Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель

Жил в 384-322 гг до н.э. родился в г. Стагир. В 17 лет прибывает в Афины, где учится, затем преподает в платоновской академии. Был наставником Македонского.

Выступает продвежителем идеи о мире идей. Не со всем соглашался в учении своего учителя. «Платон мне друг, но истина дороже».

В справедливости заключены все добродетели. Справедливость проявляется в отношении ко всем людям. Справедливость надо отличать от справедливости политической, она проявляется в полисе и по сути является правом. Право – это норма политического общения людей. Право – это равенство, но равенство не абсолютное, а относительное, поскольку люди не равны по своим достоинствам. Претензии лучших политических людей опираются на право.

Деспотические формы правления – неполитические, в них политическое право отсутствует.

Политическое право – полусловное, полуестественное

Естественное право

Условное право – которое первоначально могло быть без существенного различия тем или иным, но раз оно определено, Безразличие прекращается и уже есть разница принести ли в жертву одну козу или двух баранов.

Все право не должно быть сведено только к установленном к праву. Область права изменчива, но такие понятия как право и справедливость не должны размываться, а должны меняться лишь до известной степени.

Закон должен соответствовать политической природе и праву. Отступление закона от права означает переход к деспотии.

Законодательство – часть политики государства. Законы в государстве должны отражать данный государственный строй. Политическое правление – это правление законов, а не людей.

Нормальное развитие законов – подготовленность людей к добродетели, разумному поведению людей, живущих страстями можно удержать в границах дозволенного силой. Закон д.б. разумным, качественным и опираться на государственную силу.

Виды справедливости:

1. Уравнивающая (действует в гражданских договорах или сделках) люди равны между собой, поэтому их отношения тоже должны быть уравненными.

2. Распределяющая. По заслугам.

 

Признак участия во власти:

1) Богатство – с позиции олигархов

2) Принцип свободы – бедняки.

3) Аристотель – добродетели должны править. Сумма добродетелей всего народа несоизмеримо выше самых добродетельных, самых лучших людей. Следовательно нет единого критерия для сотворения власти кем бы то ни было.

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми. Целью является общение. «Человек – животное политическое».

Цель создания государства – стремление к общению.

Государство стоит выше природы семьи и индивида, необходимо, чтобы целое предшествовало части.

Государство – это некое единство составляющих его элементов.

Чрезмерное стремление к единству как у Платона может привести к уничтожению государства.

Через понятие гражданин Аристотель определяет правильность и неправильность форм правления.

Государство – есть это достаточная для существования совокупность граждан.

Общее благо – правильная форма правления. Личное благо – неправильная.

Монархия всегда имеет опасность переродиться в деспотию, тиранию. Нужно чтобы во главе стояли великие люди.

Демократия – неправильная форма правления, там полное равенство, власть большинства.

Типы демократии:

1. Богатые и бедные участвуют в осуществлении верховной власти

2. Участие в выборах основываются на большом имущественном цензе. Граждане не равны. Одни голосуют, другие занимают гос должности.

3. Беззаконие. Власть народа. Народ каждое свое решение возводит в закон.

4. Умеренная цензовая демократия, основанная на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Лучшая форма правления – полития:

1) Смешанная форма правления, так как чистые формы правления безжизненны. Заимствует лучшие черты от демократии и олигархии

2) Принцип свободы

3) Наличие собственности

4) Во имя народа и для народа с господством среднего класса.

 

Худшая форма – тирания.

Причина гос переворотов – стремление к политическому равенству.

 

Лучше сочетать уравнивающую и распределяющую справедливости.

Демократия прочнее олигархии, так как народ имеет против себя меньшинство, олигархи уязвимы с двух сторон.

Причины революции при демократии – это неистовство демагога.

Иногда демократия легко перерождается в тиранию.

Причина революции – притеснение народа, притесненные олигархи становятся вождями.

Противоядие против революции – умеренное правление. Олигархия по сути и демократия по форме. жемократия должна воздерживаться от посягательства на богатство высших классов.

Общественные должности ни при какой власти не должны быть средством обогощения.

 

Причины революции при монархии:

1. Стремление к деспотии, правление в обход законов

2. Недостойный приемник

 

Признаки тирании.

Сопровождается нравственным унижением подданных, возбуждением ненависти населения. Содержание народа в бедности. Лучшие люди государства – враги тирана.

Умеренность – лучшее средство сохранения власти.

Государственные перевороты сопровождаются сменой форм правления.

Аристотель делит рабов на государственных и частновладельческих. Законодатель должен стремиться к обеспечению населения досугом, работой. Аристотель считает, что общая собственность – это ничья собственность.

Аристотель считал, что человек по природе эгоист. Наличие собственности – следствие эгоистической природы человека. Не должно быть такого уравнивания как у Платона, оно лишает государства таких важных вещей как семья, собственность. Не все можно поделить на равные части. В итоге все вернется на круги своя и будет неравенство. 2формы накопления богатства: частная собственность, полученная в результате производства и второе – расточительство (вредный, опасный тип собственности). Собственность должна служить на благо всего полиса, а не только отдельной личности.

Аристотель признает верховенство государства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические и правовые учения древней Греции | Возникновение и развитие христианства 1-4вв нэ. Политико-правовая идеология первых христиан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.