Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы познавательного процесса




Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста

Проблемная ситуация, с которой журналист сталкивается на практике, способна вывести его на определенный объект и предмет изучения. Под объектом обычно понимают «жизненные процессы и явления, в составе которых обнаруживается противоречие, порождающее проблемную ситуацию», а под предметом изучения – «характеристики (свойства) объекта, отражающие главные звенья (основу, ядро) противоречий»[28].

Типология ситуаций, с которыми сталкивается журналист, разработана Г.М. Лазутиной[29].

По времени — это, прежде всего, ситуации текущей реаль­ной действительности (то есть сегодняшние, новые, дающие аудитории представление о переменах в мире — очевидных, если они принимают форму событий, или неочевидных, если касаются сущности, непосредственному наблюдению не поддаются и постигаются работой мысли). Однако рассматривают журналисты и ситуации вчерашнего дня — как правило, в свя­зи с необходимостью глубже понять сегодняшнюю ситуацию, ставшую предметом непосредственного профессионального интереса. Особый случай — обращение к ситуациям из далеко­го прошлого. Чаще всего оно бывает вызвано потребностью заполнить «белые пятна» на исторической карте, которые не­избежно остаются во все времена и на определенном этапе становятся помехой для глубокого понимания настоящего.

Масштабы ситуаций могут изменяться в широком диапазоне: от локальных (из жизни одного человека) до глобальных (экологический кризис, угрожающий планете).

По стадии развития проявляющихся в них противоречий они делятся на позитивные – противоречия скрыты, не очевидны, не важны для журналиста, проблемные – противоречия внутри ситуации намечены как позиции разных сторон, готовых договориться, чтобы решить проблему; конфликтные – противоречия, поставлены наиболее остро, когда соперники не всегда готовы на переговоры.

Любая из этих ситуаций осваивается журналистом не сама по себе, а в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит в силу системной организации мира. В этой более широкой ситуации журналиста интересует один ее аспект – назревшая или назревающая проблема, переживаемая многими людьми. Характер отношений между общей проблемой и конкретной ситуацией может быть разным:

§ конкретная ситуация может нести в себе проблему, быть ее проявлением, представляя собой источник новых сведений о проблеме, ее причинах, опасностях (например, информация о взрыве в Нью-Йорке и Вашингтоне как новая информация о проблеме терроризма, или об очередной выходке террористов или о третьей мировой террористической войне);

§ конкретная ситуация может нести в себе опыт разрешения масштабной проблемы - дает знание о путях выхода из проблемы (например, информация о способах борьбе с терроризмом и объединении правительств ведущих держав как альтернатива третьей мировой террористической войне);

§ в конкретной ситуации могут проявиться конфликтные последствия своевременно неразрешенной проблемы – знание о тех потерях, к которым ведут подобные коллизии. (Например, на ток-шоу «Свобода слова» на НТВ пригласили А. В. Руцкого, имевшего многолетний опыт войны в Афганистане. Информация, которой он располагал о климатических условиях, о горной местности, о невозможности использовать достоверные разведданные, говорила о том, что если США ответит на террористический акт войной с Афганистаном, то эта война будет бессмысленной).

Что же собственно журналист познает?

Сведения о предмете, которые интересуют журналиста:

§ информация, характеризующая особенности изучаемой ситуации (например, особенность теракта в США – его дерзость и масштабность);

§ черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией (одно из проявлений терроризма как мирового явления);

§ ретроспектива и перспектива ситуации (изучение истории проведения подобных терактов по всему миру и составление прогноза в соответствии с темой расследования);

§ сущность и явление (характеристика этого теракта, какой смысл скрывается за этим фактом).

Цель познавательной деятельности журналиста – получить не только необходимое оперативное знание о действительности, но и те средства, с помощью которых оно может быть адекватно предъявлено в тексте.

Следующие условия протекания познавательного процесса в журналистике существенно осложняют его ход:

§ разнообразие познавательных задач;

§ решать эти задачи приходится в сжатые сроки;

§ недостаточный исходный уровень компетентности – даже журналист, специализирующийся на какой-то отрасли, в более узкой области может многого не знать. Так журналист, специализирующийся на исследованиях морской фауны, необязательно должен знать устройство плавников черной акулы;

§ познавательный процесс чаще всего неотделим от межличностного общения, а значит эмоциональности. В исследованиях разного рода, где необходимо четко отделить факты от мнений, это может мешать;

§ познавательный процесс не завершается с прекращением контакта с источником информации, он продолжается все время, пока идет работа над текстом;

§ может обнаруживаться «недобор материала», когда недостает фактов, подтверждающих интересный вывод.

 

Ониразличаются по объему задач, по их составу, по конкретным условиям, в которых они решаются[30].

Ознакомление. Наиболее простой вариант познавательного процесса демонстрирует нам новостная журналистика. Познавательный процесс наименее продолжителен и направлен на сбор фактов, хотя к этому не сводится. Предмет познания – новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Задача журналиста состоит в том, чтобы установить этот факт (в границах Что, Где, Когда) и определить насколько существенные изменения в положении дел он вызывает (Почему и Зачем). Для ответа на два последние вопроса используются основные мыслительные операции: соотнесение, узнавание, различение, анализ, синтез, оценка. Однако глубокого собственного проникновения в неочевидные связи при этом не требуется, для этого существует комментарий экспертов и ответственных лиц. Познавательный процесс протекает в данном случае как ознакомление с ситуацией, занимает сравнительно немного времени и опирается на здравый смысл.

При подготовке проблемно-аналитических материалов мы имеем дело с другой формой познавательного процесса – с журналистским исследованием ситуации. Журналист призван определить существо происходящих событий, тенденции их развития, обнаружить корни возникающих проблем и возможные пути их устранения. Предмет познания в данном случае – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей.

Освоение такого предмета невозможно без выявления очевидных связей фактов, составляющих ситуацию, прежде всего – связей причинно-следственных.

Третий вариант познавательного процесса в журналистике – журналистское расследование. Он обусловлен особыми обстоятельствами, а именно – наличием негативных моментов действительности, но неочевидных и скрываемых, маскируемых под благополучные. Предмет познания в данном случае – ситуация, состоящая из фактов, значительная часть которых намеренно скрывается, а связи между фактами, если они обнаруживаются, подаются не в истинном свете. Познавательная задача здесь оказывается довольно сложной: добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение. Журналисту приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями, принимать нестандартные решения и брать ответственность на себя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.