Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поисковый сервис Интернет




Созданная с помощью Интернета новая глобальная инфор­мационная среда породила проблемы, связанные с накоплени­ем огромного количества уже доступной информации и стреми­тельного непрерывного роста объема новых ИР, не имеющих четкой индексации в глобальной сети. К тому же многие Web- страницы не имеют четкой рубрикации, позволяющей находить информацию по конкретному направлению деятельности. Уве­личение же объемов научной и прочей информации в каждой из предметной областей знаний ведет к повышению дополни­тельной нагрузки на пользователей, занятых зачастую рутин­ными процессами поиска нужного ИР среди множества других.

Таким образом, возникают значительные трудности по обеспечению полноты и глубины поиска необходимой инфор­мации. Отсюда возникли насущные и не менее важные задачи автоматизации процессов, связанных с поиском информации в Интернете. В связи с этим наряду с развитием и совершен­ствованием самой сети одновременно разрабатываются мето­ды и средства автоматизированного поиска информации в этой сети, которые привели к созданию поискового сервиса сети. Он подразделяется на следующие виды: поисковые системы (машины); тематические каталоги и локализованная система поиска.

Поисковые системы представляют собой программно-технические средства, обеспечивающие регулярное отслеживание сетевого пространства по адресам определенных серверов и сбор и них содержащей информации, которая заносится в базу данных серверов уже поисковых машин. Причем содержание Web-страниц сети помещают в общую базу данных поискового сервера пол­ностью или частично. Пользователи, обращающиеся к поисковым системам, имеют возможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используя ключевые слова, относящи­еся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов, оформленных в виде гиперссылок.

Поисковые серверы достаточно многочисленны и разно­образны. Принято различать поисковые системы (индексы) и каталоги.

Основное преимущество поисковых систем глобального масштаба — их оперативность. Пользователем задается клю­чевое слово (словосочетание) — поисковый механизм выдает результаты поиска и точные адреса тех документов, в которых это слово (словосочетание) встречается. При этом многие поис­ковые системы снабжены логическими операциями при форми­ровании сложного запроса (операторы AND, OR, NOT), усече­ния слов с помощью звездочки, вопросительного знака и т.п. Для возможного увеличения или уменьшения весового значения ка­кого-либо слова в некоторых системах применяют знаки плюс или минус. В ряде поисковых систем ограничивают поиск толь­ко по отдельному серверу.

Наиболее распространенными отечественными поисковы­ми системами являются следующие:

К наиболее известным поисковым машинам относятся:

Поисковая система "Rambler" (http://www.rambler.ru) — одна из самых самая популярных систем в России, имеющая свой каталог. Она поддерживает все кодировки кириллицы и обеспечивает полнотекстовый поиск более чем в 15 тыс. узлов сети в России и странах ближнего зарубежья.

Поисковая система "Yandex" (http://www.yandex.ru) со­держит документы более чем из 15 тыс. серверов. Имеет мно­гофункциональный язык запросов, что дает возможность орга­низовывать поиск по списку уже отобранных документов для конкретизации результата.

Поисковая система "Aport" (http://www.aport.ru) — самая старая из ориентированных на русский язык систем. Она под­ключена более чем к 12 тыс. серверов. Имеет возможность, при необходимости, автоматически переводить тексты запроса и ответа на английский и русский языки.

Среди отечественных поисковых систем более поздних раз­работок следует отметить следующие: "Atrus" — http://www.atrus.ru; "List" — http://www.list.ru; "Паук" — http:// www.spider.raser.ru, которые в некоторых случаях превосходят предшествующие системы как по увеличению глубины и ши­роты поиска, так и по предоставлению пользователям большего комфорта.

Среди мировых поисковых систем наиболее известные сле­дующие системы:

"Alta Vista" (http://www.altavista.digital.com), обладающая на сегодняшний день самой обширной базой данных, "Yahoo" (http://www. yahoo.com), снабженная собственным тематичес­ким каталогом, "Hotbot" (http://www.hotbot.com), "Delphion" (http://www.delphion.com) и др.

Недостатками работы поисковых систем являются:

- низкая интеллектуальность поиска документов в базе знаний — индекс составляется с помощью простейших программ-роботов, использующих индексы, состав­ляемые для произвольного запроса и, следовательно, не может быть ориентирован заранее на конкретную информацию или предметную область;

- упрощенность процедуры вычисления степени релевант­ности документа, а, следовательно, коэффициентов полноты и шума, на основе индекса;

- отсутствие средств полноценного расширения запроса пользователя с целью повышения полноты поиска информации.

- отсутствие средств для удобного уточнения результатов запроса

- найденные документы сгруппированы по принадлежно­сти к сайтам (месту размещения), а не по тематическому направ­лению содержания документов;

- должным образом не осуществляется индексация данных в табличном виде;

- большинство систем не предоставляет возможности уточ­нения поисковых отчетов по тематическому направлению содер­жания документов;

- в связи с разным форматированием одного и того же ин­формационного содержания документов на разных сайтах систе­мы не могут распознать одинаковых по содержанию документов.

Применение поисковых систем для поиска в Internet эффек­тивно, если пользователь представляет, какие ключевые слова характеризуют требуемые ресурсы.

Тематические каталоги — поисковые средства справоч­ного типа, представляющие собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу "от обще­го к частному". При этом ссылки иногда сопровождаются крат­ким описанием ресурса. Как правило, предоставляется воз­можность поиска в названиях рубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам, а также возможность опре­делить, с каким именно ресурсом Интернета следует ознако­миться, переходя от самых общих категорий к более частным.

Поисковые каталоги уместно сравнивать с тематическими библиотечными каталогами, словарями-тезаурусами или био­логическими классификациями.

Поисковые каталоги бывают общего назначения и специализированные, причем первые включают в себя ресур­сы самого разного профиля, а специализированные каталоги объединяют ресурсы, посвященные определенной тематике. В данном случае удается достичь лучшего охвата ресурсов опре­деленной предметной области и построить более адекватную рубрикацию.

Инициаторами наполнения ресурсов в каталогах выступа­ют владельцы информационных ресурсов. Каталоги по сравне­нию с поисковыми системами отличаются более точными и све­жими данными, но уступают им в количественных показателях.

Сервер, имеющий каталог www.ru, появившийся одним из первых в России (был создан в сентябре 1995 г.), имеет самый про­стой и запоминающийся адрес. Очень часто на него попадают ино­странцы в поисках любой информации о России. Он занимает 8-е место среди всех интернет-ресурсов, используемых россиянами, 4-е среди российских поисковых серверов и каталогов.

Каталог "Rambler" (http://www.rambler.ru) содержит 30 рубрик с названиями ресурсов, но без их описания. Имеется статистика посещаемости страниц.

Классический каталог "Ау" (http://www.ay.ru) является одним из лучших рубрикаторов русского сегмента Интерне­та, имеет трехуровневую структуру рубрикатора, содержит около 9 тыс. доступных источников с российских серверов.

Каждая ссылка системы включает в себя аннотацию с харак­теристикой содержания сервера.

Каталог-классификатор Web-ресурсов http:// www.refer.ru охватывает множество ресурсов СНГ и России.

Большую помощь в поиске первичной и особенно вторич­ной информации оказывают электронные каталоги библиотек, библиографические и тематические базы данных.

Так, к примеру, перечень зарубежных и отечественных каталогов "Русской справочной библиотеки" находится на сай­те http://library.vadimstepanov.ru. Перечни библиотечных ката­логов представлены на сервере "Библиотеки Конгресса США" http://www.loc.gov/index.html, серверах различных универси­тетов, например МГУ — http://nbmgu.ru/search и т.д.

Широко известны также справочники "Желтые страницы Интернет. Мировые ресурсы", "Желтые страницы Интернет. Русские ресурсы" и др.

В заключение необходимо отметить, что Интернет в настоящее время становится одним из основных и важнейших источников ин­формации и предлагает огромное количество разнообразной инфор­мации, которая только частично ориентирована на определенные потребности пользователя. При этом требуется соблюдение опре­деленных правил поиска и извлечения нужной информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.