал в виде плакатов, контрольные работы к данному курсу). Учебный материал комплекса подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы. Программа курса основана на ряде дидактических принципов. 1. Линейность построения. Постепенность усложнения материала: от репродуктивных упражнений – к творческим, от ситуативных способов решения – к обобщённым, от конкретного образного материала к отвлечённому, схематизированному. 2. Единство развивающих и диагностических видов работ. Многие развивающие упражнения носят диагностический характер, что даёт возможность учащимся скорректировать представление о себе и с помощью взрослых наметить пути дальнейшего саморазвития. 3. Гибкость содержания. Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, учитель может сам определить содержание урока, ориентируясь на предлагаемые упражнения. 4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития. 5. Комплексное развитие интеллектуальных способностей. На каждом уроке дети тренируют внимание, мышление, творческое воображение, память, развивают мелкую моторику руки, постигая при этом азы компьютерной грамотности. В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия решаются следующие задачи: - развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры (осуществлять сбор информации, хранение, обработку и передачу); - обмениваться информацией в общении между собой; - формируется умение описывать объекты реальной действительности, представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); - формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач. Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе. Содержание курса строилось на основе трех основных идей. 1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере. 2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели. 3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода – описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации. В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны знать: - данные – это закодированная информация; - тексты и изображения – это информационные объекты; - одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; - как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); - правила работы с компьютером и технику безопасности. В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны уметь: - представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами; - кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия; - работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; - осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных с использованием оглавлений, указателей, каталогов, справочников, записных книжек, Интернет; - называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер); - пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером; - осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск); - запускать простые широко используемые прикладные программы (текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты); - использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач; - создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера. Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера. Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, желательно иметь 10-12 компьютеров, делить класс на группы и проводить урок в компьютерном классе. Эту часть урока может вести учитель начальных классов или учитель информатики. Виды деятельности учащихся на уроке: чтение текста, выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради, компьютерный практикум, работа со словарем, контрольная письменная работа, итоговое тестирование, эвристическая беседа, разбор домашнего задания, физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других. Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» – посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |