КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представление числовых данных в компьютерных системах
Система вещественных чисел, используемая в ручных расчетах, предполагается бесконечной и непрерывной, т.е. отсутствуют ограничения на диапазон используемых чисел и точность (количество значащих цифр). Пояснение: для любого вещественного числа существует бесконечно много чисел, которые больше или меньше его, и между любыми двумя вещественными числами находится также бесконечно много чисел. В компьютерной технике размеры устройств ограничены. Эти ограничения касаются диапазона чисел и точности их представления. Поэтому система машинных чисел является конечной и дискретной, образуя подмножество системы вещественных чисел. На рис. 3.1 схематически представлена система машинных чисел где (Xmax) и (Xmin) - соответственно максимально и минимально представимые числа, между которыми находится конечное множество допустимых чисел.
Рисунок 3.1 - Система машинных чисел
Если результат операции по модулю превышает |Xmax|, то возникает переполнение (overflow). Если модуль результата |X|<|Xmin|, фиксируется антипереполнение (underflow). В этом случае большинство компьютеров возвращают в качестве результата операции (0). Поэтому область чисел от (-Xmin до Xmin), за исключением истинного нуля, называют машинным нулем. В современных универсальных компьютерных системах преимущественно используют две формы представления чисел: - с фиксированной запятой (фиксированной точкой - fixed point) - естественная форма; - с плавающей запятой (плавающей точкой - floating point) - альтернативные названия - нормальная, экспоненциальная, научная запись или полулогарифмическая. Например, пусть задано число:
. (3.1)
где: Х - некоторое число; - цифры слева от запятой; - цифры справа от запятой.
В позиционной системе счисления с основанием (2) его можно записать в виде:
. (3.2)
где: Х - некоторое число; M - мантисса; 2 - основание системы счисления; P - порядок.
Если каждому числу (X) в компьютерной системе однозначно соответствует мантисса (M), а порядок (Р) фиксирован для всех чисел, то число (X) представлено в форме с фиксированной запятой. Порядок (Р) в этом случае устанавливается заранее при подготовке задачи к решению, причем число (2-P), по существу, является масштабным коэффициентом, на который необходимо умножить исходные данные для того, чтобы избежать переполнения разрядной сетки. Естественная форма характеризуется тем, что положение разрядов (и запятой) в машинном представлении чисел остается всегда постоянным независимо от величин чисел, с которыми оперирует компьютерная система. С целью упрощения процедуры определения масштабных коэффициентов запятую обычно фиксируют перед старшим разрядом мантиссы или после ее младшего разряда. В первом случае компьютерная система оперирует с числами, которые по абсолютной величине меньше единицы, то есть, с правильными дробями. Если количество разрядов для представления мантиссы равно (n), то: (|Xmin|=2-n, |Xmax|=1-2-n). Во втором случае компьютерная система выполняет операции с целыми числами, абсолютные величины которых находятся в пределах от (1 (минимального, не равного нулю числа) до 2n-1). Если каждому числу (X) однозначно соответствует пара (М) и (Р), то такое представление называют формой с плавающей запятой. Следует иметь в виду, что положение запятой в реальной разрядной сетке компьютерной системы физически никак не указывается, а только "подразумевается" и само число можно записать в виде:
. (3.3) . (3.4)
где: Х - некоторое число; М - мантисса числа (Х); Е - разделитель мантиссы и порядка числа (Х); Р - порядок числа (Х).
Для однозначного представления числа в нормальной форме принято, что мантисса должна удовлетворять условию:
. (3.5)
то есть мантисса должна быть правильной дробью, а ее старшая цифра — отличной от (0). В таком случае представление числа является нормализованным. Помимо однозначного представления, это дает еще и сохранение максимального количества значащих цифр мантиссы при выполнении операций. Положение разрядов числа в форме с плавающей запятой не является постоянным, то есть запятая как бы плавает. С учетом рассмотренных ранее структурных единиц информации, различают несколько форматов данных с фиксированной запятой. Например, в компьютерах IBM PC AT машинное слово имеет длину 16 бит (2 байта). Используются следующие форматы: слово, полуслово (байт), двойное слово (doubleword), учетверенное слово (quadword). В соответствии с перечисленными форматами различают базовые типы целочисленных данных: - слово - 8 бит; - целое слово - 16 бит; - короткое целое слово - 32 бит; - длинное целое слово - 64 бит. Для того, чтобы компьютерная система могла оперировать как положительными, так и отрицательными числами, в разрядную сетку машинного представления числа необходимо ввести знаковую часть. В двоичной системе счисления принято знак положительного числа обозначать «0», а знак отрицательного числа - «1» (обычно это крайний левый бит в представлении числа), как показано на рис.3.2.
Рисунок 3.2 - Формат числа в двоичной системе счисления со знаковым битом
Будем обозначать целые знаковые числа в виде:
. (3.6)
а правильные дроби:
. (3.7)
В связи с тем, что алгоритмы выполнения операций в компьютерных системах имеют свою специфику, возникает проблема представления отрицательных чисел. Ее решают за счет использования особых способов кодирования числовых данных. Рассмотрим три наиболее распространенных кода, которые применяются на практике: - прямой код; - обратный код; - дополнительный код. Прямой код используется для представления отрицательных чисел в запоминающем устройстве компьютерной системы, а также при умножении и делении. Обратный и дополнительный коды используются для замены операции вычитания операцией сложения, что упрощает устройство арифметического блока компьютерной системы. К кодам выдвигаются следующие требования: - разряды числа в коде жестко связаны с определенной разрядной сеткой; - для записи кода знака в разрядной сетке отводится фиксированный, строго определенный разряд. 1. Прямой код. Наиболее естественный код. Формируется следующим образом: в знаковый бит (SX) числа помещают знак числа (0 - если число положительное и 1 - если число отрицательное), а остальные биты используют для абсолютного значения (модуля) числа. Правило преобразования чисел в прямом коде можно записать так:
. (3.8)
где A - вес старшего разряда в n-разрядной сетке, A=2s-1.
Отображение (s-битных) наборов (прямой код, верхняя числовая прямая) на числовую ось (числа, нижняя числовая прямая) для компьютерной системы показано на рис. 3.3
Рисунок 3.3- Отображение s-битных наборов (прямой код) на числовую ось
Например:
Диапазон представимых чисел: -(2s-1-1)…(2s-1). Положительный момент заключается в удобстве операции ввода-вывода данных. Отрицательный момент в том, что существует два представления (0) и операция алгебраического сложения требует анализа знаков и модулей операндов, и выбора фактической операции сложения или вычитания. 2. Обратный код. Обратный (n - разрядный) двоичный код положительного целого числа состоит из одноразрядного кода знака (0), за которым следует (n - 1) разрядное двоичное представление модуля числа, то есть обратный код для положительного числа совпадает с прямым кодом. Обратный (n - разрядный) двоичный код отрицательного целого числа состоит из одноразрядного кода знака (1), за которым следует (n - 1) разрядное двоичное число, представляющее собой инвертированное (n - 1) разрядное представление модуля числа, то есть для отрицательного числа все цифры числа заменяются на противоположные, а именно (1 на 0, а 0 на 1) и в знаковый разряд заносится единица. Обратный код числа определяется соотношением:
. (3.9)
где B=2s-1=Xmax - максимальное число в n-разрядной сетке.
Отображение (s-битных) наборов (обратный код, верхняя числовая прямая) на числовую ось (числа, нижняя числовая прямая) для компьютерной системы показано на рис. 3.4.
Рисунок 3.4 - Отображение s-битных наборов (обратный код) на числовую ось
Например:
Диапазон представимых чисел: -(2s-1-1)…(2s-1). Положительный момент заключается в том, что при сложении обратных кодов чисел как беззнаковых чисел получаем обратный код суммы. Отрицательный момент заключается в том, что существует два представления (0) и при выполнении операций сложения в обратном коде требуется коррекция суммы с помощью циклического переноса единицы переполнения из знаковых разрядов суммы. 3. Дополнительный код. Наиболее распространенный способ представления отрицательных целых чисел в компьютерных системах. Он позволяет заменить операцию вычитания на операцию сложения, чем упрощает архитектуру компьютерной системы. Дополнительный код является дополнением числа до некоторого граничного числа (|Xmax+1|=2s). Дополнительный код положительного числа совпадает с прямым кодом. Для получения дополнительного кода отрицательного числа существует три способа: - все цифры модуля исходного числа заменяются на взаимно обратные, то есть производится инверсия всех цифр числа, затем к полученному значению добавляется единица в младшем разряде; - из модуля числа вычитается (1) младший бит, а затем инвертируются все разряды; - необходимо записать n-битный модуль числа. Затем просматривать число справа налево, сохранить все младшие нули и первую встретившуюся (1), а остальные биты инвертировать. Дополнительный код числа определяется соотношением:
. (3.10)
. (3.11)
где - , C = Xгр. равняется весу не существующего в данном числе разряда, расположенного слева от знаковой цифры.
Отображение s-битных наборов (дополнительный код верхняя числовая прямая) на числовую ось (числа нижняя числовая прямая) для компьютерной системы показано на рис. 3.5.
Рисунок 3.5 - Отображение s-битных наборов (дополнительный код) на числовую ось
Например:
Диапазон представимых чисел: -(2s-1)…(2s-1). Свойства дополнительного кода: - при сложении чисел в дополнительном коде как беззнаковых чисел получаем дополнительный код суммы. Знаковые биты суммируются обычным образом, а возникающий при их сложении перенос игнорируется. - любое число в дополнительном коде можно считать младшими битами («хвостом») числа любой длины, если содержимое знакового бита копировать влево. Эта операция называется расширением знака. Используется, когда исходные операнды в операциях сложения и вычитания имеют разную длину. Свойства кодов: 1. Операции должны выполняться над данными, представленными в одном и том же коде: ПК-ПК, ОК-ОК, ДК-ДК; 2. Положительные числа в ПК, ОК, ДК не меняют своего представления; 3. Результат выполнения операций сложения и вычитания над числами, представленными в ПК, ОК или ДК, являются ПК, ОК или ДК соответственно; 4. Двоичный набор, представляющий (-0) в ПК и ДК, является запрещенной комбинацией; 5. В отличие от ПК, в ОК и ДК нельзя отбрасывать нули после знакового разряда в целой части и нули в конце дробной части отрицательного числа (разрешается отбрасывать 1).
3.1 Арифметические флажки
Флажки являются признаками, представляющими общую характеристику результата выполнения операции. Наиболее широко применяются следующие флажки: - флажок переноса (Flag Carry), обозначаемый (FC). Устанавливается в (1) в двух случаях: 1. Если при выполнении операции сложения имеет место перенос из старшего бита результата (представляет собой расширение результата на 1 бит влево); 2. Если при выполнении операции вычитания имеет место заем (borrow) в старший бит. Это возможно в случае, если уменьшаемое меньше вычитаемого. Если операнды интерпретируются как беззнаковые числа, данный флажок является признаком переполнения компьютерной системы. В операциях над знаковыми числами самостоятельного значения не имеет. - флажок вспомогательного переноса или дополнительный перенос (Flag Auxiliary), обозначаемый (FA). При сложении показывает перенос, а при вычитании - заем из младшей тетрады (бит 3) результата. Используется в операциях двоично-десятичной арифметики. - флажок нуля (Flag Zero), обозначаемый (FZ). Признак нулевого результата. Устанавливается в (1) когда результат выполнения операции равняется (0). - флажок знака (Flag Sign), обозначаемый (FS). Повторяет состояние знакового бита. - флажок переполнения (Flag Overflow), обозначаемый (FО). В операциях над знаковыми числами показывает, находится ли результат внутри диапазона представимых чисел: - (FO) = 0 - результат правильный; - (FO) = 1 - возникло переполнение. Следует отметить, что (FO) устанавливается в (1), если перенос в старший разряд и из него не совпадают.
3.2 Контроль переполнения в компьютерных системах
Возможно только при сложении чисел с одинаковыми знаками, когда для представления результата недостаточно отведенного количество разрядов (требуется больше, чем для представления операндов). Это может приводить не только к неправильному (по абсолютной величине) результату, но и к неправильному его знаку. Независимо от кода для представления отрицательных чисел (обратный или дополнительный) переполнение разрядной сетки имеет место всегда, если только при сложении положительных чисел возникает перенос в знаковый разряд, а при сложении отрицательных чисел такой перенос равен нулю. Введение масштабных коэффициентов, на которые необходимо умножить все исходные данные перед решением задачи, позволяет предотвратить переполнение. В компьютерных системах предусматривают специальные средства для обнаружения переполнения разрядной сетки: - программный способ; основан на том, что при сложении чисел с одинаковыми знаками знак суммы должен совпадать со знаками операндов; - аппаратный способ; основан на использовании модифицированных кодов. При использовании модифицированных кодов знак числа изображается двумя одинаковыми цифрами. Эти цифры в процессе выполнения операций обрабатываются так же, как и числовые разряды. При этом появление в знаковых разрядах разных цифр (01 при сложении положительных и 10 при сложении отрицательных двоичных операндов) свидетельствует о переполнении разрядной сетки. Модифицированный код позволяет формировать правильный знак результата даже при наличии переполнения. Этот знак сохраняется во втором (старшем) знаковом разряде. Такой способ обнаружения переполнения разрядной сетки наиболее распространен в компьютерных системах, несмотря на некоторую избыточность в аппаратных средствах для представления чисел, поскольку позволяет оперативно (то есть, одновременно с результатом) получить информацию о переполнении. На рис.3.6 представлен формат двоичного знакового числа с использованием модифицированного кода.
Рисунок 3.6 - Формат двоичного знакового числа с использованием модифицированного кода.
При выполнении операций сложения и вычитания чисел в дополнительных кодах обрабатывающее устройство компьютера не делает различий между знаковыми и беззнаковыми операндами. То есть операнды должны интерпретироваться самим пользователем как знаковые или беззнаковые. В операции вычитания используется дополнительный код вычитаемого. Если длина операндов превышает длину машинного слова, то сложение и вычитание выполняют в несколько приемов, организуя программный цикл. Операцию начинают с младших частей операндов, «продвигаясь» далее в сторону старших частей. На каждом шаге должны обрабатываться возникающие переносы (или заемы).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |