Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания




 

Философия – «знание о делах божественных и человеческих», – говорил средневековый философ Ян Дамаскин.

Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Она, прежде всего, ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом, приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Следовательно, главным объектом философского анализа выступает отношение:

В этом отношении человек и мир являются сторонами единого жизненного процесса во всем его многообразии.

Термин «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». Мудростью древние считали умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности как космический порядок. Мудростью считалась настроенность ума на суть проблемы, на оригинальное решение, к которому приводят глубокие знания и размышления. «Мудрость – стремление человека познать бесконечное», – эту мысль приписывают одному из первых древнегреческих мудрецов Пифагору (580-500 гг. до н.э.). Считают, что именно он первым назвал себя философом (любомудром). Мудрость рассматривалась и как умение видеть в разрозненных фактах нечто единое, как способность свести в определенную систему разные стороны бытия, объединить их. Мудрость – не многознание, а знание оснований и причин – считал другой древнегречесий мыслитель Гераклит (V в. до н.э.). Мудрость в древности рассматривалась и как стремление к особо возвышенному, интеллектуальному труду, к постижению мира, основанному на благоразумении и бескорыстном служении истине.

Первые философы полагали, что стремление к выяснению главных, конечных оснований бытия, интеллектуальный труд в целом, является серьезным, благородным и уважительным занятием. Тогда стремление к знанию ценилось как главная добродетель и основное качество человека. Но вместе с тем было и другое отношение к любомудрию. Философов не понимали, они подвергались насмешкам и гонениям. Из истории философии хорошо известны примеры с Демокритом, Гераклитом Эфесским, которого называли «плачущим», Сократом – того вообще осудили и казнили. Можно привести и другие подобные примеры. Русский философ Н.Бердяев отмечал, что философия – занятие страдательное, она довольно часто была гонимой и непонимаемой.

Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) определял философию как квинтэссенцию (главное сосредоточение, стержень, ядро) духовной жизни эпохи. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как результат интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.). Считается, что древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, первым вводит понятие «философия» как профессиональный термин. Он определяет философию как знание, которое должно исследовать конечные причины бытия и наилучшие способы познания мира. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), вслед за Платоном, пишет, что «первая философия» – это знание всеобщее, умозрительное, знание «о первых принципах бытия»; и далее – это знание о природе, о человеке, о государстве, о наилучшем образе жизни.

Все первоначальное знание было философским. Философия возникла как «наука наук», включала все виды и формы знания, особо выделяя в качестве «более философских» метафизику – знание о первопринципах (о сущем, о причинах бытия в целом), физику – знание о природе, логику – знание о познании, этику – знание о человеке и образе его жизни. Первые философы не были философами – профессионалами: Фалес (625-547 гг. до н.э.) – гидротехник; Демокрит (460-340 гг. до н.э.) – астроном и т.д. Они были математиками, медиками, астрономами, купцами, педагогами, риторами и пр. Их деятельность выступала основой для философских рассуждений и философских обобщений. Философские обобщения включали в себя целый ряд вопросов и проблем, которыми частное знание не могло заниматься. Эти вопросы и проблемы «красной нитью» проходят через все этапы развития философского знания, поэтому образно философию называют «размышлением о вечных проблемах»: человек, свобода, смысл жизни, любовь, смерть…

Если попытаться очертить круг философского знания, то можно выделить в качестве предмета его анализа следующие вопросы и проблемы, на которые искали и ищут ответы как профессиональные философы, так и обычные люди:

- В чем сущность мира, как устроено бытие, как организован мир? Почему именно так он организован?

- Есть ли что-то общее между различными, иногда вовсе несхожими сторонами бытия, а если есть, то, что именно?

- Имеют ли Вселенная, Бытие какую-то цель, или их развитие хаотично?

- Что такое конечность и бесконечность с философской точки зрения?

- Действительно ли существуют объективные законы мироздания, объективные (независимые) параметры его развития? Или законы только формы организационной мыслительной деятельности человека, только его субъективные представления для удобства жизнедеятельности?

- Как и насколько глубоко человек может проникнуть в тайны мира? Познаваем ли мир? Познаваем он полностью или частично? Что есть истина?

- Какое место человек занимает в мире и какова его роль? Является ли он «песчинкой мироздания» или «господином» природы и бытия?

- Какова природа и сущность самого человека? Есть ли возвышенный образ жизни? И если он есть, то, как его достичь?

- Что есть добро и что есть зло? Как они соотносятся между собой и где, в чем их причины? Красота и прекрасное – как их достичь?

- Как соотносятся в этом мире мудрость и глупость? Почему мудрым не всегда достается счастье?

- В чем заключается подлинная человечность? Что такое гуманизм как философская проблема?

- Что такое общество? Каковы законы его развития? Что такое общественный прогресс? Есть ли у истории какая-то общая цель или каждая культура имеет свой путь развития?

Перечисление вопросов, анализом которых занимается философия, можно было бы продолжить. Все они являются мировоззренческими, составляют основу мировоззрения, поэтому философия – это мировоззренческое знание.

Со времен античности (от Аристотеля, его работ по «первой философии», которые систематизаторы его учения поместили за- «мета»- физикой), философия имеет синоним – метафизика. Термин «метафизика» восходит к древнему понятию природы, мира вообще – «фюсису», сейчас утраченному нами. «Фюсисом» (физикой) раньше называли природу и все знание о природе. А то знание, которое было «сверх физики», «за физикой» получило название метафизики.

Выдающийся немецкий философ И. Кант (1724-1804) круг метафизических проблем очерчивал четырьмя основными вопросами, а ответы на них и составляют, по Канту, структуру философии:

- Что я могу знать об этом мире?

- Что я должен делать в этом мире?

- На что я могу надеяться?

- Что есть человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – эти ка, на третий – религия, а на четвертый – антропология. Последний вопрос – главный для философии, считал Кант, так как он включает в себя три первых. Несмотря на широкий круг проблем, философское знание, в конечном итоге, ориентировано на человека. Поэтому многие философы, как древности, так и современности, главной задачей философии считают, что она должна «учить человека быть человеком». Философию человек интересует в своей целостности, но в большей степени философия анализирует человека как существо, прежде всего, духовное, основной жизненной задачей которого является проблема – как наиболее полноценно, осмысленно, счастливо, интересно прожить свою, такую короткую в земном измерении, жизнь.

Подлинно философские вопросы возникают тогда, когда человек задумывается о смысле бытия, о смысле человечества, о смысле своей собственной жизни, о своем предназначении и месте, которое он занимает в этом мире. Поэтому философию можно определить как самовопрошание (Сократ): поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия. Такое «самовопрошание» может быть как на обыденном уровне – у наиболее мыслящих, духовно свободных и не равнодушных к миру, к бытию людей, – тогда философствование выступает в форме чувств, эмоций, оценок, поступков, так и на профессиональном – такая философия представлена в исторической совокупности идей, концепций, направлений, философских систем. Подобный метод в философии называется «философской рефлексией». Основанием ее является саморефлексия (в буквальном значении – оборачивание мыслей назад, на себя; то есть на свои представления о мире, о себе, на анализ своих собственных принципов и позиций). Еще Аристотель определял философию как «мысль о мысли», тем самым выделяя в качестве основного философского метода – рефлексивность. Таким образом, в философии рефлексия является фундаментальным основанием как непосредственно самого акта философствования, так и условием попыток преодоления уже имеющихся концепций и установок. То есть, рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления. Можно выделить несколько ступеней или видов рефлексии:

- рефлексия как психологический акт на элементарном уровне, когда людям свойственно анализировать свои действия и поступки с точки зрения обыденных, житейских представлений, жизненного опыта и того или иного уровня собственной культуры;

- научная рефлексия: анализ и критическое переосмысление теоретического знания, основанного на методах и приемах научных исследований, применяемых в той или иной области науки;

- и, наконец, философская рефлексия как осознание и осмысление, прежде всего, предельных оснований бытия, мышления, познания, ценностей, человеческой культуры в целом.

Рефлексивность особенно важна для личности в моменты пересмотра жизненно важных установок, в кризисные моменты существования, периоды переоценки ценностей; для теоретического сознания (науки и философии) – в периоды их качественных сдвигов, смены парадигм и мировоззренческих позиций.

1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре

 

Исторически философское знание представляет собой систему различных концепций и направлений. Авторские философские концепции являются либо развитием, продолжением друг друга, либо они противоречат друг другу, т.е. представляют полярные точки зрения. Разнообразие авторских концепций и философских направлений характеризуют философию не как догматическое, а как многообразное, многозначное, плюралистическое знание. Но, несмотря на плюрализм философского знания, в нем сохраняется определенная преемственность, объединяющая философские концепции в те или иные направления. В структуре философии можно выделить некоторые наиболее значимые философские направления:

- Материализм;

- Идеализм, как сопрягаемое с материализмом и противоположное ему направление;

- Эмпиризм;

- Рационализм;

- Сенсуализм;

- Иррационализм и другие.

Внутри этих крупных течений, в свою очередь, выделяются философские направления, отличные друг от друга по ряду оснований. Например, иррационализм включает в себя учение Шопенгауэра, «философию жизни», экзистенциализм или «философию существования», интуитивизм, те или иные концепции религиозной философии и ряд других.

Материализм так же не был однородным: античный, механистический, диалектический и пр. Идеализм – объективный, субъективный, религиозный…

Но, практически, все концепции и направления включали в себя и исследовали различные группы философских проблем, которые непосредственно и составляют части и разделы философского знания, представляющие структуру современной философии:

1. Учение о бытии – или онтология (с греч. онтос – сущее, бытие; логос – учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах. Античная философия начиналась с онтологии: древние искали основу мироздания. Милетцы (представители милетской школы) видели первоначало, основу бытия в природных стихиях: Фалес – в воде, Анаксимен – в воздухе, Гераклит – в огне («огнелогосе»). Эмпедокл из Акраганта – сразу в четырех элементах: воде, воздухе, земле и огне. Другие стремились универсализировать первоначало: Пифагор считал им число, Анаксимандр – апейрон, Анаксагор – гомеомерии (элементарные, мельчайшие семена вещей), Демокрит и Эпикур – атомы (неделимые мельчайшие частицы), Платон – идеи (мир идей-эйдосов). Продолжая этот ряд далее античности, также можно обнаружить разнообразие, множество принятых оснований, которые выстраивали онтологию в той или иной конкретной философии. Например, у Декарта – два основания: материальное (протяженное) и духовное (мыслящее), а у Спинозы – только материальное (природа); у Лейбница – множество монад, а у Фихте – субъективное «Я»; у Гегеля – Абсолютная Идея, а у Шопенгауэра – Мировая воля; у Маркса и Энгельса – материя и экономические отношения; в экзистенциализме (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев) – свобода; в религиозной философии – Бог. В принципе, все многообразие этих онтологических оснований можно свести, упрощая, всего к двум, определяющим то или иное учение, ту или иную позицию: материальные основания – и, следовательно, материалистическая (или близкая к ней) философия и духовные (идеальные) основания – и, следовательно, идеалистическая философия.

2. Учение о познании – гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» – знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологию интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам – главная проблема гносеологии и эпистемологии в частности; особенности социального, научного, вненаучного и других видов знания.

3. Учение о методах человеческой деятельности – методология. Она включает в себя взгляды на общие способы и подходы человека к действительности. Методология выделяет два основных философских метода: диалектический и антидиалектический (метафизический), которые разрабатывались в философии, начиная с античности. Кроме этого, методология включает в себя учение и о других, общенаучных принципах и методах подхода человека к действительности, которые нередко так же разрабатывались, в том числе и философией. Например:

- принцип системности;

- принцип причинности (казуальности);

- принцип всеобщности и различия (отношения общего и единичного, общего и отдельного, части и целого).

- принцип всеобщей взаимосвязи (явление и сущность, возможность и действительность, содержание и форма, необходимость и случайность) и др.

- Методология рассматривает и такие подходы, как:

- эволюционный и революционный;

- прогрессивный и регрессивный;

- исторический и логический и другие.

4. Учение о человеке – философская антропология (от греч. «антропос» – человек) и учение о ценностях – аксиология (от греч. «аксио» – ценность). Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности. Анализируют ценностные ориентации человека и включают в себя учение о таких ценностях, как свобода личности, смысл бытия и смысл жизни, счастье, любовь, судьба, смерть и бессмертие, красота, добро, нравственность в целом. Они дают установку на иерархию ценностей. Специфические философские дисциплины – этика и эстетика предназначены заниматься духовным миром человека, являются антропологическим и аксиологическим знанием о нем.

5. Учение об обществе – философская социология и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества. Анализ прогрессивного и регрессивного развития, цель и назначение истории, соотношение понятий «цивилизация» и «культура» – некоторый круг проблем этих разделов философии.

Современная философия, как общемировоззренческое и общеметодологическое знание, многогранна и плюралистична – с философской точки зрения можно рассмотреть любую сферу человеческой деятельности и человеческого бытия. Поэтому в структуру философского знания, помимо перечисленных разделов, включают и другие виды философских исследований:

- Философию естествознания (философию науки и техники);

- Философию религии (не совпадающую с религиоведением);

- Философию истории (в более развернутом виде как отдельную дисциплину);

- Философию искусства;

- Эстетику – в целом философские учения о красоте, о прекрасном;

- Этику – философию морали и нравственности;

- Историю философии, изучаемую как отдельную дисциплину.

- Ряд других, которые сложились как потребность развития современного знания, к примеру: философия бизнеса, философия образования, философия науки и техники и пр.

Роль и функции философии. Философия характеризуется многофункциональностью. Посредством ее функций раскрывается роль философии и ее значение для человека и общества.

Выделяют разные функции, но наиболее значимыми можно назвать следующие:

Мировоззренческая. Философия – это мировоззренческое знание; оно помогает формировать мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения.

Методологическая. Философия выступает общим методом для других видов и форм знания. Философия разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и подходы человека к действительности, выступает общей духовной базой для частных видов знания и человеческой деятельности.

Гносеологическая. Философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Через философию человек познает не только и не столько конкретный мир, а существующие способы отношения человека к миру как культурные феномены разных эпох. Философия совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает сам механизм мышления, пополняет понятийный аппарат, что также способствует повышению культуры мышления.

Ценностно-ориентирующая. Философия приобщает человека к миру духовных ценностей. Она не только дает знание о ценностях, но еще и направляет (ориентирует) человека в мире ценностей, ориентирует его на высшие человеческие ценности, предоставляет ему более широкое и аргументированное поле для выбора своей системы ценностей, определения смысложизненной позиции.

Критически-преобразующая. Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать себя и действительность. Должна учить ставить жизнесмысловые вопросы. Философия – это всегда сомнение, размышление, вопрос, а не точка, не истина в последней инстанции. Плюрализм философии создает для думающего человека возможность иметь разнообразие взглядов на ту или иную проблему и возможность выбора для себя своей собственной позиции. Под преобразованием философия, прежде всего, имеет в виду преобразование в своей собственной душе, в своих помыслах и оценках, совершенствование себя в личностном плане. Как говорил Н. Бердяев: будет лучше человек, лучше будет и общество.

Культурологическая. Философия не просто часть культуры, а главное сосредоточение духовной культуры. Постигая философию, человек познает и взращивает в себе и окружающем мире культуру, т.е. духовно развивается сам и увеличивает духовность бытия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.