Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие решений после построения модели процесса

 

Нам придется принимать решения в сложных ситуациях. Решения зависят от числа факторов, дробности плана, цели исследования (достижение оптимума, построение ин­терполяционной формулы) и т.д. Количество возможных решений по примерной оценке достигает нескольких десятков тысяч. Поэтому будем рассматривать только наиболее часто встречавшиеся случаи и выделим «типич­ные» решения. Положение здесь сложнее, чем в случае принятия решений о выборе основного уровня и интер­валов варьирования факторов, где удалось рассмот­реть все варианты. Ситуации будем различать по адекватности и неадекватности модели, значимости и незначимости коэффициентов регрессии в модели, информации о положении оптимума.

Обсудим сначала принятие решения для адек­ватного линейного уравнения регрессии.

Линейная модель адекватна. Здесь возможны 3 ва­рианта.

1. Все коэффициенты регрессии значимы.

2. Часть коэффициентов регрессии значима, часть не­значима.

3. Все коэффициенты регрессии незначимы.

 

В каждом варианте оптимум может быть близко, далеко или о его положении нет информации (неопределенная ситуация).

Рассмотрим первый вариант.

Если область оптимума близка, возможны три реше­ния: окончание исследования, переход к планам второго порядка и движение по градиенту.

Переход к планированию второго порядка дает воз­можность получить математическое описание области оп­тимума и найти экстремум.

Движение по градиенту используется при малой ошиб­ке опыта, поскольку на фоне большой ошибки трудно уста­новить приращение параметра оптимизации.

Решение при неопределенной ситуации или удаленной области оптимума одно и то же: движение по градиенту.

Второй вариант – часть коэффициентов регрессии зна­чима, часть незначима. Движение по градиенту наиболее эффективно, если коэф­фициенты значимы. Поэтому выбираются решения, реа­лизация которых приводит к получению значимых коэф­фициентов. На этом этапе важно выдвинуть гипотезы, объясняющие незначимость эффектов. Это может быть и неудачный выбор интервалов варьирования, и включение (из осторожности) факторов, не влияющих на параметр оптимизации, и большая ошибка опыта, и т.д. Решение зависит от того, какую гипотезу мы предпочитаем.

Если, например, выдвинута первая гипотеза, то воз­можно такое решение: расширение интервалов варьи­рования по незначимым факторам и постановка новой серии опытов. Изменение интервалов варьирования иног­да сочетают с переносом центра эксперимента в точку, соответствующую условиям наилучшего опыта. Невлияющие факторы стабилизируются и исключаются из дальнейшего рассмотрения. Другие возможные решения для получения значимых коэффициентов: увеличение числа параллельных опытов и достройка плана. Увеличение числа параллельных опытов приводит к уменьше­нию дисперсии воспроизводимости и соответственно дис­персии коэффициентов регрессии. Опыты могут быть повторены либо во всех точках плана, либо в некото­рых.

Достройка плана осуществляется несколькими спо­собами.

1. Методом «перевала» – у исходной реплики изменяют знаки на обратные. В этом случае основные эффекты оказываются не смешанными с парными эффектами

2. Переходом к полному факторному эксперименту.

3. Переходом к реплике меньшей дробности.

4. Переходом к плану второго порядка (если область оптимума близка).

Реализация любого из этих решений требует значи­тельных экспериментальных усилий. Поэтому иногда можно и не следовать строго правилу «двигайтесь по всем факторам», а пойти на некоторый риск и двигаться только по значимым факторам.

Наконец, если область оптимума близка, то возможно принятие таких же решений, как и в случае значимости всех коэффициентов регрессии.

Рассмотрим последний случай: линейная модель адек­ватна, все коэффициенты регрессии незначимы (кроме b 0). Чаще всего это происходит вследствие большой ошибки эксперимента или узких интервалов варьирования. Поэ­тому возможные решения направлены, прежде всего, на увеличение точности эксперимента и расширение интер­валов варьирования. Увеличение точности может достигаться двумя путями: благодаря улучшению методики проведения опытов или вследствие постановки параллельных опытов.

Если область оптимума близка, то возможно также окончание исследования.

В заключение приведем блок-схему принятия решения в задаче определения оптимальных условий, линейная модель адекватна. В блок-схеме пунктирными линиями обведены ситуации, сплошными линиями – принимаемые решения.

Рисунок 6

 

Линейная модель неадекватна. Если линейная модель неадекватна, значит не удается аппроксимировать по­верхность отклика плоскостью. Формальные признаки (кроме величины F -критерия), по которым можно уста­новить неадекватность линейной модели, следующие.

1.Значимость хотя бы одного из эффектов взаимо­действия.

2.Значимость суммы коэффициентов регрессии при квадратичных членах . Оценкой этой суммы служит разность между b 0 и значением зависимой переменной в
центре плана y 0. Если разность превосходит ошибку опы­та, то гипотеза о незначимости коэффициентов при квад­ратичных членах не может быть принята. Однако надо
учесть, что сумма может быть незначима, и при значимых квадратичных эффектах, если они имеют разные знаки.

Для неадекватной модели мы не будем делать различия между случаями значимых и незначимых линейных коэф­фициентов регрессии, поскольку решения для них обычно совпадают.

Решения, принимаемые для получения адекватной мо­дели: изменение интервалов варьирования факторов, пере­нос центра плана, достройка плана.

Наиболее распространенный прием – изменение ин­тервалов варьирования. Он, конечно, требует постановки новой серии опытов. Иногда отказываются от построения адекватной модели, чтобы ценой нескольких опытов проверить возможность движения по градиенту. Это решение нельзя считать достаточно корректным. Движению по градиенту обычно предшествует оценка кривизны по­верхности отклика (по сумме коэффициентов при квадратичных членах) и сопоставление величин линейных эффектов и эффектов взаимодействия. Если вклад квадратичных членов и эффектов взаимодействия невелик, то решение о движении по градиенту представляется возможным.

Еще одно решение: включение в модель эффектов взаимодействия и движение с помощью неполного полинома второго порядка. Этот прием связан с получением и анализом уравнений второго порядка. Направление градиента будет меняться от точки к точке.

Если область оптимума близка, то возможны варианты окончания исследования и
перехода к построению плана второго порядка.

На рис. 7 приведена блок-схема принятия решений в задаче оптимизации для случая, когда линейная модель неадекватна.

Особый случай возникает при использовании насыщен­ных планов. При значимости всех коэффициентов регрессии ничего нельзя сказать об адекватности или неадекватности модели. Движение по градиенту в такой ситуации показывает правильность предположения, что коэффици­енты регрессии являются оценками для линейных эффектов.

 

Рисунок 7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Построение интерполяционной формулы, линейная модель неадекватна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.