КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система наземного мониторинга
Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, электромагнитные поля и излучения. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и линий электропередачи, телерадиоцентров и ретрансляторов. В настоящее время в рамках деятельности Всемирной Метеорологической организации создана мировая сеть станций фонового мониторинга, осуществляющая слежение за определенными параметрами состояния ОС. Работа проводится под эгидой Программы ООН по окружающей среде и координируется ЮНЕСКО. Наблюдениями охвачены все типы экосистем. В России станции комплексного фонового мониторинга расположены в шести биосферных заповедниках, они являются частью глобальной международной сети наблюдений. Основными направлениями глобального мониторинга и нашей стране является изучение: • глобальных изменений (вследствие загрязнений), проявляющихся повсеместно, например, изменений климата; • эффектов, связанных с распространением загрязнений на большие расстояния, включая трансграничный перенос, например, закисление почв под влиянием выбросов в атмосферу соединений серы; • результатов антропогенных воздействий, которым свойственна большая инерционность эффекта, например эффект накопления хлорорганических пестицидов. Выделяют две составные части мониторинга — абиотическую (геофизическую) и биотическую. Биотический мониторинг (наблюдения за биотой экосистем) в качестве одного из методов использует биоиндикацию — определение биологически значимых нагрузок по реакции на них живых организмов и их сообществ. В качестве индикатора выбирается тот вид, который имеет узкую амплитуду экологической толерантности по отношению к какому-либо фактору среды. Преимущественно это растения, ибо они не способны к активному перемещению. Мониторинг ОС — самостоятельная пассивная {не преследующая цель принуждения) функция государственного управления. В 90-е годы XX в. мониторинг и экологический контроль частично смешивались. Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» содержал ст. 69 о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды в разделе X «Экологический контроль»). Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» включает отдельную главу X, посвященную государственному мониторингу ОС, в которой отмечается, что этот мониторинг осуществляется для наблюдения за состоянием ОС, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и за воздействием антропогенных источников на ОС. Государственный экологический мониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для: • разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений; целевых программ в области охраны ОС и соответствующих мероприятий; • предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС. В настоящее время информация общего назначения, полученная в процессе экомониторинга, представляется: • бесплатно — органам государственной власти и органам единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; • за плату (возмещающую расходы на ее подготовку, копирование и передачу по действующим системам связи) всем другим пользователям. Результаты экомониторинга природной среды включают в содержание отраслевых кадастров природных ресурсов и используют их для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.
Раздел 7 Основы экономики природопользования
Экономика природопользования представляет собой науку, которая отражает формы производственных отношений в процессе рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Под рациональным природопользованием следует понимать систему общественных мероприятий, направленных на планомерное поддержание и преумножение природных ресурсов, улучшение производственных основ продуктивности почв, вод, воздуха, растений, животных и других факторов производства. Для создания условий гармоничного развития общества и природы, предполагающего более полное удовлетворение потребностей человека, возникли новые социально-экономические проблемы окружающей среды, для решения которых ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья людей, поддержание комфорта их жизни стали определяющими. Тенденция изменения показателей эколого-экономической системы должна быть такова, чтобы создавались условия сохранения природы для настоящего и будущих поколений. Из анализа ретроспективы развития природоохранных мероприятий и ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует, что многомиллионные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов. Основной причиной ухудшения экологической ситуации в нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, который ставил бы экономику источников загрязнения в зависимость от эколого-экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального и другого стимулирования за рациональное ресурсоиспользование и проведение природоохранных мероприятий в условиях изменившихся форм собственности на средства производства и природные ресурсы. В нашей стране происходит формирование рыночных отношений, приватизация собственности, изменение форм и методов управления экономикой, что должно способствовать повышению эколого-экономичес-кой эффективности природопользования. Мировой опыт строительства природоохранных объектов свидетельствует о том, что проблемы охраны окружающей среды и ресурсосберегающей деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере могут быть успешно решены в развитии территориального планирования, в рамках промышленных и социальных структур на уровне регионов и страны в целом. При изучении процессов в региональной эколого-экономической системе приходится учитывать большую совокупность экологических, экономических и социальных показателей взаимоотношения природы и общества, понятие о которой можно составить, проанализировав блок-схему, представленную в табл. 25. Учет всех факторов позволит определить экономическую эффективность природоохранных мероприятий, которая является одним из важных показателей экономической эффективности объекта. Важным направлением в улучшении охраны природных ресурсов является определение адекватной цены или экономической оценки природных ресурсов и природных услуг.
Таблица 25 Блок-схема рационального использования, воспроизводства ресурсов и охраны окружающей среды
Окончание табл. 25
Окружающая среда обеспечивает три функции: 1) обеспечение природными ресурсами; 2) ассимиляция отходов и загрязнений; 3) обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие и пр.). Для выработки экономической политики, принятия правильных экономических решений важно знать экономическую ценность природных ресурсов и услуг. Сейчас большинство этих факторов или вообще не имеют цены, или имеют заниженную цену/оценку, что часто приводит к принятию природоемких неэкологических решений. Недоучет экологических параметров приводит к искаженному измерению экономического развития через традиционные показатели валового национального продукта и др., за ростом которых может скрываться деградация окружающей среды. Среди имеющихся подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг можно выделить следующие: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая ценность. Наиболее комплексным является подход на основе общей экономической ценности, который наряду со стоимостью использования учитывает стоимость существования, базирующуюся на экономической оценке сложных этических и эстетических аспектов природы. Для оценки экономической эффективности проекта или программы, определения степени их приемлемости в экономике имеется механизм сопоставления затрат и выгод в денежном выражении. Для определения эффективности проекта или программы используют три критерия: чистой современной стоимости, внутренней ставки рентабельности и соотношение выгоды/затраты. Использование этих критериев предполагает расчет экономической оценки экологического воздействия проекта. Здесь применяют два подхода: использование рыночных цен для оценки воздействия на товары и услуги (изменение продуктивности, ухудшения качества жизни и др.), а также оценку, основанную на использовании величины непосредственных затрат и расходов. Важным показателем в экономике природопользования является экологический ущерб. Экологический ущерб - это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Он складывается из следующих затрат: -дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде; -затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние; -дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов. Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины: затраты на снижение загрязнений; затраты на восстановление окружающей среды; рыночная цена; дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на компенсацию риска для здоровья людей; затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющих веществ. Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды ощущают население, объекты коммунального и промышленного хозяйства, сельскохозяйственные угодья, водные и лесные ресурсы. Каждый из этих объектов несет дополнительные расходы. Например, дополнительные расходы для населения состоят в дополнительной оплате медицинского обслуживания, оплате лечебных отпусков, компенсации невыходов на работу, страхование жизни людей и т.п. Экологический ущерб можно подсчитывать для отдельных элементов воздействия или для крупной сферы воздействия. При укрупненном расчете выделяют три группы сфер влияния (атмосфера, вода, земля), по которым имеются государственные оценки ущерба. Укрупненная оценка ущерба земельным ресурсам производится по формуле У = S f (d1 + d2), где S - площадь нарушенных земель, га; f - годовой нормативный экологический ущерб, р./га; d1 - расчетный коэффициент рекультивации земли без учета степени освоенности территории; d2 - коэффициент степени освоенности территории. Величины f, d1 и d2 могут быть определены по нормативным таблицам в зависимости от влияющих факторов. Плата за отвлечение земли для размещения отходов устанавливается в России постановлением Правительства. Плата различна для разных отходов: выделяют две группы нетоксичных и четыре группы токсичных отходов. Ущерб от выбросов в водные объекты определяется по следующей формуле: У = у к (а m), где у - нормативный экологический ущерб, руб./усл. т; к - безразмерный коэффициент, зависящий от места расположения водоема на территории страны; а - показатель относительной опасности сброса примеси в водоем, усл.т/т; m - масса сброса примеси в водоем, т/год. Значения К и А задаются нормативными таблицами. Ущерб от выбросов в атмосферу определяют по формуле: У = j g f (a m), где j - нормативный экологический ущерб от выбросов в атмосферу, р./усл. т; g - показатель, характеризующий относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории; f - коэффициент, учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере; а - показатель относительной агрессивности примеси в атмосфере, усл. т/т; m - масса годового выброса примеси в атмосферу, т/год. Величины g, f, а - задаются нормативными таблицами. Устанавливаются три норматива платы за выбросы: в пределах допустимых объемов выбросов; в пределах установленных лимитов выбросов; сверх максимально допустимого объема выбросов. Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего - в 5 раз выше второго. Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов - за счет прибыли предприятия. В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод. Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий. Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ. Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние определяются комплексом необходимых мероприятий, характером изменений, спецификой природного объекта и особенностями региона. Так попадание нефти в прибрежные воды требует проведения работ по локализации разлива, сбору нефти с поверхности воды, очистке береговой зоны, спасению птиц и животных, уничтожению или переработке собранной нефти и загрязненных материалов. Гибель участка леса, например, влечет комплекс работ по вырубке зараженных деревьев, очистке поверхности земли, посадке и выращиванию саженцев.
Экологическая экспертиза технических объектов
Генеральной линией государственной стратегии природоохранной деятельности в РФ, провозглашенной в "Законе об охране окружающей природной среды" является обеспечение научно обоснованного разумного сочетания экологических и экономических интересов Природы и Общества, без ущемления одних за счет других. Важным видом работ, связанных с реализацией концепции устойчивого развития, является экологическая экспертиза технических объектов. Исходными данными для экологической экспертизы является оценка воздействия технических объектов (ОВОС) и в том числе на природные ресурсы, здоровье и благосостояние населения. Она проводится при выборе производственных площадок и трасс, разработке проектов строительства новых, техническом перевооружении, реконструкции и расширении действующих технических объектов, введении новых и совершенствовании или изменении действующих технологий, выпуске новых материалов и веществ. Без экологической экспертизы не открывается финансирование по любому проекту или программе, не осуществляются запланированные хозяйственные мероприятия, не выдаются лицензии (разрешения) на пользование растительным и животным миром и сертификаты (т.е. документы, удостоверяющие качество товаров) на новые виды техники, технологий, материалов и веществ. Оценка воздействия технических объектов на ОС ОВОС включает в себя определение характера и степени опасности всех видов потенциальных воздействий на окружающую природную среду (ОПС) предлагаемой к реализации хозяйственной деятельности и оценку экологических, социальных и экономических последствий осуществления проектов. ОВОС относится к обязательным элементам всех стадий проектирования технических объектов, которые могут оказать влияние на состояние природных ресурсов, здоровье и условия жизни настоящего и будущего поколений. Целью ОВОС является предотвращение деградации ОПС, восстановление нарушенных природных экосистем, обеспечение эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития и создание благоприятных условий для жизни людей. Проведение ОВОС должно носить комплексный характер (одновременный учет технических, экологических, экономических и социальных аспектов проекта), обеспечивать вариантность принимаемых решений и учитывать такие региональные особенности, как состояние экосистем и их устойчивость к прогнозируемым воздействиям, перспективы социально-экономического развития региона, исторические, культурные и этнические интересы населения. Проведение ОВОС должно обеспечить принятие таких решений, которые не будут представлять угрозы для здоровья человека при прямом, косвенном, всех формах кумулятивного и других видах воздействия, не будут связаны с экологически опасной при использовании, переработке и уничтожении продукции и не приведут к критическим или необратимым изменениям ОПС на любом этапе осуществления проекта (при строительстве, эксплуатации и ликвидации технического объекта). Ответственность за проведение и финансирование ОВОС возлагается на заказчика. Он же отвечает за полноту, качество и достоверность результатов ОВОС. Непременным условием ОВОС является одновременность ее проведения с разработкой любого проекта технических объектов. В процедуре ОВОС различаются 5 этапов, каждый из которых завершается или оформлением соответствующего документа, или корректировкой проекта: 1) разработка концепции намечаемой деятельности; 2) определение воздействий на ОПС; 3) выявление экологических последствий; 4) корректировка проекта; 5) подготовка Заявления об экологических последствиях (ЗЭП). На первом этапе ОВОС выявляется возможность дополнительной антропогенной нагрузки на ОПС, определяются масштабы вовлечения в переработку природных ресурсов и энергии по данной территории и анализируются альтернативные пути улучшения экологической обстановки. Под антропогенной нагрузкой понимается степень прямого или косвенного воздействия людей и хозяйственной деятельности на ОПС в целом или на ее отдельные компоненты. Помимо хозяйственных и технических аспектов концепции проекта и ключевым его вопросам относится обеспечение экологической безопасности в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий. По результатам этого этапа ОВОС готовится Уведомление о намерениях (УН), в котором приводятся предварительные данные проекта (в том числе план природоохранных работ и средства их обеспечения) и перечень реальных и разумных альтернатив проекта. В число последних обязательно входит вариант отказа от проекта. После рассмотрения УН в местных органах власти и управления заказчик может получить разрешение на проектирование и изыскания. На втором этапе ОВОС выявляются все возможные воздействия проектируемого объекта на ОПС с учетом особенностей конкретной территории. Учитываются экологическая обстановка на территории проектируемого объекта, общественное мнение, масштаб и интенсивность неизбежных воздействий на ОПС и возможность их распространения на другие административные территории. Помимо технико-экономического обоснования проекта с анализом альтернативных решений и ресурсной обеспеченности особое внимание обращается на природные условия, а именно: на качество изымаемых земель для промплощадки и вызванный этим изъятием экономический ущерб, климатические, почвенные, гидрологические и геологические факторы, состояние растительного и животного мира, наличие особо чувствительных территорий (заповедников, заказников, зон отдыха). Также оцениваются и существующие источники воздействия на ОПС и вызванные ими изменения в ОПС. При выявлении возможных воздействий на ОПС следует учитывать все источники воздействия, в том числе технологически связанные с проектируемым объектом или его строительством, их пространственное расположение (наземные, подземные и т.д.) и форму (линейные, точечные, площадные). Все виды воздействий разделяются на группы: приносящие в ОПС и изымающие из нее. В первую группу включаются твердые вещества (отвалы, свалки, шлаконакопители и т.п.), жидкие потоки (сточные воды, ливневые стоки и т.п.) и газообразные выбросы; вторая - это изымаемые земли, леса и другая растительность, водные ресурсы, недра (полезные ископаемые), атмосферный воздух. ОВОС проводится с применением качественных и количественных показателей интенсивности (например, выброс загрязняющих веществ в единицу времени), удельной мощности (поступление загрязняющих веществ на единицу площади), периодичности (дискретное, непрерывное и разовое - в том числе аварийное воздействие), продолжительности и пространственных границ воздействия. При этом различаются административные, экологические (границы функционирования природных систем), технические границы (земельного и горного стволов) и границы изменения ОПС (границы зон загрязнения, заражения, деформаций и т.д.). Критериями ОВОС могут быть количественные и качественные характеристики. Так загрязнение атмосферного воздуха, не превышающее предельно допустимой концентрации (ПДК) считается слабым, от 1 до 5 ПДК - средним, от 5 до 50 ПДК - очень сильным. При качественных оценках используется критерий оценки изменения качества ОПС, который предлагается определять как логарифм отношения модуля отклонения любого компонента ОПС от его нормального равновесного состояния к максимально возможному диапазону отклонений. Если у объекта есть численно определенные границы устойчивости, как, например, при смене фазовых состояний вещества в случае термического воздействия, то П можно определить прямым путем и принять его при смене фазового состояния равным 5. Для биологических систем и почвы переходом в другие состояние можно считать переход в другой тип (например, преобразование леса в кустарниковые сообщества при усилении воздействия - сначала снижается продуктивность, потом изменяется видовой состав, начинается деградация древесного яруса, и при очень сильном воздействии деревья исчезают полностью). Для некоторых других компонентов ОПС оценку воздействия можно проводить по времени восстановления или релаксации – установления динамического равновесия (табл. 26). При оценке значимости воздействия учитывается площадь зоны воздействия, влияние на особо охраняемые территории и особо опасные производства. По результатам второго этапа ОВОС готовится "Заявление о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС), в котором учитываются результаты всех предшествующих испытаний и исследований, а также требований, выдвинутых при выдаче разрешения на проектирование, ЗВОС представляется органам власти, управления и контроля, профорганизациям и общественности (в том числе и местному населению). Обязательными разделами ЗВОС помимо общетехнических и хозяйственных положений являются основные характеристики воздействия и экологическая обстановка на территории. На третьем этапе ОВОС выявляются экологические, экономические, социальные и другие, связанные с ними, последствия реализации проекта. Основной формой выявления перечисленных последствий должно быть общественное обсуждение ЗВОС, для чего учитываются и информируются все заинтересованные в проекте стороны. Затем организуется диалог между ними и заказчиком, устанавливаются и фиксируются все неблагоприятные экологические, экономические и социальные последствия реализации проекта и определяются взаимоприемлемые решения по предотвращению или уменьшению этих последствий.
Таблица 26 Оценка воздействия по времени восстановления (релаксации)
Основными критериями социальной значимости проекта будут степень влияния его реализации на здоровье населения, изменение привычных условий жизни и традиционных форм занятости, возможность изменения местожительства населения и воздействие на заповедные и охраняемые территории. При несущественных результатах воздействия на ОПС проектирование объекта может быть продолжено. При необходимости проект дополняется мерами по ослаблению воздействия на ОПС (корректировка проекта). При обнаружении дополнительных, неучтенных проектировщиками воздействий или недопустимых воздействий проект возвращается на доработку или переработку. Четвертый этап ОВОС заключается в корректировке проекта: анализируются и прогнозируются изменения в ОПС при реализации проекта. При необходимости предусматривается введение мониторинга, т.е. системы регулярных наблюдений за состоянием ОПС на территории размещения объекта в целях оценки, прогноза и управления этим состоянием. Для уменьшения или исключения неблагоприятных воздействий на ОПС разрабатываются дополнительные мероприятия и технические решения. На пятом этапе ОВОС готовится Заявление об экологических последствиях (ЗЭП), которое содержит гарантии заказчика о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в случае реализации проекта. ЗЭП оформляется отдельным документом, включающим основные результаты изысканий и исследований и выводы из них, характеристики экологических последствий воздействия на ОПС, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые проектными решениями, и обязательства заказчика по реализации мер и мероприятий для обеспечения экологической безопасности. ЗЭП передается всем заинтересованным сторонам, участвовавшим в обсуждении ЗВОС. Под экспертизой понимают исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с представлением мотивированного заключения специалиста-эксперта. Экологическая экспертиза - это исследование и оценка воздействия на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье людей комплекса промышленно-хозяйственных и других объектов. Разработка методики и системы экологических экспертиз стала осуществляться в Японии с 1965 г., США - с 1970 г., во Франции и Испании - с 1976 г., в Китае - с 1979 г. В РФ экспертные комиссии при Госкомприроде были созданы в 1988 г. Различают государственную и общественную экологические экспертизы. Первая проводится специально уполномоченными органами государственного управления и контроля, вторая - общественными организациями. В экологической экспертизе последние играют существенно большую роль, чем в каком-либо другом виде человеческой деятельности. В наиболее крупных и ответственных решениях спорных экологических проблем до недавнего времени общественной экспертизе принадлежала ведущая роль (например, в запрещении проекта о перекрытии реки Оби в ее нижнем течении, в отказе от поворота северных рек на юг и т.д.). Однако в последние годы сформировалась авторитетная государственная экологическая экспертиза. Единая система государственной экологической экспертизы включает экспертизу при Госкомприроде РФ и экологические экспертизы комитетов по охране природы субъектов РФ. Органы экспертизы обеспечивают государственный перспективный контроль качества ОПС и природопользования, и комплексное эколого-социально-экономическое рассмотрение документации, обосновывающей и регламентирующей хозяйственную деятельность на территории РФ. Основными принципами государственной экологической экспертизы являются независимость, объективность и гласность процесса экспертизы и ее решений, комплексность и обязательность проведения. В основе решений экологической экспертизы лежат безопасность физического, духовного, репродуктивного и генетического здоровья человека; сохранение национального генофонда человеческих популяций, экологического равновесия и видового разнообразия растительного и животного мира. Государственной экологической экспертизе подлежат предплановые, предпроектные и проектные документы по развитию хозяйственной и иной деятельности, проекты зон свободного предпринимательства и других особых районов, проекты совместной внешнеэкологической деятельности, материалы по обоснованию целесообразности изъятия природных ресурсов и их экспорта или импорта; документы по экологическому обоснованию новой техники, технологий и материалов (в том числе и импортируемых), а также научно-технической документации по хозяйственной и природоохранной деятельности. Экологическая экспертиза выдает согласования и разрешения на природопользование и рассматривает обоснования для выдачи лицензий (разрешения на экспортные и импортные операции, торговлю, отстрел животных и т.д.) и сертификаты. Органы государственной экологической экспертизы РФ имеют право допуска на объекты экспертизы независимо от их ведомственной принадлежности и на получение информации об этих объектах, несут ответственность за объективность, обоснованность, достоверность и компетентность своих решений и рекомендаций, а также за обеспечение независимости и гласности процесса экспертизы. В зависимости от характеристики, значимости и масштаба экспертиза проводится по одному из трех видов процедур: 1) комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза; 2) согласование; 3) назначение граничных условий. Так комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проводится преимущественно с привлечением внештатных экспертов с рассмотрением сводного заключения экспертной комиссии на совете Государственной экологической экспертизы. Экспертиза по процедуре согласования рассматривает основные аспекты влияния проекта на ОПС, достаточность обоснования и эколого-социально-экономическую оценку рационального природопользования. Она может выполняться штатным экспертом с составлением экспертного заключения за 15 дней (простое согласование); с привлечением при необходимости внештатных экспертов и составлением экспертных заключений и сводного заключения - за 30 дней (согласование средней сложности); экспертной комиссией с составлением дополнительного протокола утверждения сводного заключения - в срок до 45 дней. Назначение граничных условий обычно проводится на начальных этапах проектирования объекта и включает в себя, например, установление зон санитарной защиты, ПДК в сточных водах и т.п. Наиболее частыми задачами государственной экологической экспертизы при рассмотрении представленных материалов являются определение потребности в природных ресурсах (земельных, водных, материальных) и установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты. Установленные при этом уровни ПДВ, ПДС и потребностей в природных ресурсах служат в дальнейшем для определения платы предприятия за природные ресурсы и воздействие на ОПС. Определение потребности в природных ресурсах проводится заказчиком по соответствующим СНиПам, в которых приводятся нормативы расходов исходного сырья, количества и качества воды на единицу продукции. Установление ПДВ и ПДС проводится в соответствии с "Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты", утвержденной в 1989 г. ПДВ - это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира (ГОСТ 17.2.3.02-78). На действующих предприятиях, если значения ПДВ по ряду объективных причин не могут быть достигнуты, тогда вводится поэтапное снижение выбросов до значений, обеспечивающих ПДВ. При расчетах ПДВ по методике ОНД-86 помимо учета фоновых концентраций загрязняющих веществ, которые запрашиваются в органах Госкомгидромета РФ, учитывается возможность трансграничных переносов соединений серы. Расчеты ПДВ проводятся самим предприятием с привлечением специализированной организации. ПДС - масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте (ГОСТ 17.1.1.01-77). Сброс сточных вод, содержащих вещества с неустановленными ПДК, запрещен. ПДС для действующих предприятий устанавливается в разрешениях на специальное водопользование с указанием лимитов забора свежей воды. Нормативы ПДС рассчитываются, как правило, в целом по бассейну реки. Величина ПДС определяется как произведение максимального часового расхода сточных вод на концентрацию в них загрязняющих веществ. ПДС устанавливается с учетом фонового состава воды, данные по которому запрашиваются в местных органах Госкомгидромета РФ. Если фоновое содержание веществ не обеспечивает нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС устанавливают, исходя из обеспечения природного фонового качества воды. Предельный уровень минерализации поверхностных вод равен 1500 мг/дм3 (ГОСТ Р 51232-98). При установлении ПДС следует учитывать коэффициент неконсервативности загрязняющих веществ и вид водопользования. Коэффициент неконсервативности характеризует скорость разложения загрязняющих веществ. Он принимается по данным натурных наблюдений или справочным данным и пересчитывается в зависимости от температуры и скорости течения воды (в справочных данных его значения приведены для стандартных условий) ПДС устанавливается для следующих видов водопользования: а) хозяйственно-питьевого, когда водный объект является источником водно-питьевого водоснабжения и водоснабжения предприятий пищевой промышленности; б) коммунально-бытового, когда водный объект используется для купания, спорта и отдыха населения, а также для иного использования водных объектов в черте населенных мест; в) рыбохозяйственного, когда водные объекты используются для воспроизводства, промысла и миграции рыб. Рыбохозяйственные объекты подразделяются на высшую, первую и вторую категории. К первой категории относят места нерестилищ, зимовальных ям и массового нагула особо ценных видов рыб, а также охранные зоны хозяйств для искусственного разведения и выращивания рыб. Ко второй категории относят объекты для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, к третьей - водоемы для других рыбохозяйственных целей. В водных объектах хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового назначения ПДК показателей качества воды устанавливаются по одному из трех лимитирующих признаков вредности - органолептическому, общесанитарному и санитарно-токсикологическому. При рыбохозяйственном водопользовании помимо трех перечисленных лимитирующих признаков используются еще два - токсикологический и рыбохозяйственный. В материалах, представляемых на согласование и утверждение ПДВ и ПДС, помимо ходатайства, пояснительной записки и соответствующих расчетов должен содержаться план мероприятий по достижению установленных нормативов. Нормативы ПДВ и ПДС пересматриваются соответственно через 5 лет и 3 года. Различные типы экологических экспертиз имеют свои особенности, в частности экспертиза технологии предусматривает малоотходность процесса в сравнении с существующими нормами, а экспертиза техники - определение ее степени ресурсоемкости и экосовместимости. В Японии, США, развитых странах Европы прогнозы, полученные после завершения экологической экспертизы, имеют высокую точность. Степень неоправдавшихся прогнозов составляет около 7 %. Среди методов, используемых при проведении экологических экспертиз, следует назвать метод групповой экспертизы, "контрольного списка", картографического наложения, блок-схемы, матричный метод и моделирование. В зарубежных странах широко применяются два последних метода. Так при матричном методе в матрицу включают следующую информацию: по компонентам природной среды (климатические параметры, земельные ресурсы, водные объекты), по видам хозяйственной деятельности (шахты, заводы) с указанием индикаторов техногенного воздействия. Могут составляться матрицы, имеющие несколько десятков компонентов. Экологическая паспортизация предприятий является основой экологической программы перевода природоохранной политики на новый уровень. Цель инженерно-экологической паспортизации – установление предельно допустимых воздействий промышленных объектов и технологий на окружающую среду (ОС) с учетом ее фонового состояния. Для решения вопросов развития производительных сил отраслей НХ проводится инвентаризация вредных выбросов в атмосферу, неочищенных и очищенных сточных вод (СВ) в поверхностные водоемы, анализируется проектная документация на объекты. Инвентаризация выбросов, стоков и твердых отходов – первый обязательный этап экологической паспортизации объектов. Экологический паспорт (ЭП) – документ, включающий общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем, схем очистки СВ и воздушных выбросов, данные о твердых и др. отходах, а также сведения о наличии в стране и мире технология, обеспечивающих наилучшие показатели по охране природы. В паспорте содержится перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на ОС (с указанием сроков их выполнения, объемов затрат, объемов выбросов до и после осуществления каждого мероприятия). При составлении ЭП службы экологического контроля вносят данные о содержании вредных веществ в выбросах в атмосферу, стоках в водоемы, на почву, в твердых отходах с учетом фоновых характеристик ОС. ЭП разрабатывается за счет собственных средств предприятия, подлежит с согласованию с санитарно-эпидемиологическими и природоохранными территориальными органами. ЭП утверждается первым руководителем организации, а затем регистрируется в органе охраны природы. Руководитель. Утвердивший ЭП, несет персональную ответственность за правильность его составления, достоверность содержащихся в нем данных, своевременность внесения корректив, отражающих изменение характера использования ресурсов или воздействия на ОС. Основой разработки ЭП являются: 1. Основные показатели производственной деятельности. 2. Разрешения на природопользование. 3. Паспорта всех очистных систем и установок (воздухоочистных, водоочистных), сооружений по сбору и утилизации отходов. 4. Данные статистической отчетности по природо- и ресурсопользованию.
Последовательность паспортизации следующая: 1. Устанавливают фоновое загрязнение поверхностных вод и АВ. 2. Составляют матрицу каждого вида технологического процесса, в которой определены элементарные операции. 3. Составляют матрицу нормокомплектов машин и механизмов, необходимых для технологических операций. 4. Суммируют показатели воздействия всех технологических операций. Наиболее трудоемким процессом является процесс инвентаризации выбросов. Ее проводят экологические службы предприятий с целью учета всех неблагоприятных воздействий на ОС методами инструментальных измерений и расчетно-аналитическими. На основании сопоставления данных инвентаризации с нормами делаются выводы о приемлемости или неприемлемости деятельности предприятия. ЭП предприятия включает следующие документы: 1. Справку о природоохранной деятельности. 2. Схему расположения объекта. 3. Баланс водопотребления и водоотведения. 4. Характеристику используемого сырья. 5. Выбросы вредных веществ в атмосферу в целом по объекту. 6. Выбросы в атмосферный воздух от ПГУ (пылегазоуловителей). 7. Содержание вредных веществ в атмосфере. 8. Характеристику сжигаемого топлива и выбросов от объектов теплоэнергетики. 9. Показатели использования воды. 10. Состояние очистных сооружений в целом. 11. Показатели очистки СВ и содержание загрязняющих веществ в водоеме. 12. Показатели образования, накопления и использования твердых отходов. 13. Сведения о рекультивации. 14. Прогноз динамики выбросов. 15. Затраты на природоохранную деятельность. 16. Итоговые данные выбросов по предприятию. 17. Дополнительные сведения. При изменении технологии в экологический паспорт вносятся соответствующие изменения. Первым законом об охране ОС принято считать эдикт английского короля Эдуарда 4 (1273 г.), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Общие положения (10 статей) Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства Российской Федерации Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью,сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и -учшения качества окружающей природной среды, укреп-ения законности и правопорядка в интересах настоящего и "" -лущих поколений людей. Статья 2. Система природоохранительного законодательства Российской Федерации Природоохранительные отношения в Российской Ф регулируются настоящим Законом, разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами России. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды. В сжатой и емкой форме преамбула настоящего Закона разъясняет ряд его базовых положений: природа и ее богатства—национальное достояние народов Российской Федерации; Закон действителен только совместно с комплексом определенных организационных, правовых, экономических, воспитательных мер; его задачи—формирование и укрепление экологического правопорядка, способного обеспечить экологическую безопасность на территории как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов. Тезис о том, что природа и.ее богатства являются национальным достоянием, не затрагивает вопроса о праве собственности на природные богатства, а лишь означает, что они служат первоисточником для развития производительных сил всей страны, увеличения ее экономического потенциала и решения социальных проблем народа России. Эффективность этого естественного источника обеспечивают меры: организационные (деятельность людей, органов власти и управления, юридических лиц), правовые (принятие законодательных и других нормативных актов, их исполнение и применение), экономические (мобилизация необходимых материально-технических средств, инвестиций, различных экономических стимулов и др.), воспитательные (в частности, экологическое образование). Все это направлено на достижение целей Закона —формирование экологического правопорядка, который обеспечивает экологическую безопасность. В преамбуле говорится о территории Российской Федерации и республик в ее составе. Сейчас этого недостаточно, надо говорить о всех субъектах Федерации. В соответствии Конституцией Российской Федерации 1993 г. такими субъектами являются республики, автономная область, автономные округа, края, области, города Санкт-Петербург, Москва. I. Статьи разд. I — основополагающие для всего Закона, представляют как бы общую его часть, а все остальные —особенную. В общую часть включены 10 статей. В ст. 1 — 4 закреплены такие базовые положения (категориии, понятия), как окружающая природная среда, состав ее объектов (компонентов) и их охрана, принципы охраны, природоохранительное законодательство. Термин «окружающая природная среда» предполагает, что человек погружен в природу как в среду своего обитания, куда, помимо естественных, (из которых три основные: земля, воды, атмосферный воздух (атмосфера). К другим объектам относятся леса, экологические системы, недра земли, животный мир и т. Д) входят и созданные людьми природные объекты (каналы, водохранилища и др.) . ст. 4 Земля понимается как «твердь земная», поверхность, почвенный покров, В сельском хозяйстве он является основным и незаменимым средством производства, поэтому здесь плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны. Остальные земли являются пространственным операционным базисом для размещения объектов промышленности, транспорта, населенных пунктов. Плодородие здесь не имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением, захламлением, заражением, нерациональным использованием. Понятие и состав земель даются в Земельном кодексе. К водам относятся моря, океаны, реки (в том числе малые), озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники. Воды играют также климаторегулирующую роль. Состав их объектов дается в Водном кодексе. Воды в то же время —экономический природный ресурс. В атмосфере (атмосферном воздухе) особо выделяется такой компонент, как озоновый слой, защищающий Землю от прямых солнечных излучений. «Утоньшение» этого слоя, происходящее в последние годы (т. н. озоновые дыры), может привести планету к необратимым катастрофическим последствиям. Как объект природы—леса, в соответствии с лесным законодательством,— это крупные, большие древесные сообщества с соединенными кронами деревьев. Леса — важный экономический ресурс. Леса также выполняют климаторегулирующую роль, вырабатывают кислород, их называют «легкими планеты». Небольшие группы деревьев, очдиночные деревья, лесополосы к лесам не относятся, хотя шкже выполняют защитную роль (от ветровой и водной эрозии). Иная растительность —древесно-кустарниковая, не отнесенная к лесам (например, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, иная водная растительность, ягоды, грибы.. И другие дары леса, степные ковыли, кактусы, лесополосы). В качестве объектов природы выступают экологические экосистемы. Под ними понимаются сообщества организмов и ареалы их существования (территории), которые в силу неразрывных причинно-следстигых связей образуют единое целое. К ним относятся, например, киты и другой животный мир в определенных 1ях Мирового океана, морские акватории и лежбища гжей. Такие участки, как правило, объявляются заповед-i лми. Многие другие заповедники по существу также вставляют собой экосистемы. Недра—это земли, расположенные ниже почвенного покрова или дна водоема и доступные для освоения (геологического изучения, разработки). Недрами называют так- пустоты, подземные воды (см. Закон Российской Федерации о недрах). Животный мир—различные виды зверей, птиц и др., обитающих в естественной среде (земные, земноводные, водные животные). Их состав определяется Законом Российской Федерации о животном мире. Охрана сельскохозяйственных и других домашних животных, а также обитателей зоопарков, вольеров, океанариумов, аквариумов осуществляется другим специальным законодательством. Разновидностью животного мира являются микроорганизмы. Это —тоже природный объект, подлежащий охране. Помимо болезнетворных (от них надо охранять природные объекты, животных, человека) есть микроорганизмы, которые помогают лечить почву, деревья, животных и человека (например, производимые из обычной плесени). Одним из природных объектов, нуждающихся в защите и охране, в т. ч. правовой, является генетический фонд. Это понятие применимо к совокупностям (видам, подвидам) растительного и животного мира. Человек юридически не считается элементом природной среды, но можно говорить о генофонде народа, нации, который характеризуется определенными признаками (крепость «тела и духа», здоровье, сила, способность приспосабливаться к среде обитания, не теряя при этом врожденных качеств). Деградация же природной среды может приводить и приводит к необратимым изменениям не только растений, животных, но и человека, к появлению мутантов, т. е. особей с несвойственными генетическими признаками. В последние годы заметно ухудшилось здоровье населения, особенно молодежи (на примере ежегодных призывов в армию, когда выявляется много лиц, не пригодных к службе); снизились возраст жизни, рождаемость, увеличились смертность, бесплодие женщин, число рожденных уродов. В качестве причины здесь выступают как естественные, так и отрицательные социальные нагрузки на окружающую природную среду. Это — серьезная проблема. Наконец, речь идет о таких объектах, подлежащих охране, как природные ландшафты (их называют также географическими). Это —естественный комплекс, в котором могут быть различные природные компоненты земля, почвы, растительность, воды, животный мир), нахо-дящиеся в сложном взаимодействии, образующие неразрывную экологическую систему. Черта природного ландшафта —рельеф местности. К числу особо охраняемых объектов, территорий относятся государственные природные заповедники, заказники, иональные и природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения, которые заносятся в Красную книгу Российской Федерации,
Экологические требования в комментируемом Законе сформулированы применительно к четырем «уровням» или «направлениям». Во-первых, применительно к природопользованию (по существу, во всех статьях —с 40 до 57). Это означает экологизацию природопользования и всех его конкретных видов (землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, животным миром), т. е. всемерное усиление его защиты от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, приводящих к ухудшению окружающей среды. Так, земли охраняются от эрозии, снижения плодородия, загрязнения и заражения; воды —от загрязнения, засорения, истощения; леса —от самовольных и незаконных рубок, пожаров. В то же время предусматриваются меры предупреждения вредного влияния самих природных явлений, ликвидации их последствий (землетрясений, оползней, селевых потоков, потепления климата, затоплений, повышения уровня морей и Мирового океана). Предусматривается комплекс экономических мер, меры экологической экспертизы, экологического контроля, традиционной юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, ад-министративной, уголовной, гражданско-правовой (имущественной), а также специальной эколого-правовой—прекращение права природопользования, приостановление или прекращение экологически вредной деятельности отраслей, производств, объектов, перепрофилирование или вывод их за пределы населенных пунктов). Экологизация природопользования вводит его в рамки рациональной, научно обоснованной, безвредной или менее вредной для окружающей природной среды деятельности, включает в систему экологической безопасности. Во-вторых, экологические требования сформулированы применительно к различным отраслям и объектам производственно-хозяйственной и иной деятельности. Сюда относятся, в частности, отрасли и объекты промышленности, транспорта, строительства, энергетики, военной деятельности, сельского хозяйства, мелиорации и др. Они могут отрицательно влиять на природные объекты (загрязнять, заражать, засорять земли, воды, атмосферный воздух), губительно — на озоновый слой, климат, уровень океанов и морей- В целях предупреждения такого воздействия или уменьшения его последствий действуют экологические требования о запрете подобной деятельности, в частности, при разработке планов, размещении и строительстве объектов и сооружений, вводе их в эксплуатацию и при эксплуатации. 8 то же время принимаются меры по усилению экологического контроля и надзора, ответственности виновных, в том числе —эко-лого-правовой (приостановление или прекращение деятельности). В-третьих, особые экологические требования устанавливаются применительно к деятельности в регионах, на территориях, в зонах. В особенности это касается, например, регионов и территорий Крайнего Севера, Белого моря, озера Байкал, Северного Прикаспия, Волжского бассейна, Черного и Азовского морей, административных территорий. Для них могут разрабатываться специальные экологические программы, территориальные схемы комплексной охраны природы (ТерСКОП). Особо выделяются (объявляются) зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия (последствий чернобыльской аварии, Северного Прикаспия и др.)1. К особо охраняемым территориям, в которых устанавливаются специальные экологические требования, особые охранные режимы, относятся лечебно-оздоровительные и курортные местности, заповедники, национальные и природные парки, заказники, ботанические сады и дендрологические парки, памятники природы. В них также, как правило, устанавливаются дополнительно санитарные зоны или зоны (округа) санитарной охраны2. В-четвертых, экологические требования предусматриваются применительно к объектам в населенных пунктах. Здесь действуют и градостроительные, и санитарно-эпидемиологические нормы; учитываются правила планировки и застройки; особое внимание уделяется охране атмосферного воздуха, водоемов, лесов и лесонасаждений; предусматриваются меры по усилению контроля и ответственности. Закон предусматривает выделение на территории России особых кризисных зон —чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, устанавливает порядок и последствия их объявления, источники финансирования мероприятий по их оздоровлению, основные признаки зон (ст. 58 и 59 Закона). Эффективную охрану природы невозможно обеспечить лишь эпизодическими мероприятиями или отдельными, пусть самыми строгими, запретами. Даже тщательно разработанные программы комплексного природопользования, а также научно обоснованные законы и рекомендации исполняют люди. От воспитания людей во многом зависит, как будет понят закон, дойдет ли он до сознания, вызовет ли внутреннюю потребность активного содействия. Основы экологического воспитания закладываются с раннего детства, если ребенку в семье рассказывают об окружающем мире с позиций любви и бережного отношения к природе. Общее (в своей основе—нравственное) и экологическое воспитание подрастающего поколения имеют на последующих стадиях формирования личности важнейшее значение для выработки необходимого уровня правосознания, понимания смысла законов об охране природы, важности их правильного и своевременного применения. В первую очередь важно укрепить в обществе сознание того, что природные богатства не беспредельны; чтобы ушло в прошлое представление о возможности брать от природы побольше, не давая ей ничего взамен. Современное общество не вправе жить за счет будущих поколений. Оно обязано сохранить и оставить природу грядущим векам не только не оскудевшей, но и обогащенной.. 2. Статья 73 комментируемого Закона в соответствии со сложностью задач охраны природы устанавливает систему «всеобщего, комплексного и непрерывного» экологического воспитания и образования: дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации. В общий процесс экологического воспитания и образования включаются и средства массовой информации (ст. 76 Закона). Система образования, порядок разработки и утверждения образовательных программ, создания специальных образовательных учреждений, их педагогическая деятельность определяются Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3267-1 «Об образовании»1. Согласно ст. 9 данного Закона общеобразовательные программы, включающие также и экологические знания, состоят из программ: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы предусматривают задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации (например, экологов в системе промышленности, водного хозяйства, здравоохранения и санитарного надзора и т.д.). К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 9 Закона). Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях, предусмотренная ст. 74 Закона, предполагает обязательность разработки полноценных учебных программ. Эти программы должны охватывать, как минимум, «основы экологических знаний», необходимые не только для всякого специалиста, но и для каждого гражданина нашего общества, обязанного соблюдать возлагаемые на него ст. 58 Конституции Российской Федерации требования: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Основы природопользования (или основы охраны природы и рационального природопользования) преподаются во всех государственных школах, частных, общественных, религиозных и других средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля (в рамках среднего или высшего образования). Эта дисциплина получает и другие названия: основы экологии, охрана окружающей природной среды, закон об охране окружающей природной среды и т.д. В средних школах данная тематика чаще всего охватывается такими дисциплинами, как обществоведение, биология, Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды Статья 78. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами 1. Споры в области охраны окружающей природной 2. Споры об охране окружающей природной среды с 3. Имущественные споры, связанные с возмещением 4. Имущественные споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территориях разных республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области и автономных округов, рассматриваются Высшим Арбитражным Судом. Правовая система предусматривает
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |