Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка аудитором результатов проверки




Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:

· систематизацию результатов проверки;

· анализ результатов проверки;

· составление аудиторского заключения.

Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. В зависимости от цели проверки (инициативный аудит, обязательный аудит, аудит по решению органов дознания) необходимо провести четкую систематизацию полученных сведений. Такую систематизацию обычно проводит руководитель группы аудиторов. Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет основных средств, материальных запасов и т.п.), а внутри тем — по аналитическим и другим признакам. По возможности выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и др.

Анализ результатов проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:

· общий анализ учетной политики, принятой клиентом;

· правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;

· соблюдение налогового законодательства;

· анализ финансового состояния клиента.

Учетная политика анализируется в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном аспектах, выявляются наиболее существенные моменты и делаются выводы о соответствии учетной политики положениям по ведению учета и их соблюдению.

Правильность ведения учета определяется на основании таких документов, как Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», Закон РБ «Об аудиторской деятельности», плана счетов и других положений по организации учета.

Большой удельный вес занимает анализ правильности начисления налогов и платежей по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. По каждому налогу и платежу необходимо выявить правильность определения налогооблагаемой базы, применения льгот, ставок налогов и платежей, своевременность выполнения расчетов и осуществления платежей.

Анализ финансового положения клиента проводится по данным годовой бухгалтерской отчетности. При этом важно отметить, что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представлены клиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента и аудиторской фирмы зависят от договорных обязательств и решаются ими совместно.

При аудите по решению органов дознания учитывается, что именно органы дознания (следователь, прокурор) определяют перечень вопросов, подлежащих изучению аудитором. В процессе проверки круг исследуемых вопросов может быть расширен, что необходимо согласовать со следователем или другим лицом, давшим задание по проверке. Результаты проверки после ее окончания передаются органам дознания, и за ними остается право сделать окончательные выводы или согласиться с мнением аудитора.

Важно отметить, что при решении вопроса о согласии на проведение проверки по поручению следственных или судебных органов аудитор или аудиторская фирма должны самым тщательным образом проанализировать, достаточно ли у них квалифицированных кадров для выполнения этой работы в зависимости от ее содержания и объема. При необходимости можно посоветоваться непосредственно со следователем, поскольку следственные органы не заинтересованы в формальном назначении аудитора.

Наиболее распространенным вариантом проведения аудиторской проверки является проверка в рамках обязательного аудита, при котором требуется представить заключение, определяющее результаты проверки.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора — индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В случаях, установленных законодательством, аудиторское заключение составляется и по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.

Правила составления аудиторского заключения устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (постановление Минфина от 28 мая 2001 г. № 59).

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации представляет собой мнение аудитора о достоверности этой отчетности. Оно должно выражать оценку аудитором соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации нормативным правовым актам, а также соблюдение законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности организации аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме: безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения, либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации означает, что отчетность обеспечивает во всех существенных отношениях достоверное отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период в соответствии с нормативными правовыми актами, а также соблюдение законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации означает, что, за исключением указанных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская (финансовая) отчетность обеспечивает во всех существенных отношениях достоверное отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансовые результаты ее деятельности за отчетный период, исходя из нормативных правовых актов, а также соблюдение законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации означает, что в связи с указанными в аудиторском заключении обстоятельствами отчетность не обеспечивает во всех существенных отношениях достоверное отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период.

Отказ аудитора от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудитор не может выразить и не выражает своего мнение.

Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должно быть выражено так, чтобы организации и пользователям были понятны его содержание и форма.

Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться организацией и пользователями аудиторского заключения, как гарантия аудитора в том, что не существуют другие обстоятельства, влияющие на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В аудиторском заключении исправления не допускаются.

Аудиторское заключение должно состоять из двух частей: аналитической и итоговой. Аналитическая часть аудиторского заключения должна включать общие сведения об аудиторе и отчет аудитора о результатах оценки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности организации, а также соблюдения организацией законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций. Общие сведения аналитической части аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской организацией, должны включать: название документа в целом - “Аудиторское заключение”; юридический адрес аудиторской организации (место жительства аудитора - индивидуального предпринимателя) и телефоны; номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации; фамилию, имя и отчество аудиторов, принимавших участие в аудите.

Отчет аудиторской организации должен включать: название - “Отчет о результатах проверки аудитора”; наименование проверяемой организации; объект аудита; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности и оценки состояния внутреннего контроля организации; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении организацией хозяйственных операций.

Общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности и оценки состояния внутреннего контроля организации должны включать: оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности; оценку состояния внутреннего контроля; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общие результаты проверки соблюдения организацией законодательства при совершении хозяйственных операций должны включать: оценку соответствия совершенных организацией хозяйственных операций действующему законодательству; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений действующего законодательства при совершении организацией хозяйственных операций.

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и должна включать: название – “Заключение аудитора ”; наименование организации; юридический адрес и телефоны аудитора; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия лицензии; номер свидетельства о государственной регистрации аудитора; фамилию, имя и отчество аудиторов, принимавших участие в аудите, номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия лицензии; объект аудита; указание на нормативные правовые акты, которым должна соответствовать бухгалтерская (финансовая) отчетность; указание на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит; мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта; дату аудиторского заключения.

Аудитор несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Аудиторское заключение подписывается аудитором по аналитической и итоговой частям в отдельности и заверяется печатью.

Аудитор должен представить организации не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения, в сроки, согласованные с этой организацией, из них: один экземпляр в составе аналитической и итоговой частей; второй экземпляр в составе итоговой части для представления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая налоговые органы.

Контрольные вопросы по теме №22:

1. Необходимость получения доказательной информации.

2. Методические приемы документальной проверки.

3. Фактический контроль.

4. Тесты для получения свидетельств.

5. Методика аудита с использованием ЭВМ.

6. Место экономического анализа в аудите.

7. Оценка аудитором результатов проверки.

8. Аудиторское заключение.


 

Литература

1. Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" № 42-3 от 25 июня 2001 г. (НРПА РБ, 2001 г., № 63).

2. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» № 164-3 от 18 декабря 2002 г. (НРПА РБ, 8 января 2003 г., № 2).

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению. М., 2001.

5. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Мн., 1998.

6. Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств. Утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 №127 (рег. N 8/7664 от 11.01.2002).

7. Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов. Утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 №118 (рег. № 8/7602 от 28.12.2001).

8. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в РБ. Декрет Президента РБ от 28.07.99г. №30. (НЭГ №31, 1999, информбанк, с. 4).

9. Указ Пр. РБ от 15.11.99 №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядка применения ими экономических санкций». НЭГ №47, 1999, информбанк, с.2-6.

10. Постановление СМ РБ от 8.02.2000г. №171 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства РБ». (НЭГ №10, информбанк, с.2-5, 2000г.).

11. Приказ МФ от 10.02.2000 № 56 «Об утверждении свидетельства о включении в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций». НРПА № 8\2982 (14.02.2000).

12. Постановление МФ РБ от 4.08.2000г. №82 «Об утверждении Положения о методологическом совете по аудиторской деятельности Министерства финансов РБ». НЭГ №44, 2000, информбанк, с.10-11.

13. Постановление МФ РБ от 4.08.2000г. №81 «Об утверждении нормативных правовых актов» (Правило аудиторской деятельности «Планирование аудита», «Рабочая документация аудитора»). НЭГ №44, 2000, информбанк, с.8-10.

14. Постановление МФ РБ от 26.10.2000г. №114
«Об утверждении нормативных правовых актов». НРПА №8\4360 от 9.11.2000г.

15. Постановление МФ РБ от 6 марта 2001г. №24
«Об утверждении нормативного правового актов».

16. Постановление МФ РБ от 28 мая 2001 №59
«Об утверждении нормативного правового акта».

17. Постановление МФ РБ от 18 декабря 2001 №123
«Об утверждении правила аудиторской деятельности».

18. Постановление МФ РБ от 9 июля 2001 №77
«Об утверждении Правил аудиторской деятельности».

19. Постановление МФ РБ от 31 октября 2001 №106
«Об утверждении правил аудиторской деятельности».

20. Постановление МФ РБ от 7 февраля 2001г. №9
«Об утверждении нормативных правовых актов».

21. Постановление МФ РБ от 4 августа 2000 №81
«Об утверждении нормативных правовых актов».

22. Постановление МФ РБ от 11 марта 2002 №35
«Об утверждении правил аудиторской деятельности».

23. Постановление МФ РБ от 18 декабря 2002 №163
«Об утверждении правил аудиторской деятельности».

24. Бухгалтерский учет. / Под общ. Редакцией Н.И.Ладутько – Мн.: «ФУАинформ», 2001.

25. Левкович О.А., Бурцева И.Н., Акулич Ю.И. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – Мн.: ЗАО «Техноперспектива», 2002.

26. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет:
Методическое пособие. – Мн.: 2002.

27. Бухгалтерский учет: Учебник. / Под ред. П.С.Безру-ких.– М.: Бухгалтерский учет, 1999.

28. Бухгалтерский учет. / Под ред. И.Е.Тишкова. – Мн.: Выш. шк., 2001.

29. Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Мн.: ООО «Информпресс», 2001.

30. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Мн.: 2003.

31. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб-ник. – М.: 2000.

32. И.Н.Белый, А.П.Михалкевич. Теория бухгалтерского учета. Мн., 1997.

33. Аудит: Учебник для вузов. / Под ред. Подоль-
ского В.И. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000.

34. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА – М, 2002.


 

 


Учебное издание

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.