КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №5
Право международной безопасности. (ПМБ)
1. понятие и источники ПМБ. Принципы ПМБ. 2. правовое регулирование вопросов применения силы в МП. определение акта агрессии. 3. виды систем коллективной безопасности. Всеобъемлющая (универсальная) система коллективной безопасности. 4. региональные системы коллективной безопасности. 5. проблемы разоружения в МП. 6. меры укрепления доверия и контроля
=1= ПМБ – это отрасль МП, которая представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами МП в целях предотвращения применения вооруженной силы в международных отношениях и ограничения и сокращения вооружения.
Источниками ПМБ являются в основном международные договоры. Эти договоры можно разделить на группы: 1. договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана, 1985г.; Договор об Антарктике, 1959г.); 2. договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, 1993г., 2010г.). 3. договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (Конвенция ООН о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении, 1993г.) 4. договоры о предотвращении несанкционированного возникновения войны (обычно – двусторонние, СССР заключал много таких договоров с западно-европейскими государствами, РФ – правопреемница. ФРГ, Великобритания, США. Следует отметить деятельность ОБСЕ – цель именно предотвращение вооруженных конфликтов и войны).
Принципами ПМБ в основном являются основные принципы МП, закрепленные в Уставе ООН: принцип нерушимости государственных границ, территориальной целостности, неприменения силы и угрозы силой и т.д.
=2= Правовое регулирование вопросов применения силы, определение акта агрессии.
В МП вопросы применения силы регулируются МД. Основными проблема применения ВС в МП являются: проблема пропорциональности применения ВС и проблема превентивной самообороны.
Акт агрессии – прошлая лекция Пропорциональность - четких критериев пропорциональности применения ВС в МП не существует, но воюющие стороны должны соблюдать принципы права вооруженных конфликтов. Т.е. не применять ВС против гражданского населения, гражданских объектов, не применять те средства ведения войны, которые наносят излишний ущерб. В остальном определить пропорциональность практически невозможно.
Привентивная самооборона – применение ВС до применения ее со стороны агрессора. Такой концепции придерживается США, какими критериями они руководствуются, Правительство США решает самостоятельно. В СССР под этим понималась гонка вооружений – наращивание вооружения.
Решение вопроса о квалификации определенных действий в качестве акта агрессии относится к полномочиям Совета Безопасности ООН.
=3= Вообще система коллективной безопасности – это система мер, направленных на поддержание мира и безопасности в международных отношениях.
В МП принято выделять 2 вида систем коллективной безопасности: 1. всеобъемлющая (универсальная) система коллективной безопасности – одна. Меры по ее поддержанию разрабатываются и применяются в рамках ООН. 2. региональная система коллективной безопасности – множество. Многие региональные организации устанавливают собственную систему коллективной безопасности: a. СНГ b. ОБСЕ c. НАТО d. раньше – страны Варшавского договора. Соотносятся региональные системы безопасности как часть и целое (2 часть 1). При этом все региональные системы безопасности должны действовать на тех же принципах, что и универсальная (всеобъемлющая) системы безопасности – т.е. на принципах Устава ООН.
Сама всеобъемлющая система коллективной безопасности также строится на этих принципах: 1 неприменение силы и угрозы силой 2 нерушимости государственных границ 3 неделимости государственной целостности
Основной орган ООН, участвующий в поддержании мира и безопасности, - Совет Безопасности ООН. СБ ООН может принимать к своему рассмотрению любой межгосударственный спор, который по мнению членов Совета Безопасности может привести к вооруженному конфликту. Также СБ может рассматривать межгосударственные споры по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН или по просьбе сторон спора (это касается любых споров между государствами. Если есть вероятность что спор может привести к вооруженному конфликту – нет необходимости слушать советы о принятии…?). СБ может принять решение о поддержании мира и безопасности в конкретном регионе. Меры, которые может принять для этого СБ указаны в Уставе ООН: 1 введение торгового или экономического имбарго, 2 блокада морских портов государства, 3 демонстрация ВС ООН у границ государства - нарушителя 4 непосредственное применение ВС к государству – нарушителю
применение ВС – исключительная мера. Можно применить только когда нет другого выхода. С 1946 по 1991г. СБ предотвратил более?? вооруженных конфликтов. Но после распада СССР возможность принятия таких решений стала намного сложнее.
СБ ООН может поручить вопрос поддержания мира и безопасности в регионе определенной региональной международной организации (деятельность которой охватывает соответствующих регион т.к. считается что региональная организация может более оперативно среагировать на конфликт).
=4=
Региональные системы коллективной безопасности. РСКБ – в определенных региональных международных организациях.
РСКБ – совокупность мер, принимаемых в рамках региональных международных организаций (РМО) для поддержания мира и безопасности в определенном географическом регионе. Эти меры не должны по своей сути противоречить основным принципам МП.
РМО могут принимать меры по поддержанию мира и безопасности в регионе по своему усмотрению, но обязательно информируя об этом СБ ООН. Если поддержание мира в регионе сопряжено с применением вооруженной силы, то на совершение подобных действий региональные организации должны получать санкцию СБ ООН. В принципе существует возможность того, что региональная организация примет оперативное решение о применении ВС, должна проинформировать СБ. тот решает, вмешаться ли ему самому или пусть РМО.
=5= Под разоружением понимают меры по ограничению, сокращению в количественном и качественном отношении, ликвидации и прекращению производства средств ведения войны. Меры разоружения могут включать ограничение и сокращение личного состава ВС, уменьшение средств, выделяемых на оборону.
Разоружение может осуществляться 3-мя различными способами: 1. принятие мер на основании равноправного сотрудничества (это заключение международных договоров о разоружении и ограничении вооружения). 2. принятие мер по разоружению на основании одностороннего решения государства (государство само решает сократить свои вооружения.., принимает внутригосударственный нпа). 3. разоружение может осуществляться путем правомерного принуждения или применения санкций. Это те случаи, когда меры по разоружению применяются в отношении государства – агрессора (применялись против Германии, Японии, Ирака).
=6=
Меры укрепления доверия и контроля представляют собой систему согласованных действий, которые осуществляются на основании международных договоров государствами-участниками. Меры доверия и контроля представляют собой, например, проведение совместных военных учений, предоставление на основании договора стратегической информации, а также могут представлять собой и иные меры, которые необходимы государствам для поддержания мира и безопасности в соответствующем регионе. К таким мерам могут относиться: осуществление полетов над территорией иностранных государств, создание групп наблюдателей за реализацией того/иного договора и т.д. Ярким примером договора, который предполагает осуществление таких мер – Договор по открытому небу 1992г. вступил в силу только в 2002г. т.к. в течение 10 лет не могло набраться необходимое количество государств, могущих ратифицировать договор. По договору государства могут осук9щесталять наблюдательные полеты над территориями других государств. По договору могут предоставляться квоты: 1 Активная квота – сколько можно совершить полетов. 2 Пассивная – сколько может быть проведено за год над территорией государства – участника договора.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |