Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей используемых в анализе хозяйственной деятельности предприятия




 

Показатели, применяемые в комплексном экономическом анализе можно классифицировать по нескольким принципам:

а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) коли­чественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;

в) объем­ные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимост­ных показателей, денежного измерителя вытекает из наличия товарного производства и товарного обращения, товарно-де­нежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка.

Одним из важнейших стоимостных показателей на промыш­ленных предприятиях является показатель реализованной про­дукции. Установление заданий в бизнес-планах по объему реализации продукции обусловлено необходимостью более тес­ной связи производства и потребления, производства и рынка. Планирование деятельности промышленных предприятий в условиях, когда за основу принимался показатель валовой продукции страдало серьезными недостатками, оно довольно часто создавало противоречия между интересами производителя и потребителя, между промышленностью и торговлей. Имевшая место погоня предприятий за «валом» исключала заинтересован­ность производителей в последующей судьбе выпущенной ими продукции: попала она непосредственно в руки потребителя или же осела мертвым грузом в посреднических звеньях.

В условиях товарного производства промышленная продук­ция по существу и по форме является товаром и производится для рынка. Однако прежний порядок планирования хозяй­ственной деятельности был таким, что рынок и его конъюнк­тура производителей интересовали мало. Рынок в представле­нии многих производственников был понятием совершенно абстрактным, весьма расплывчатым, способным поглотить все, что производится; при этом забывалось, что объективный экономический закон спроса и предложения должен действо­вать и в наших условиях.

Показатель валовой продукции утратил, следовательно, свое первоначальное значение. Однако он не исключается из числа показателей, используемых при анализе. Валовая продук­ция представляет собой совокупность вновь созданных и пере­несенных стоимостей. Этот показатель употребляется для ана­лиза производственной деятельности в целом.

Важным стоимостным показателем, используемым при анализе, является показатель товарной продукции. В состав товарной продукции входят готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги про­мышленного характера. Показатель товарной продукции в большей степени, чем валовой, позволяет сделать в аналити­ческом исследовании переход к показателю реализованной продукции.

В стоимостном выражении дается оценка валовой и то­варной продукции сельскохозяйственных предприятий, что необходимо и для подсчета совокупного общественного про­дукта. Следует отметить, что экономическая сущность по­нятий «валовая» и «товарная продукция» в сельском хозяйстве отличается некоторыми особенностями. Эти особенности состоят, во-первых, в том, что в валовой и товарной про­дукции сельского хозяйства большее место занимает вновь созданная, а не перенесенная стоимость; во-вторых, в том, что в состав товарной продукции включается на практике не только так называемый внедеревенский оборот, но и оборот внутридеревенский. Широко применяются стоимостные по­казатели в торговле и общественном питании. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный товарооборот, издержки обращения, прибыль, финансовое со­стояние. Денежный, стоимостной, измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий; он на­иболее, чем какой-либо другой, выражает особенности ры­ночной экономики.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышлен­ности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-ве­щественном содержании. Применение того или иного конкрет­ного измерителя зависит от физических свойств продукции. Так, продукция обувной промышленности измеряется в парах обуви (по видам, размерам, сортам); продукция прядильного производства — в килограммах и тоннах пряжи, ткацкого и отделочного производства — в погонных и квадратных метрах ткани; продукция ликеро-водочной промышленности измеряется в декалитрах; мукомольной промышленности — в тоннах; продукция табачной промышленности измеряется в миллионах штук папирос и сигарет и т. д.

В сельскохозяйственном производстве эти показатели ис­пользуются для натурального измерения сбора зерна, карто­феля, овощей, выхода продукции животноводства (молока — в центнерах, скота — в живом весе). Количественно выражает­ся поголовье животных (в целом, по видам и группам); в нату­ральных показателях характеризуются земельный фонд и его использование. В предприятиях оптовой торговли товары учитываются и анализируются не только в стоимостном, но и в натура­льном выражении (по ассортименту в соответствии с установ­ленной номенклатурой). Оптовая и розничная торговля предъ­являет свои заказы промышленности преимущественно в нату­ральных показателях, поскольку они наилучшим образом ха­рактеризуют спрос на совершенно конкретные предметы по­требления. В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.

В предприятиях общественного питания выпуск собствен­ной продукции выражается следующим образом: основной продукции — в физических блюдах (холодные закуски, первые, вторые и третьи блюда); вспомогательной продукции — в на­туральных единицах, свойственных тому или иному виду изделий.

Значение натуральных показателей со временем будет воз­растать. Использование электронно-вычислительной техники позволяет производить глубокий экономический анализ в на­туральных показателях деятельности промышленных, сельско­хозяйственных, торговых и других предприятий.

Наряду с натуральными показателями в аналитической практике используется и их разновидность — условно-натура­льные показатели. Эти показатели применяют при планирова­нии и анализе деятельности предприятий, выпускающих изде­лия разнообразного ассортимента, при использовании натура­льных измерителей для обобщающей характеристики объема производства, для сравнительного изучения выпуска всей про­дукции за ряд лет.

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объ­ем производства и реализации продукции, его структуру и дру­гие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях, выпуск продукции текстильным комбинатом в метрах, процент выполнения про­изводственной программы (в натуральном или денежном вы­ражении); оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях, выпуск собствен­ной продукции предприятиями общественного питания в руб­лях, в физических и условных блюдах; объем розничного това­рооборота в рублях и т. д.

Качественные показатели используются для оценки вы­пущенной продукции с точки зрения ее соответствия уста­новленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности тру­довых, материальных и денежных затрат. Показатели, ха­рактеризующие, например, качество промышленной продук­ции, довольно разнообразны; они зависят от технологических особенностей того или иного производства.

Удельные показатели являются вторичными, производны­ми от соответствующих объемных показателей. Выпуск продук­ции и количество рабочих — объемные показатели, а отноше­ние первого ко второму, т. е. выработка продукции на одного рабочего, — удельный показатель. Выпуск продукции на один станок, на один агрегат, на один квадратный метр производ­ственной площади — все это удельные (относительные) пока­затели.

Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение биз­нес-плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Каждый из рассмотренных выше показателей имеет свой определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятель­ность предприятия в той или иной области и тем более работу предприятия в целом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.