Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждение




Внушение.

Заражение.

Подражание.

Интерактивный аспект общения

 

Фундаментальные интерактивные процессы, на которых базируется все способы и технологии психологического воздействия: подражание, заражение, внушение, убеждение.

Подражание – принятие норм поведения, следование образцу, примеру.

По мнению психолога XIX в. Тарда, подражание – удел слабых, способ научения в детстве, т.к. это наименее энергоемкий способ реагирования. Проще перенять готовую модель поведения у другого, чем самому изобретать ее.

Заражение – непроизвольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Например паника – это состояние безотчетного ужаса, поражающее массы на основе заражения и подражания.

Смысл заражения, как психического феномена состоит в коллективном реагировании на внешние вызовы.

Механизмы заражения:

Симпатия к заражающему (С другом, а не с врагом мы разделим радость и горе).

Ритуальные действия (Скандирование, аплодисменты, закадровый смех, ритуальные танцы и др.).

Многократное усиление эмоций в группе.

Внушение (суггестия) – преимущественно неаргументированное эмоционально-волевое воздействие, предполагающее неосознанное или некритичное восприятие информации объектом воздействия (суггерендом).

Виды внушения: Прямое и косвенное (скрытое). Контактное и дистантное. Специфическое (внушение идей, мотивов) и неспецифическое (например, провоцирование паники)

Факторы внушения:

А. внушаемость суггеренда (наиболее внушаемы ослабленные и молодые; женщины; тревожные, с низкой самооценкой, эмпатичные, ригидные, конформные) и его сопротивляемость (контрсуггестивность)

Б. отношение суггестора (внушающий субъект) к суггеренду – должно быть доброжелательным и демонстрировать психологическое превосходство и веру в содержание воздействия.

В. число членов, составляющих суггестор (чем больше – тем эффективнее)

Г. авторитет суггестора (д. обеспечивать кредит доверия)

Д. форма внушения (эмоциональность, ритмика, использование лозунгов, поэзии…).

 

 

Убеждение – аргументированное воздействие на сферу сознания, при повышенной критичности убеждаемого.

Виды аргументов: По содержанию: факты, экспектации, потребности. По назначению (Кабаченко): порождающая (ценности) и диалектическая (меняющая иерархию ценностей).

 

Способы убеждения (по А.Л.Потеряхину):

1. доказательство (опровержение),

2. информирование,

3. разъяснение.

 

Формы убеждения: спор (полемика, дискуссия), беседа.

 

Факторы убеждения:

1. Сила и характер аргументации:

2. Доверие к убеждающему.

  1. Симпатия к убеждающему.
  2. Убеждаемость объекта воздействия. («Фому неверующего» трудно убедить в чем бы то ни было!
  3. Учет ценностей убеждаемого. (Не покушайтесь на святыни!)

 

ТЕМА 2. КОНФЛИКТЫ

Конфликт – результат или состояние взаимодействия субъектов общения, выражающее противоречие или несовместимость мотивов, интересов, ролевых ожиданий, типов поведения.

Выделяют внутриличностные, межличностные конфликты, конфликт личности и группы, межгрупповые конфликты.

Виды межличностных конфликтов:

· Мотивационный (результат неудовлетворения основных потребностей одного из участников, прежде всего: в признании, в безопасности, в самореализации).

· Коммуникативные (результат непонимания, неверной интерпретации поведения другого, низкой культуры общения).

· Ролевые (внутриличностный конфликт спроецированный наружу: роль начальника и роль друга предполагают разные типы поведения).

· Конфликт «власти и безвластия» (языком Зигерта и Ланга) как реализация потребности влиять на ситуацию, не имея на то властных полномочий.

· Конфликт-фантом – результат неверной информации (Маугли удаву Каа: «Они называли тебя земляным червяком!»).

 

Виды внутригрупповых конфликтов ( по Робер М.А. и Тильман Ф.):

· Личный (пример: супружеский конфликт из-за зависимости одного из супругов). Завершается перестройкой группы

· Межличностный (пример: супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей.

· Конфликт принадлежности: а) конфликтующие являются подгруппой большей группы, где есть проблемы, которые и отражаются на взаимоотношениях в первичной группе; б) конфликт двойной принадлежности (например, супруг завел любовницу).

· Проекция межгруппового конфликта (пример: супружеский конфликт из-за конфликта с фирмой, строившей дом для семьи).

· Социальный конфликт: участники конфликта могут находиться под давлением религиозных, культурных норм, экономических обстоятельств…(например: конфликт из-за потери работы супругом)

 

Следствия внутригрупповых конфликтов: образование подгрупп; удаление инакомыслящих; выбор «козла отпущения» (например, в семье – вымещение агрессии на детях); организационные изменения в группе: целей, средств, плана действий, структуры, коммуникативных сетей и др.; смена руководства; распад группы.

Структурные компоненты конфликта:

1. Участники (те, кто непосредственно участвуют в инциденте).

2. Оппоненты (те, чьи интересы в действительности затрагиваются, например организации, стоящие за непосредственными участниками – «Паны дерутся – у холопов чубы трещат»)

3. Объект (например – должность, на которую претендуют участники).

Этапы конфликта:

1. Возникновение конфликтной ситуации (конфликт потенциален).

2. Возникновение инцидента т.е. столкновения действий участников, направленных на достижение цели.

3. Серия элементарных конфликтов (реализующих общий конфликт).

4. Прекращение инцидента.

5. Исчезновение конфликтной ситуации.

Методы разрешения и профилактики конфликтов

1. Метод объективации конфликта (А.Залезник = или: Железник): разложить конфликт на составные части, рассмотреть пункт за пунктом, вследствие чего конфликт утрачивает свое эмоциональное напряжение.

2. Метод изменения конфликтной ситуации (Коряк, Бородкин). Рекомендуется если конфликтная ситуация не перешла в стадию инцидента. Состоит в изменении структурных компонентов: целей, объекта, оппонентов, отношений между оппонентами и др. Например, можно изъять объект конфликта.

3. Метод анализа скрытых интересов и страхов (Фишер, Юрии) и удовлетворение или примирение интересов и снятие страхов.

4. Метод контроля ключевых элементов общения (Г.Скотт). Используется для профилактики конфликтов в межличностном общении. Для чего рекомендуется следовать принципам открытости и дипломатичности:

· Вскрывать противоречия вербальных и невербальных средств общения собеседника и дружелюбно выносить их на открытое обсуждение (Я чувствую, что Вы чем-то расстроены, судя по тону вашего голоса, хотя и утверждаете обратное. Я хотел бы это обсудить и уладить все, что Вас беспокоит)

· Открыто но дипломатично обсуждать ложные установки в общении, свои чувства и мысли и побуждать к тому же партнера. При этом использовать «Я-подход» (Не «Вы всегда звоните в последнюю минуту», а «Мне иногда обидно.. Я был бы рад, если бы Вы мне раньше позвонили»).

· Правильно слушать.

5. Метод выбора адекватного стиля поведения (К.Томас, Р. Килменн). Выделяются стили (стратегии) поведения конфликтной ситуации:

· соперничество (преследование своих интересов в ущерб другому)

· компромисс (уступка во второстепенном при сохранении главных позиций)

· избегание (отсутствие как стремления к своим целям, так и к кооперации с интересами другого)

· приспособление (принесение в жертву своих интересов)

· сотрудничество (достижение взаимоприемлемого результата, никто ничем не поступается, но интересы обеих сторон удовлетворяются)

Рекомендуется гибкая стратегия, адекватная объективным условиям.

Условия эффективности соперничества: важность исхода, больший авторитет и власть, дефицит времени, отсутствие альтернатив.

Условия эффективности компромисса: равенство властей сторон, необходимость быстрого или временного решения, возможность воспользоваться кратковременной выгодой, необходимость сохранить хорошие отношения.

Условия эффективности избегания: велика цена напряжения; исход не важен; мало сил, власти или шансов; выигрыш во времени; сложность ситуации; немедленное разрешение конфликта опасно.

Условия эффективности приспособления: низкая заинтересованность в результате; желание сохранить хорошие отношения; понимание значимости ситуации для другого; понимание своей неправоты; желание преподнести другому урок (пусть совершит ошибку и убедится в своей неправоте).

Условия эффективности сотрудничества: решение важно для обеих сторон; много времени, сил и информации о проблеме; равенство властей; отсутствие барьеров; стремление сохранить отношения.

6. Эмпирические приемы прекращения инцидента:

· Апелляция к смеху (своевременная шутка снимает напряжение и разряжает атмосферу)

Американские полицейские психологи, приезжая по вызову соседей на семейный конфликт начинают с того, что, не обращая внимание на ссорящихся супругов, начинают шарить по холодильникам. Те либо смеются, либо уже вместе дают отпор «внешнему нападению». После чего начинается психотерапевтическая работа с супругами.

· Разъединение конфликтующих сторон

· Дать инициатору разбушеваться («выпустить пар»), чем достигается катарсис.

· Отложить в долгий ящик (чтобы страсти поутихли, после чего начинается разрешение конфликтной ситуации).

 

Эмпирические приемы профилактики конфликта: доброжелательная ответная реакция, не откладывать разрешение конфликтной ситуации (решать вопрос «здесь и теперь»), не стремиться к победе (во избежание попытки реванша), первым идти на некоторые уступки.


РАЗДЕЛ VII. ГРУППЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.