КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности культуры Месопотамии
1. Религия. Религия Месопотамии характеризуется многобожием (политеизм) и обожествлением природы (пантеизм). Божества в Месопотамии представлялись (за некоторым исключением) в человеческом (антропоморфном) виде. Изображения богов находились в храмах. Обычно они делались из ценных пород дерева и там, где тело не было скрыто одеждами, его покрывали золотыми пластинками. Глаза идолов, облаченных в пышные одежды, были сделаны из драгоценных камней и казались живыми. Во время специальных церемоний одежды сменялись в соответствии с требованиями ритуала. Простые люди могли увидеть изображение бога во время торжественных процессий, когда его проносили по обширным дворам храмового комплекса или по городским улицам. Каждая локальная цивилизация Месопотамии имела своих богов. Например, главные боги шумеров - бог неба ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и великая богиня-мать Нинхурсаг. Ещё один пример. В конце III тыс. до н.э. появляются упоминания о боге-покровителе Вавилона Мардуке, ставшим с начала II тыс. до н.э. центральным божеством вавилонского пантеона, о чем рассказывается в аккадской поэме «Энума Элишь». И в прологе кодекса вавилонского царя Хаммурапи Мардук от своего брата, бога солнца Шамаша, получает титул «судья богов». Также в религии Месопотамии существовали неантропоморфные предметы-символы, которые требовали поклонения и жертв. Это были либо символы космических явлений, такие, как солнечный диск, полумесяц, восьмиконечная звезда Иштар; либо церемониальное оружие определенного вида: палицы с львиной головой, жезлы, украшенные головой барана; либо предметы обихода: копье Мардука. Символами могли стать животные, сопровождавшие богов. 2. Мифология. Мифы Месопотамии дошли до наших дней благодаря археологам и лингвистам. Вопросы о происхождении и устройстве вселенной, о законах мироздания рассматривались уже шумерами уже в III тыс. до н.э. Например, шумерская космология говорит о вечном первозданном океане Нуне, породившем космическую гору из слитых воедино Земли и Неба. Затем ан (бог неба) и Ки (богиня земли) породили бога воздуха Энлиля, который и разделил их. Брак Энлиля с Ки положил начало устройству мира — созания животных, растений, человека и цивилизации. Методом созиания были мысль и божественное слово: Бог-создатель сначала что-то задумывал, а затем произносил слово и называл имя. Существует и несколько иная версия создания мира в аккадском мифе «Энума Элишь» (середина II тыс. до н.э.). Здесь повествуется о Боге-покровителе Вавилона Мардуке как основателе мира, людей, обрядов, законов и всего прочего. Он становится таковым после победы над старшим поколением богов (Апсу и Тиамат). Убив Тиамат, он создает из ее тела мир и получает от младших богов верховную власть. Мардук определяет богам их владения, а светилам — их пути, лепит из смеси глины и крови убитого чудовища Кинга людей, дает им ритуалы, обряды, законы. В благодарность боги возводят в честь Мардука храм, где вместе веселятся, и тот нарекает это место «Вавилон», что значит «Врата Бога». Этот миф исполнялся в новогодний праздник, его текст произносился во время совершения священных вавилонских обрядов. Целью театрализации мифа было возвращение к «началу времен», его ежегодное исполнение гарантировало сохранение установленного порядка вещей, непрерывность природных и жизненных циклов. Одним из мифологических героев Месопотамии является Гильгамеш, царь города Урука. Он — герой самой известной вавилонской эпической поэмы «Эпоса о Гильгамеше», найденной в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |