Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый и управленческий учет




В бухгалтерском учете экономически развитых стран выделяют две подсистемы – финансовый учет и управленческий учет, у каждой из которых свои цели и задачи.

Финансовый учет охватывает учетную информацию, которая используется внутри фирмы и сообщается внешним пользователям.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководством на всех уровнях управления организацией.

Управленческий учет расширяет финансовый учет и применяется, прежде всего, при внутренних операциях фирмы. Его цель – обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных хозяйственных целей. К бухгалтерской информации, предназначенной для использования руководством, предъявляются другие требования, чем к информации, предназначенной для внешних пользователей, не работающих непосредственно в организации.

Финансовый и управленческий учет различаются следующим:

· основными потребителями информации;

· видами систем учет;

· свободой выбора;

· используемыми измерителями;

· основными объектами учета;

· периодичностью составления отчетности;

· степенью надежности полученной информации;

· обязательностью ведения учета.

Основные потребители информации. Потребители традиционных финансовых отчетов находятся вне организации. Внутренние аналитические отчеты, подготавливаемые бухгалтером организации, используются руководством самой организации. Содержание этих отчетов изменяется в зависимости от целевого назначения и должности руководителя, для которого они предназначены.

Виды систем учета. Финансовые отчеты, подготавливаемые для внешнего пользователя, составляются в стоимостной оценке по стандартным формам. Прежде чем составить отчетную форму, информация преобразуется с помощью двойной записи. Запись бухгалтерской информации внутри организации для принятия управленческих решений может производиться и без использования двойной записи. Информация, собираемая по подразделениям организации, отражается в различных единицах измерения, а не только в стоимостной оценке. Она готовится для определенных целей руководителям, и после принятия подготовленного на ее основе решения использование этой информации прекращается. В связи с этим в управленческом учете требуется система хранения и поиска информации больше мощности, чем в финансовом.

Свобода выбора. Финансовый учет основан на общепринятых стандартах и принципах учета, которые регулируют оценку и передачу финансовой информации. Общепринятые принципы учета, необходимые, прежде всего для защиты интересов кредиторов и обеспечения доверия к полученной информации, ограничивают выбор бухгалтером конечного числа учетных приемов и методов. В управленческом учете нет такого ограничения. Бухгалтер в каждом отдельном случае должен решить, какая информация будет полезна получателю, и в соответствии с этим выбрать нужные приемы и метода.

Используемые измерители. Финансовый учет выполняет свои функции, предоставляя информацию о произошедших хозяйственных процессах. Информация измеряется в денежном выражении (в рублях по курсу на настоящий момент). Этот измеритель может использоваться на короткий период времени для контроля за уровнем издержек и для анализа тенденций при решении задач текущего планирования. Однако для принятия большинства управленческих решений руководству необходимо учитывать курс рубля в будущем. Эти решения требуют прогнозируемой информации и перспективных оценок текущих данных с опорой на курс рубля в будущем. Бухгалтер по управленческому учету использует при анализе самые разные измерители (человеко-час, единицы измерения материальных ценностей и др.). Общей мерой, лежащей в основе всей деятельности при выборе видов измерителей, составлении отчетов и анализе в управленческом учете, является полезность измерителей в конкретной ситуации.

Основной объект анализа (учета). Финансовый учет отражает факты хозяйственной жизни всей организации. Управленческий учет включает в себя анализ деятельности различных подразделений или каких-либо сторон деятельности организации. Отчеты могут охватывать как анализ доходов и расходов всего подразделения, так и учет средств, используемых этим подразделением.

Частота составления отчетности. Финансовые отчеты составляются для внешнего пользования и представляются регулярно. Периодичность отчетности, составляемой через равные промежутки времени, основной принцип финансового учета. В управленческом учете отчеты также могут составляться на регулярной основе, но это не обязательно, так как главное, чтобы каждый отчет был полезен его получателю и представлялся в нужное время.

Степень надежности. Финансовая информация, включенная в финансовые отчеты, охватывает финансовые данные, подготовленные для потребителя. Эта информация отражает факты хозяйственной жизни, операции, которые уже завершены, и по этой причине носит объективный характер и поддается проверке. Управленческий учет занимается планированием и контролем за внутренними операциями. Планирование и принятие управленческих решений – это деятельность, направленная в будущее. Хотя операции за прошлый период и полезны для определения тенденций, они не являются главными при планировании, и их следует заменить субъективными оценками будущих ожидаемых событий.

Таким образом, данные управленческого учета имеют отношение к финансовым результатам работы организации и предназначены только для руководства. Утечка подобной информации может придать конкурентной борьбе на рынке нечестный характер. Отсюда следует, что если финансовый учет делает основной упор на полное и точное объяснение и раскрытие результатов деятельности организации, то управленческий учет стремится помочь руководству достичь своих целей; первый носит открытый, второй – закрытий характер.

Обязательность ведения учета. Все организации независимо от организационно-правовой формы собственности обязаны вести финансовый учет и представлять финансовую отчетность в соответствующие органы. Для управленческого учета такой обязательности нет. Его ведение – внутреннее дело самой организации и предназначен он для эффективного управления организацией.

Регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Орган государственного управления, на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

· типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

· положения по бухгалтерскому учету и отчетности;

· иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Органы государственного управления, разрабатывают на основе международных стандартов и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам.

Организации, руководствуясь законодательством республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности.

В соответствии со статьей 5 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» методологическое руководство и контроль за соблюдением действующего законодательства в области бухгалтерского учета возложены на:

· Министерство финансов;

· Республиканские органы государственного управления;

· Министерство обороны и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, финансируемые из бюджета;

· Объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Министерство финансов:

· осуществляет государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь;

· разрабатывает и утверждает типовые унифицированные формы первичной учетной документации.

В Министерстве финансов создано Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности. Этот государственный орган осуществляет непосредственную разработку, согласование и утверждение МФ и другими государственными органами национальных стандартов, положений, инструкций и других нормативных актов, устанавливающих единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в РБ.

Республиканские органы государственного управления:

· осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в соответствующих отраслях экономики;

· разрабатывает и утверждает по согласованию с МФ альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики.

Каждая отрасль или сфера экономики имеет свою специфику. Эта специфика не всегда получает отражение и регламентацию в общеотраслевых (национальных) стандартах и других нормативных актах аналогичного уровня. Поэтому отраслевые Министерства и ведомства на основе межотраслевых стандартов разрабатывают свои отраслевые стандарты, положения, инструкции, рекомендации и т.п. Безусловно, что такую отраслевую специфику могут иметь лишь отдельные участки бухгалтерского учета и отчетности, отдельные виды имущества, отдельные процессы и операции, которые и формируют особенность экономики данной отрасли. Прежде всего, эту особенность будет иметь процесс производства и основные виды имущества, участвующие в этом процессе.

Разработку и внедрение в практику отраслевых стандартов и других аналогичных документов осуществляют Управления бухгалтерского учета и отчетности или центральные бухгалтерии соответствующих Министерств и ведомств, возглавляемые соответственно начальниками Управлений или главными бухгалтерами. Эта работа может осуществляться собственными силами в специально создаваемых отделах, секторах Управления или на хоздоговорной основе с различными научно-исследовательскими учреждениями.

Министерство обороны и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, финансируемые из бюджета:

· ведут учет имущества и обязательств по упрощенной форме, учет материальных средств – в натуральных показателях;

· представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном МФ;

· разрабатывают и утверждают по согласованию с МФ нормативные правовые акты по вопросам учета имущества и обязательств.

Объединения, подчиненные Совету Министров РБ, разрабатывают нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики и представляют их для утверждения в Министерство Финансов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.