КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая характеристика систем и методов конструирования одежды
Функции одежды. Классификация одежды Тема 1 Введение. Качество будущего изделия и экономическая эффективность его производства и потребления закладываются при проектировании. Поэтому самое серьезное внимание работников швейной промышленности обращается на изыскание резервов повышения качества швейного изделия именно на стадии его проектирования. Конструирование — важнейшая часть проектирования изделий, сложнейший творческий процесс, соединяющий решения художественных, конструкторских и технических задач. Под конструкцией одежды обычно понимают комплекс деталей и материалов, составляющих одежду, а также способы и средства их соединения в единое целое, имеющее определенные размеры и форму. Конструкция одежды различных видов и моделей изменяется по мере развития одежды, совершенствования технологии и в соответствии с модой. Это значительно осложняет разработку конструкций одежды новых моделей. Для облегчения этой работы широко используют типовые и базовые конструкции. При проектировании одежды основным элементом эффективности является технологичность. Технологичность рассматривается как совокупность свойств конструкции изделия, характеризующих один из его показателей качества. Технологичная конструкция одежды наилучшим образом отвечает требованиям потребителя и производства и может быть выполнена с применением наиболее совершенных методов технологической обработки и сборки изделия. Отработка конструкции на технологичность производится на всех этапах проектирования. Основная задача курса «Конструирование одежды» состоит в рассмотрении отдельных его элементов: общих сведений об одежде и ее классификации; требований, предъявляемых к одежде; вопросов пластической анатомии и антропометрии, размерной стандартизации одежды; контроля качества конструкторских работ и др. Центральное место в курсе занимают методы расчета и построения разверток деталей одежды различного ассортимента, назначения, силуэтных форм и покроев для женщин, мужчин, детей. Рассматривается характеристика различных принципов и методов получения разверток. Основные расчеты и построения конструкций чертежей (разверток) приняты по методике ЦОТШЛ. Даются особенности проектных работ в системе службы быта.
В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль, так же, как продукты питания и жилье. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от жары, холода, атмосферных осадков. Одеждой называется совокупность предметов, которыми человек покрывает свое тело полностью или частично. Голову покрывают капюшоном, тело и конечности — комбинезоном; верхнюю часть туловища облекают в пиджак, жакет, блузу, сорочку; нижнюю часть туловища и нижние конечности — в брюки, юбку. Головные уборы, прикрывающие голову, перчатки, защищающие кисти рук, и обувь, предохраняющая стопы ног, служат той же цели, что и одежда, и являются дополнениями к ней. Вместе с одеждой эти предметы составляют комплект, ансамбль. Защитная функция одежды не является единственной. Еще одна функция одежды — информационная, потому что одежда везде и во все времена выполняла роль отличительного знака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека. Платье придворной дамы разительно отличается от платья простолюдинки. Судейская мантия, офицерский мундир моментально показывают род профессиональных занятий людей, облаченных в эту одежду. Третья функция, которую выполняет одежда, — эстетическая. Одежда является предметом материальной культуры человека, несет в себе черты исторической эпохи, национального характера, индивидуальных творческих особенностей и потому повсеместно является объектом эстетического восприятия. Одежда рассматривается не только как предмет потребления, но и как произведение прикладного искусства. Об этом говорят многочисленные образцы исторической и народной одежды, собранные в различных музеях мира. В разные периоды своей жизни человек носит не одну единственную вещь, а несколько. Каждая из них предназначена для использования в определенных условиях: дома, на работе, на отдыхе или при занятиях спортом. Именно поэтому вся одежда делится на бытовую, производственную и спортивную. Наиболее обширным классом является класс бытовой одежды. Эта одежда в полной мере выполняет все три функции: защитную, информационную, эстетическую. В зависимости от обстановки, в которой бытовая одежда используется, ее делят на повседневную, нарядную, домашнюю. Производственная одежда в максимальной степени выполняет защитную функцию, так как предназначена для защиты человека от вредных влияний производственной среды. Производственная одежда подразделяется на специальную одежду — для лесорубов, шахтеров, пожарных — и на ведомственную — для военнослужащих, милиционеров. Ведомственная одежда наиболее ярко выполняет информационную функцию. Класс спортивной одежды предназначен для достижения максимальных спортивных результатов, для защиты спортсменов от травм, а потому в полной мере выполняет защитную функцию. Спортивная одежда подразделяется на одежду для отдельных видов спорта: для теннисистов, футболистов, мастеров фигурного катания и т.д. Спортивная одежда в значительной степени выполняет эстетическую функцию, так как спортивные соревнования являются зрелищными мероприятиями и требуют яркого, запоминающегося, красивого оформления. Из-за сложившейся практики производства одежды и торговли ею каждый из классов одежды делится на более мелкие группы. Бытовая одежда подразделяется на белье, платье или костюм и верхнюю одежду. Белье — это предметы нижней одежды, надеваемые непосредственно на тело человека: трусы, нижняя сорочка. Платье или костюм — одежда, носимая поверх белья. Сюда относят пиджак, жакет, куртку, брюки, юбку, платье, жилет. Поверх платья или костюма надевают верхнюю одежду, к которой относятся пальто, полупальто, плащ. Каждый предмет одежды изготовляют из материалов различного волокнистого состава, поэтому всю одежду подразделяют на изделия, изготовленные из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, смешанных или синтетических материалов. Такая группировка одежды называется классификацией по материалам. Одежду носят во всякое время года, поэтому ее классифицируют по сезонам на летнюю, зимнюю, осенне-весеннюю или демисезонную и всесезонную. К летней одежде относят сарафан, шорты; к зимней — зимнее пальто, шубу. Утепленная куртка является демисезонной одеждой, а пиджак — всесезонной. Одежда для людей разного пола и возраста не может быть одинаковой, поэтому классификация по половозрастному признаку очень важна как для тех, кто носит одежду, так и для тех, кто ее производит и ею торгует. Бытовую и спортивную одежду подразделяют на мужскую, женскую и детскую. Производственная одежда бывает только мужской или женской. Точно так же важна для всех классификация одежды по размерам и ростам. У каждого человека в течение жизни изменяются рост и размеры тела. Люди одного и того же возраста и пола могут иметь разные роста и размеры. Классификация по размерам и ростам необходима для того, чтобы подобрать каждому человеку подходящую ему одежду.
Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в работе конструктора является построение чертежей-разверток деталей одежды. Основная цель на этом этапе — возможно более точное определение конфигурации и размеров деталей с тем, чтобы после их сборки изделия соответствовали форме, заданной художником. Сложность выполнения подобного рода работ состоит в том, что надо построить чертеж-развертку деталей несуществующего изделия, заданного описанием, эскизом или образцом. Поверхность одежды к тому же относится к сложным, неразвертываемым поверхностям, поэтому расчет и построение ее развертки представляет значительные трудности. Все существующие в настоящее время методики по расчету и построению чертежей-разверток деталей одежды можно представить тремя группами: муляжными, по измерениям фигуры человека и прибавкам и по исходной поверхности. Сущность муляжного метода заключается в том, что на манекен или фигуру человека в соответствии с формой и линиями модели накалывают макетный материал (основную ткань, мягкую бумагу или сетку-канву) и обводят контуры деталей. Основной прием данного метода — наколка. Группа методов построения разверток по исходной поверхности включает две подгруппы — аналитические методы и графические. Аналитические методы относятся к числу теоретических расчетных методов на основе данных о размере и форме поверхности. Известны два основных метода: метод академика П. Л. Чебышева и метод МП (межразмерных переходов). При построении чертежей-разверток деталей одежды по измерениям фигур и прибавкам пользуются различными методами конструирования. Несмотря на ряд недостатков, методы конструирования достаточно просты, обеспечивают сравнительно надежное определение формы и размеров деталей одежды, поэтому до сих пор используются при расчете и построении первичных чертежей. Наиболее известны расчетно-мерочные, пропорционально-расчетные, координатные, масштабные и другие методы. Расчетно-мерочные методы конструирования используются в условиях индивидуального изготовления одежды. В его основу положены данные о размерах тела человека и прибавки на свободное облегание. По снятым меркам и простейшим расчетам определяют размеры основных элементов конструкции. Уточнение чертежей конструкции производят на человеке в процессе примерок. Пропорционально-расчетные методы конструирования впервые стали использоваться при массовом изготовлении одежды. Они представляют собой разновидность расчетно-мерочных методов, в которых закройные мерки заменены расчетными, определяемыми на основе простых пропорциональных зависимостей от двух основных размерных признаков — полуобхвата груди второго Сг 3 и роста Р. Поскольку каждый автор пользовался своими знаниями и опытом, колебания в определении отдельных размеров были значительными. Эти недостатки устранены в расчетно-аналитических методах, в которых размерные признаки определены из реальных закономерностей и связей с установленными ведущими размерными признаками. К таким методам относятся «Единая методика конструирования одежды» ЦНИИШП и «Единый метод» ЦОТШЛ. Отличительными особенностями и преимуществами «Единой методики конструирования одежды» и «Единого метода» перед ранее существовавшими являются следующие:
На базе новой размерной типологии взрослых и детей в ЦОТШЛ были разработаны методы конструирования мужской, женской и детской одежды, особенностью которых является максимальное использование размерных признаков типовых фигур. Чертежи конструкций рассчитывают и строят до данным о размерных признаках типовых фигур при полном отказе от пропорциональных расчетов. Места расположения членений развертки (швов) определены антропометрическими точками и обеспечивают хорошую посадку изделий на фигуре человека. В качестве исходных линий развертывания выбраны линии симметрии фигуры со стороны переда и спины, линия, проходящая на уровне выступающих точек грудных желез, линии обхватов талии и бедер. Места расположения швов и исходных линий развертывания определены относительно основной базовой линии. Она должна быть четкой, легко устанавливаемой и круговой, так как должна быть связана с любой точкой фигуры. За такую базовую линию в разработанных методах принята линия талии. Горизонтальная плоскость, ограниченная линией талии, принята за исходную базовую плоскость, относительно которой устанавливается положение всех опорных точек на фигуре человека. Эта же исходная базовая плоскость принята и для нахождения положения опорных точек на плоскости чертежа конструкции. В методе ЦОТШЛ нашла дальнейшее развитие система прибавок. Дан детальный анализ структуры и расчета прибавок на толщину нижележащих слоев одежды (пакета). В методе приведены величины прибавок на толщину пакета в конструктивных точках плечевой части изделия. В методе впервые включены в расчеты и построение чертежей конструкций деталей припуски на уработку (Ур). Все чертежи конструкций строят без учета припусков на швы и подгиб, которые учитываются при построении лекал. В методе обоснован расчет балансной точки, обеспечивающей правильную посадку изделия на фигуре человека. Метод является универсальным, так как расчетные формулы используются для построения чертежей конструкций деталей изделий различного вида и назначения (для мужчин и женщин, девочек и мальчиков, на типы различного телосложения). Отличия в формулах проявляются в коэффициентах и свободных членах. Контрольные вопросы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |