Говоря о слабых сторонах, мы имеем в виду отсутствие или недостаточность существенных для конкуренции ресурсов, а также виды деятельности, в которых компания уступает конкурентам, или условия, ставящие ее в неблагоприятное положение. Слабые стороны компании могут быть обусловлены недостатком навыков, опыта или интеллектуального капитала, значимых для конкуренции; материальных, нематериальных или организационных ресурсов, конкурентных возможностей в ключевых сферах. Слабые стороны не обязательно делают компанию конкурентно уязвимой: это зависит от их конкурентной значимости и способности компании компенсировать их за счет других ресурсов.
В табл. 4.1 представлены факторы, которые следует учитывать при выявлении сильных и слабых сторон компании. Оценка конкурентных ресурсов и возможностей компании проводится в форме составления стратегического баланса, где сильные стороны и ресурсный потенциал компании отражаются как конкурентные активы, а слабые стороны и недостаток ресурсов — как конкурентные пассивы. В идеале конкурентные активы компании значительно превосходят пассивы — соотношение активов и пассивов 50:50 в данном случае нельзя считать приемлемым.
Сильные стороны компании — это ее конкурентные активы; слабые стороны — конкурентные пассивы.
После выявления внутренних сильных и слабых сторон компании следует сравнить оба списка по тому влиянию, которое они могут оказать на стратегию. Разные сильные стороны играют разную роль в достижении успеха в конкурентной борьбе, обеспечении необходимого уровня прибыльности и разработке стратегии. Аналогичным образом одни слабые стороны могут оказаться роковыми для компании, а другие легко устранить либо компенсировать сильными сторонами. После выявления слабых сторон следует еще раз проанализировать ресурсный потенциал компании, чтобы решить, недостаток каких ресурсов нужно восполнить или компенсировать в первую очередь и как увеличить ресурсный потенциал компании в будущем.
Таблица 4.1. SWOT-анализ: оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз компании
Внутренние сильные стороны
Внутренние слабые стороны
· Эффективная стратегия, поддержанная конкурентно значимыми навыками и знаниями в ключевых областях
· Прочное финансовое положение, достаточные для обеспечения развития бизнеса финансовые ресурсы
· Сильная торговая марка и репутация компании
· Позиция признанного лидера рынка с мощной клиентской базой
· Возможность экономии на масштабе и/или в результате эффекта обучаемости
· Право собственности на ключевые технологии, уникальные навыки в разработке технологий, патенты на ключевые технологии
· Превосходство над конкурентами по объему интеллектуального капитала
· Преимущество по издержкам
· Эффективные рекламные кампании и методики продвижения товара
· Инновационный опыт
· Опыт в совершенствовании производственных процессов
· Умелое использование электронной коммерции
· Грамотное управление цепочками поставок
· Высокий уровень обслуживания покупателей
· Более высокое качество товаров по сравнению с конкурентами
· Широкая география поставок продукции и/или возможности сбыта в глобальных масштабах
· Партнерские отношения или совместная деятельность с другими компаниями, обеспечивающая доступ к прогрессивной технологии, навыкам и/или привлекательным географическим рынкам
· Отсутствие четко сформулированного направления стратегического развития
· Устаревшие производственные мощности
· Неустойчивое финансовое положение, слишком большой объем привлеченных кредитов
· Слишком высокие издержки по сравнению с конкурентами
· Недостаток ключевых навыков и компетенции (слабый менеджмент), низкий интеллектуальный потенциал по сравнению с конкурентами
· Низкая прибыльность (по разным причинам)
· Внутренние производственные проблемы
· Отставание в освоении электронной коммерции, отсутствие стратегии электронной коммерции
· Недостаточный ассортимент
· Слабый имидж, неважная репутация
· Недостаточно развитая дилерская сеть и/или недостаточные возможности сбыта в глобальном масштабе
· Отставание от конкурентов в использовании систем электронной коммерции
· Недостаток финансовых средств для осуществления необходимых стратегических инициатив
· Низкий уровень загрузки производственных мощностей
· Отставание в качестве продукции и/или НИОКР и/или технологических ноу-хау
· Слабый приток новых клиентов из-за слабой конкурентоспособности товаров
Внешние возможности компании
Внешние угрозы компании
· Обслуживание новых групп потребителей или освоение новых географических рынков или товарных сегментов
· Расширение ассортимента для обслуживания новых потребностей покупателей
· Использование собственных технологий и ноу-хау компании для производства новых видов продукции или организации нового бизнеса
· Использование технологий Internet и электронной коммерции для радикального сокращения затрат и/или дальнейшего увеличения объемов продаж
· Вертикальная интеграция (вперед и назад)
· Снижение торговых барьеров на привлекательных зарубежных рынках
· Новые возможности завоевания доли рынка конкурентов
· Возможность быстрого роста из-за резкого роста спроса в одном или нескольких сегментах рынка
· Приобретение конкурирующих или обладающих прогрессивными знаниями и технологиями компаний
· Возможность эксплуатации новых технологий
· Возможность распространения торговой марки компании на новые географические рынки, упрочение репутации компании
· Угроза выхода на рынок новых конкурентов
· Рост продаж товаров-заменителей
· Растущая конкуренция со стороны новых Internet-компаний, внедряющих стратегии электронной коммерции
· Ужесточение конкуренции между действующими на рынке компаниями, ведущее к снижению прибыли
· Технологические изменения или инновации, приводящие к падению спроса на прежние товары
· Замедление роста рынка
· Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики в других странах
· Введение новых регулятивных требований, повышающих издержки компании
· Растущее давление со стороны компаний-потребителей и поставщиков
· Снижение спроса на товары компании из-за изменения потребностей и вкусов покупателей
· Неблагоприятные демографические изменения, вызывающие сокращению спроса на продукцию компании
· Негативное воздействие движущих сил отрасли
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление