Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и место анализа финансово-хозяйственной деятельности в системе экономических наук




Под наукой в широком смысле слова понимается совокуп­ность знаний о природе, обществе и мышлении. Эта совокуп­ность отражает достигнутое на каждом историческом этапе и соответствует степени осознания объективных законов раз­вития природы и общества.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяй­ственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, со­циально-экономическая эффективность и конечные финансо­вые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объедине­ний, других подразделений и конечными производственно-финансовыми результатами их деятельности. Экономика пред­приятий изучается при этом не только в динамике, но и в ста­тике.

Далее, предметом экономического анализа являются хо­зяйственные процессы и конечные результаты, складывающи­еся под влиянием объективных внешних факторов. Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают, как правило, действия экономических законов. В процессе экономического анализа во многих случаях приходится стал­киваться, например, с действием ценового факто­ра — с изменением цен, тарифов, ставок. Ценообразование в рыночных условиях — процесс в целом стихийный. Цены на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимо­сти, законов рынка. Цены, тарифы, ставки — это не постоян­ные величины, они постоянно изменяются. Если изменились цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продук­цию, товары, то это повлияет почти на все показатели (особен­но финансовые) промышленных, строительных, сельскохозяй­ственных, торговых и других предприятий. На промышленных предприятиях изменятся показатели валовой, товарной, ре­ализованной и чистой продукции, показатели себестоимости и чистого дохода; в торговых — показатели оптового и роз­ничного товарооборота, уровня реализованных скидок, издер­жек обращения и прибыли. Изменения цен, тарифов, ставок вызывают в процессе анализа довольно сложные экономичес­кие расчеты. Фактор цен, не зависящий от того или иного предприятия, исключается путем индексных пересчетов, его действие выявляется особо, вне связи с другими факторами.

В определении указывается также, что предметом экономи­ческого анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия субъ­ективных (внутренних) факторов. Их влиянию на хозяйствен­ную деятельность в ходе анализа уделяется самое пристальное внимание. Субъективные факторы связаны с конкретной де­ятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике дей­ствий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка. Успешное хо­зяйствование, ритмичное и полное выполнение бизнес-планов определяются (когда объективно имеются все исходные по­зиции) умелым руководством тем или иным производствен­ным коллективом; правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела, конкретным исполнителем; его экономической и организационной под­готовленностью.

И наконец, в определении предмета экономического анали­за указывается, что хозяйственные процессы и их результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъектив­ных факторов, получают соответствующее отражение в систе­ме экономической информации. Эта система представляет со­бой совокупность данных, всесторонне характеризующих хо­зяйственную деятельность на различных уровнях. Информаци­онная система весьма динамична; она включает в себя совоку­пность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступа­ющие в систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа, а следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений.

Экономический анализ очень тесно связан с другими науками.

Прежде всего, с экономической теорией, которая изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических наук.

В свою очередь. АХД определенным обра­зом содействует развитию экономической теории. Многочислен­ные аналитические исследования накапливают сведения о прояв­лении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведе­ний позволяет формулировать новые законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики.

То же можно сказать и о взаимосвязи анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности пред­приятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и ор­ганизации производства на анализируемом предприятии. В свою очередь, результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта и т.д. Анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом. АХД очень тесно связан с наукой планирования и управления. В анализе широко используются плановые и прогнозные матери­алы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основы государствен­ногорегулирования экономики, методику планирования и про­гнозирования деятельности анализируемого предприятия. В то же время научно обоснованное планирование, прогнозирование и управление национальной экономикой и предприятиями невоз­можно осуществлять без широкого использования результатов АХД. Он создает информационную базу для разработки бизнес-планов, планов-прогнозов и выбора наиболее оптимальных управ­ленческих решений.

Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета явля­ются главным источником информации при АХД. Не зная мето­дики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ста­вятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтер­скому учету. Чтобы обеспечить анализ качественной информаци­ей, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходи­мой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется: пери­одически пересматриваются формы и содержание учетных регист­ров, первичных документов, порядок документооборота, содержа­ние внутренней и внешней отчетности и т.д.

Аналогичная взаимосвязь проявляется между анализом и ауди­том. Главная цель аудита — оценка достоверности отчетной бух­галтерской информации, используемой для анализа и контроля деятельности предприятия. В то же время в процессе аудита широ­ко используются аналитические процедуры для доказательства достоверности учета и отчетности и диагностики финансового со­стояния предприятия. Анализ является органической частью внут­реннего и внешнего аудита и одним из видов аудиторских услуг.

Связь анализа хозяйственной деятельности и контроля прояв­ляется в том, что в процессе контроля используется инструмента­рий анализа для выявления причин отклонений от запланиро­ванного уровня доходов и расходов. В свою очередь, результаты контроля используются в АХД для комплексной оценки и прогно­зирования деятельности предприятия и его отдельных сегментов.

АХД тесно связан также с теорией финансов, финансами пред­приятий, финансовым менеджментом, банковским менеджментом. Без знания теории финансов, действующего порядка финансиро­вания и кредитования невозможно квалифицированно проводить АХД. С другой стороны, ставки налогообложения, условия полу­чения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совер­шенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих рычагов на результаты деятель­ности хозяйствующих субъектов.

Связь анализа и статистики проявляется следующим образом. Для комплексного изучения всех сторон хозяйственной деятель­ности субъектов хозяйствования в анализе используются данные статистического учета и отчетности, а также данные статистиче­ского анализа о макроэкономической ситуации в стране, состо­янии финансового рынка. Выполнение аналитических расчетов, построение таблиц, группировок, графиков и т.д. требуют знания статистических методов обработки информации. В свою очередь, данные анализа используются статистикой для установления тен­денций и закономерностей массовых экономических явлений на макро- и мезоуровне.

Очень тесная связь анализа и маркетинга. Результаты марке­тинговых исследований являются составной частью информаци­онной базы АХД о состоянии и конъюнктуре рынков сырья и сбы­та продукции, необходимой для выработки ассортиментной и це­новой политики предприятия с целью укрепления своих конкурентных позиций. В то же время результаты анализа по вы явлению резервов снижения себестоимости продукции, повыше­ния ее качества широко используются в процессе маркетинговых исследований. Поскольку маркетинговыми исследованиями стали заниматься многие предприятия самостоятельно, они становятся органической частью анализа хозяйственной деятельности.

Среди наук неэкономического направления в первую очередь нужно выделить технологические и математические. Нельзя ана­лизировать тот или иной процесс производства, не зная особен­ностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли эконо­мист может объективно оценить результаты производства, дать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время совер­шенствование технологии производства, повышение ее эффектив­ности невозможно без глубоких аналитических исследований, позволяющих всесторонне оценить ее влияние на результаты де­ятельности предприятия в кратко- и долгосрочной перспективе.

Необходимость решения сложных экономических задач стала мощным стимулом развития математики и новых компьютерных технологий. Использование в АХД математических методов и со­временных компьютерных технологий существенно повысило его уровень. Благодаря им анализ хозяйственной деятельности стал более глубоким и комплексным, может проводиться более опера­тивно, охватывать большее количество объектов, изучать значи­тельно больший объем информации. Таким образом, для квалифицированного проведения анализа деятельности предприятия требуется глубокое знание макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерского уче­та, статистики, технологии, организации производства, информа­тики, эконометрики и многих других наук.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.