Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель инвестиций в человеческий капитал

Простая модель инвестиций в человеческий капитал позволяет понять, как человек принимает решение об образовании. Предполагается, что:

• люди стремятся максимизировать полезность, а соответственно и суммарный доход, полученный в течение жизни (полезность - потребление - доход);

• уровень заработка прямо зависит от образования;

• существует полная информация о расходах на обучение и будущих доходах;

• способности у всех одинаковы и позволяют учиться;

• уровень благосостояния позволяет всем учиться;

• не существует ограничений на рынке образовательных услуг.

На рисунке 2 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S.

Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок Y A уже в году S, либо продолжить обучение в течение (U - S) лет. Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), кроме того человек потеряет тот доход, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z).

Зато его доход Y B очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии R.

 

 

Из рисунка видно, что максимизирующий суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек (C + Z) и выгоды от образования (X). Таким образом, если приведенная к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.

Математически процесс принятия решения может быть выражен следующим образом:

Если индивидуальная ставка дисконтирования y, тогда

 

где Y i A - доход <необразованного> работника в году i;

Y i B - доход <образованного> работника в году i;

C - прямые расходы на образование в году i;

PVB - приведенная к моменту S оценка суммарного дохода;

PVC - приведенная к моменту S оценка суммарных прямых издержек;

Положительное решение принимается, если PVB - PVC > 0.

Из этой модели можно сделать следующие выводы:

• Образование выгоднее для молодых людей, т. к. для них более продолжителен период (R - U), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. зарплата в первые годы работы всегда меньше. Кроме того, влияют и <неденежные факторы>.

• Образование тем выгоднее, чем больше разрыв между <образованными> и <необразованными> работниками. Поэтому если в какой-то профессиональной области вырастет спрос на специалистов, а соответственно и их заработная плата, то именно в этой сфере образование станет выгодным.

• К продолжительной учебе более склонны люди,<думающие о будущем>, чем те, кто живет сегодняшним днем.

• Прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида. Если ради учебы приходится брать кредит, то решение может оказаться отрицательным, с другой стороны, государственные субсидии или стипендии, снизив прямые расходы, увеличат количество желающих учиться.

Тема 7: Производительность труда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие человеческого капитала. Формы инвестиций в человеческий капитал | Понятие производительности труда, ее показатели
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.