Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы воздействия информатизации




Большой интерес представляет вопрос о том, каким образом те или иные психические компоненты, сформированные под воздействием ИТО, переносятся в традиционные, «бескомпьютерные» сферы деятельности, т.е. в чем состоит суть психологических механизмов воздействия информатизации.

Перенос умений и навыков работы с ИТО на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства. Так, педагоги, применяющие ИТО отмечают, что эти технологии преобразуют учебную деятельность, внося в нее четкость, эффективность, предсказуемость. В то же время важнейшей задачей педагога становится показать обучаемым ограниченность подобного подхода. Нельзя исключать влияние примитивных (механических) способов «мышления» многих компьютерных обучающих программ на развитие способов мышления обучаемых. Необходимо перевернуть ситуацию, показав обучаемым, каким образом сознательно выбрать и применить оптимальные алгоритмы решения задач по аналогии с компьютером, но используя рациональный подход к построению именно оригинального решения, путь к которому подскажет интуиция, догадка, неординарный, иррациональный взгляд на проблему.

Не отрицая того, что ИТО способствуют развитию новых форм учебной деятельности, получению новых ЗУН, отметим, что наблюдается и движение в обратном направлении. Используя для этого термин реверсия, психологи понимают под ним возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психических компонентов.

Одним из характерных примеров является возрождение (правда, в новых, видоизмененных формах) эпистолярного творчества. Электронная почта, чаты, телеконференции потребовали навыков письменного общения, которые во многих развитых странах оказались практически забытыми благодаря широкому распространению телефонной связи. Там, где обучаемым становятся доступны коммуникационные технологии, естественным образом создаются условия для возникновения у них мотивации овладения письменной речью. Мы становимся свидетелями зарождения своеобразной субкультуры, включающей правила знакомства в Интернете, этикет электронной деловой и личной переписки (в частности, требующей обязательного быстрого ответа на каждое письмо), специфический символьный язык, позволяющий передать в сообщении свое настроение J, L. Интернет переводит на новый, общедоступный уровень межэтническое общение, ведет к актуализации общекультурных познаний, создает мотивацию и условия для интенсивного изучения иностранных языков в ходе переписки.

Внедрение ИТО постепенно делает ненужными многие умения и навыки, но даже формы деятельности. Однако отнюдь не всегда подобные потери допустимы. Например, никто не будет отрицать больших возможностей электронных таблиц, позволяющих избавиться от рутинных операций и перейти к анализу данных. В то же время широкое и не всегда оправданное использование микрокалькулятора даже в начальной школе ведет к утрате навыков устного счета и т.п. В итоге это приводит к тому, что учащиеся не могут правильно оперировать самим понятием числа, поскольку не прочувствовали основные операции с числами.

Наибольшая опасность кроется в том, что современные ИТО часто обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучаемых на самостоятельную выработку новых знаний (не информации!), представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучаемым. Так, например, разнообразные программные комплекс для статистической обработки, системы символьной математики дают практически готовые и наглядно иллюстрированные решения разнообразных задач, получение которых ни в коем случае не должно быть самоцелью. Здесь мощный потенциал ИТО может вывести на новый уровень «традиционные» навыки обучаемых: поиск и установление взаимосвязей между различными параметрами, уточнение постановки задачи, сопоставление различных методов решения, анализ результатов, обобщение полученных знаний.

Широкому внедрению ИТО обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие обучаемых. Опасность технократического мышления, развивающегося под прямым и косвенным влиянием информационных технологий, по мнению психологов, состоит в том, что для такого мышления характерны «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в т.ч. и психотехники) над человеком и его ценностями».

Вспомним о возможностях систем с элементами виртуальной реальности. Моделирование и последующее «включение» в различные ситуации, провоцирование и реализация нестандартных решений способствует развитию воображения, творческих способностей. Однако, по данным исследований, работа с системами виртуальной реальности, предоставляющими возможность фантазий в киберпространстве, может провоцировать замкнутость, отчужденность, уход от действительности. Если же при этом происходит несбалансированная замена реальных практических действий некими символическими моделями, то трудно ожидать полноценного развития личности. В то же время было бы неверно считать, что аутизация (замкнутость) возникает в качестве неизбежного последствия информатизации. Даже наоборот – при лечении того же аутизма применяются специализированные компьютерные программы, а системы виртуальной реальности помогают избавиться от ряда фобий, например, страха высоты.

Итак, последствия применения ИТО могут быть как позитивными, так и негативными, к оценке той или иной технологии нельзя подходить односторонне. Проектируя использование ИТО в учебно-воспитательном процессе, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять его развитие.

 

 

ЛЕКЦИЯ 6: Интеграция ИТО в учебно-воспитательный процесс

Эффективное применение ИТО в учебно-воспитательном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым. С другой стороны, можно говорить об интеграции сложившихся учебных, научных, административных структур существующей образовательной системы в ту внешнюю информационную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий. Т.о., было бы неверно видеть только одно направление процесса информатизации образования.

В идеале требуется проведение во всех структурах образовательной системы процесса системной интеграции ИТ, включающего одновременно: 1) адаптацию самих структур и уже существующих образовательных технологий к возможностям внедряемых ИТО; 2) адаптация ИТО к требованиям, предъявляемым этими структурами; 3) создание взаимно совместимых новых структур и соответствующих им ИТО.

Этапы интеграции ИТО

I. Инициирование. На этом этапе фиксируется факт необходимости использования ИТО и существования возможности для осуществления этого на практике. Основанием могут служить, например, следующие факторы:

- педагог глубоко владеет и полностью управляет процессом обучения в рамках конкретной учебной дисциплины.

- имеются структурированные учебно-методические материалы, для которых возможно электронное представление.

- педагог уже частично использует ИТО в преподавании.

- внешние инициативы или даже давление (желание руководства осуществить технологизацию уч.-восп. процесса).

Уже на стадии инициирования необходимо рассматривать уч.-восп. процесс в целом, что позволит уменьшить вероятность негативных эффектов применения ИТО. Например, при использовании электронных учебников по разным предметам хотя бы на первых порах желательно опираться на продукцию какой-то одной фирмы.

Для принятия решения о внедрении ИТО необходима предварительная оценка возможных последствий того, как эти технологии повлияют на качество обучения и развития учащихся, потребуется ли им дополнительное время на освоение ИТО и т.д.

 

II. Анализ и оценка. Ключевые проблемы связаны с уточнением целей изучения учебной дисциплины. Применение ИТО может оказать существенное влияние на формулирование целей и задач. ИТО создает благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. Цель применения ИТО – в формировании информационной культуры, не сводящейся лишь к умениям в области обработки информации, а подразумевающей всестороннее развитие личности обучаемого.

Взаимоувязывание возможностей ИТО с целями изучения соответствующих дисциплин очень важно, т.к. в этом случае применение ИТО будет способствовать, а не препятствовать достижению указанных целей.

На следующей стадии необходимо перейти к анализу других аспектов уч.-восп. процесса: детальной программы, форм учебных занятий, особенностей взаимодействия обучаемых и преподавателей и т.д. Требуется также анализ имеющихся ресурсов (время для изучения дисциплины, квалификация преподавателя, необходимое оборудование и программное обеспечение). Имеются ли ресурсы не просто для применения ИТО, а для развития на их основе личности обучаемого.

Не менее важны анализ и оценка характеристики обучаемых (возраст и специализация, предшествующая подготовка в области ИТ, их способности и навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы).

 

III. Выбор ИТО. Не во всех случаях педагогу предоставляется возможность выбора ИТО. Иногда учебным заведениям централизованно предоставляются различные программные средства ИТО (системы автоматизированного тестирования). И тогда педагог вынужден подстраиваться под возможности технологии. Но педагог может найти среди существующих ЭУК и материалов образовательных сайтов или сконструировать некоторое интегративное решение, которое определит специфику уч.-восп. процесса. Часто для обучения можно приспособить стандартные программные разработки – системы для поиска информации, электронные таблицы, системы символьной математики и др.

 

IV. Проектирование интеграции. Здесь речь идет о подготовке поурочных разработок, заданий для самостоятельной работы обучаемых с использованием ИТО, планов виртуальных уроков и т.д.

Помимо переработки традиционной учебно-методической документации нужно обязательно подготовить рекомендации для обучаемых.

Наконец, стратегия контроля и оценки качества обучения должна гарантировать оценивание усвоения материалов, представленных с помощью ресурсов ИТО. Если надеяться только на любознательность и ответственность обучаемых, может оказаться так, что дополнительные электронные материалы будут не востребованы. Поэтому желательно регистрировать использование ресурсов ИТО.

 

V. Реализация проекта. Перед тем как приступить к реализации проекта, потребуется выполнить определенную дополнительную работу. Это обновление всей учебно-методической документации и др. материалов. Необходимо продумать и наиболее простой доступ к программному обеспечению, чтобы ликвидировать барьеры для обучаемых с минимальными навыками работы с ПК.

 

VI. Мониторинг и адаптация. Фактический ход уч.-восп. процесса может весьма отличаться от предполагаемого. Мониторинг подскажет, каким образом нужно вмешаться в процесс с целью его адаптации и направления в нужное русло. Управление ходом уч.-восп. процесса должно состоять в непрерывном изучении того, как обучаемые используют предложенные им ИТО, и направлении их действий в нужное русло.

 

VII. Анализ результатов. На конечном этапе необходимо изучить реальные достижения и ответить на вопрос, насколько успешным было применение ИТО. Можно судить о результатах, например, по оценкам учащихся, сравнивая их с оценками в других, контрольных группах.

В других случаях используются неформальные методы, на которые полагаются в своей практике многие преподаватели (их собственные ощущения от общения с учениками, проявление, проявление теми активности и творчества в самостоятельной работе, или, напротив, потеря обратной связи, пассивность, разобщенность, неудовлетворенность учащихся ходом уч.-восп. процесса и его результатами).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.