КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности мирового рынка товаров и услуг
Подходы к ценообразованию на мировом рынке. Показатели и функции международной торговли. Формы международной торговли. Особенности мирового рынка товаров. Основные термины Автаркия – состояние замкнутости, изолированности от окружающего мира. Абсолютное преимущество – способность страны производить товар или услугу с меньшими затратами ресурсов по сравнению с торговыми партнерами. Сравнительное преимущество – способность страны производить товар или услугу с меньшими альтернативными издержками по сравнению с торговыми партнерами. Обменный коэффициент (условия торговли) – отношение экспортных цен к импортным ценам. Выигрыш от торговли – экономия ресурсов при покупке товара за границей в сравнении с производством товара внутри страны. Выигрыш от специализации – увеличение объема потребления сверх уровня, достижимого за счет внутреннего производства. Альтернативные издержки – количество какого-либо другого товара, от которого приходится отказаться при увеличении производства данного товара на единицу. Факторообеспеченность – относительная доступность факторов производства в какой-либо стране. Фактороинтенсивность – относительная потребность в различных факторах производства, необходимых для производства какого-либо товара. Парадокс Леонтьева – результат эмпирической оценки корректности теории Хекшера-Олина, в соответствии с которым американские товары, конкурирующие с импортом, оказались более капиталоинтенсивными чем экспортируемые товары. Экономия на масштабе – снижение средних издержек при увеличении масштаба деятельности фирмы (пропорционального увеличения всех применяемых факторов). Дифференцированные продукты – разновидности товара, имеющие одно и то же назначение и потому являющиеся близкими заменителями друг для друга. Межотраслевая торговля – торговля товарами, произведенными в различных отраслях. Внутриотраслевая торговля – торговля дифференцированными товарами одной и той же отрасли или широкой группы товаров. Технологический разрыв – временное преимущество производителей, внедривших новый товар или технологию. Жизненный цикл продукта – ряд стадий, характеризующих характер производства и потребления вновь введенного продукта, сменяющих друг друга в зависимости от времени, прошедшего с момента начала производства этого продукта.
Лекция 7: «Мировой рынок товаров»
Углубление международного разделения труда, развитие торговли между странами неизбежно приводит к образованию мирового рынка. Мировой рынок товаров и услуг представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена, которая складывается между субъектами (государствами, предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, финансовыми институтами, региональными блоками и т.д.) по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. объектов мирового рынка. Как целостная система мировой рынок сложился к концу XIX века одновременно с завершением формирования мирового хозяйства. Мировой рынок товаров и услуг имеет свои особенности. Главное состоит в том, что сделки по купле-продаже товаров и услуг совершаются резидентами различных государств; товары и услуги, перемещаясь от производителя к потребителю, пересекают границы суверенных государств. Последние, реализуя свою внешнеэкономическую (внешнеторговую) политику, с помощью различных инструментов (таможенных пошлин, количественных ограничений, требований соответствия товаров тем или иным стандартам и т.п.) оказывают существенное влияние на товарные потоки как с точки зрения географической направленности, так и отраслевой принадлежности, интенсивности. Регулирование движения товаров на мировом рынке осуществляется не только на уровне отдельных государств, но и на линии межгосударственных институтов – Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского Союза, Североамериканского Соглашения о свободной торговле и др. Например, основополагающими принципами и правилами ВТО являются: · предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; · взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; · регулирование торговли преимущественно тарифными методами; · отказ от использования количественных ограничений; · транспарентность торговой политики; · разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. Все страны-члены ВТО (а их насчитывалось в 2003 г. 146) принимают обязательство по выполнению порядка 20 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения», охватывающих свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Конкурентная борьба на мировом рынке проходит в более разнообразных, чем на рынках отдельных стран, формах и предполагает использование широкого спектра методов. Неценовая конкуренция в современных условиях является доминирующей, ценовая конкуренция характерна для абсолютного меньшинства товаров. Неценовая конкуренция предполагает конкурирование товаров по качественным параметрам, а также по «пакету услуг», «прилагаемому» к товару. Изменение конкурентоспособности товара имеет ряд последствий, в частности, изменение структуры и направленности товарных потоков в мировой экономике, а также коррекция роли и «веса» тех или иных стран. Например, в последние десятилетия в мировом экспорте значительно укрепились позиции новых индустриальных стран и Китая, удельный вес США, напротив, заметно сократился.
2. Показатели и функции международной торговли. Формы международной торговли. Если внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, состоящую из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг, то международная торговля – это совокупность внешней торговли стран мира. Внешнюю и международную торговлю характеризуют такие важнейшие показатели, как общий объем (товарооборот), товарная структура, географическая структура. ХХ век был отмечен более высоким ростом мирового экспорта в сравнении с темпами роста мирового ВВП или объемом промышленного производства. Так, если среднегодовой прирост ВВП составлял 3%, то мирового экспорта, соответственно, 4,5-5%. При этом динамика мировой торговли в отдельных странах и регионах была различной, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 1. Таблица 1 – Динамика физического объема мировой торговли, % к 1980 г.*
* - Источник: Monthly Bulletin of Statistics/ 1993, July; 2000, October. Товарная структура мирового экспорта претерпевает существенные изменения (смотри таблицу 2). Таблица 2 – Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %.**
** - Источник: Monthly Bulletin of Statistics/ 1993, May; 1998, May; 1999. Как видим, динамика структуры мирового экспорта по основным группам товаров развивается таким образом, что превалирующей группой по-прежнему остается продукция обрабатывающей промышленности с возросшим вдвое удельным весом на фоне значительного сокращения продовольствия и сырья. При этом важно отметить, что структура экспорта отражает уровень экономического развития страны. Поэтому закономерно, что в экспорте развитых стран преобладает продукция обрабатывающей промышленности, а в экспорте развивающихся – аграрно-сырьевая продукция. Кроме того, конъюнктура цен на мировых рынках более благоприятна на продукцию обрабатывающей промышленности, чего не скажешь о продовольствие или сырье. Картина географической структуры международной торговли представлена в таблице 3. Таблица 3 – Распределение внешней торговли по географическим направлениям, %.***
*** - Источник: Monthly Bulletin of Statistics/ 1992, July; 1993, July; 1999, July; 2000, July. Международная торговля влияет на состояние национальной экономики, выполняя следующие задачи: 1. Восполнение недостающих элементов национального производства, которое делает «потребительскую корзину» экономических агентов национальной экономики более разнообразной; 2. Трансформация натурально-вещественной структуры ВВП вследствие способности внешних факторов производства видоизменять и разнообразить эту структуру; 3. Эффектообразующая функция, т.е. способность внешних факторов влиять на рост эффективности национального производства, максимизацию национального дохода при единовременном сокращении общественно необходимых затрат на его производство.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |