Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система. Сущность и принципы налогообложения




Государственный долг и управление им

Дефицит государственного бюджета связан с государственным долгом. Как было уже сказано для погашения дефицита государство прибегает к займам у населения своей страны, зарубежным займам или к эмиссии денег. С ростом дефицита растет государственный долг по внутренним и внешним займам, по тем и другим надо платить проценты, которые в свою очередь является первоочередной статьей расходов бюджета.

Различают соответственно два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это совокупная задолженность правительства гражданам своей страны. при выплате внутреннего государственного долга, национальное богатство не уходит из страны, оно только перераспределяется. Наибольшая часть государственных обязательств, по которым выплачиваются займы, находится у состоятельной части населения. Деньги из карманов менее обеспеченных переходят в сейфы обеспеченных, богатых людей.

Внешний государственный долг – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам, международным финансовым организациям. Рост внешнего долга и уплаты процентов полагает передачу национального продукта, богатства страны за рубеж.

Больше значение имеет величина государственного долга. Однако, при анализе государственного долга и серьезных проблем связанных с ним следует судить по отношению государственного долга к ВВП. По отношению темпов роста долга к темпам роста ВВП. При низких темпах роста ВВП государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Проблемы большого государственного долга:

1. Отвлекаются средства из производственного сектора экономики на обслуживание долга, на выплату самой суммы долга, снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики.

2. Перераспределяется доход от частного сектора к государственному, усиливается неравенство в доходах. Бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

3. Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов.

4. Создается угроза высокой инфляции в будущем. Чрезвычайное увеличение государственного долга без учета возможностей его дальнейшего обслуживания превращает государство в банкрота.

 

Налог – это принудительный, безэквивалентный и обязательный сбор с экономических агентов части их доходов изымаемый государством на основе специальных законов.

Налоги – атрибут, монопольная прерогатива государства, необходимое условие существования государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Налоги – основной источник доходов государственного бюджета. Одним словом налоги неотделимы от государства.

Уплата налогов является основной формой изъятия доходов у предприятия, учреждения и населения. Через налогообложение и уплату налогов предприятия и население вступают в прямые экономические отношения с государством, каждый из них отстаивает свои экономические интересы.

Функции налоговой системы:

1. Фискальная функция, т.е. обеспечение финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета, для выполнения государством своих общественных обязанностей.

2. Через налоговую систему перераспределяется национальный доход в пользу тех или иных регионов, социальных групп населения.

3. Стимулирующая функция налогов. Налоговая система как минимум не должна подрывать стимулы производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

4. Есть еще одна функция налогов – воздействие на рынок. Это мощный инструмент регулирования рыночной экономики. Налогообложение используется государством для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, реализации военных программ, смягчения социальных конфликтов.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают:

1. Твердые налоговые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

2. Пропорциональные ставки предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

3. Прогрессивные ставки – средняя ставка налога повышается по мере возрастания дохода. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, но вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

4. Регрессивные ставки – средняя ставка понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую сумму в бюджет, а может и не приносить. Регрессивная форма налога в современных условиях принимается крайне редко.

Первые принципы налогообложения были сформулированы в трудах основоположников классической политической экономии Д.Рикардо и А.Смита, как требования «определенности», «эффективности» и «справедливости».

o Самое главное в системе налогообложения - это ее опора на принципы полной и эффективной возвратности налога налогоплательщику в той или иной форме удовлетворения потребностей. В этом внутренняя сущность налога.

o Всеобщность – охват всех субъектов и их доходов.

o Стимулирующий принцип налогообложения. Налогообложение не должно абсолютизировать фискальные функции налогов, исходить только, чтобы сократить дефицит бюджета. Оно не должно подрывать производство, а наоборот, заинтересовать предпринимателя в развитии производства. есть экономический предел, выработанный мировой практикой хозяйствования.

Налог должен быть щадящим, необременительным. Устанавливая налоговую ставку, её размерами можно стимулировать производство и увеличивать доходы бюджета, и наоборот сокращать доходы, разоряя производителя.

Это положение иллюстрирует кривая Лаффера:

 

 

Рисунок – Кривая Лаффера

Согласно концепции Лаффера стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Поступление налогов в госбюджет (Т), или налоговая выручка государства, откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. При 100% - ной ставке налога объем поступлений в госбюджет такой же, как и при нулевой ставке: доходы от налогов, поступающих в государствкенный бюджет, просто отсутствуют.

А.Лаффер считал, что если экономика находится, например, в точке К, то при снижении налоговых ставок, налоговая выручка будет приближаться к точке М, т.е. к максимальному уровню доходов, поступающих в государственный бюджет. Этот результат связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к увеличению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например пособий по безработице, тем самым уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов, поступающих в госбюджет. Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например в точке L.

Не обязательно максимальная налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства. Главная трудность – найти ту точку, в которой действительно находится экономика и определить оптимальный уровень налоговой ставки.

 

Другие принципы:

1. Понятность;

2. Налог должен быть удобным;

3. Налог должен быть недорогим;

4. Налог должен быть справедливым.

Основные налоги РФ:

1. НДС (налог на добавленную стоимость), представляет собой изъятие в бюджет части стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации.

2. Налог на прибыль взимается с прибыли юридических лиц

3. Подоходный налог с физических лиц.

4. Акцизы и таможенные сборы являются косвенным налогом.

В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйствующих субъектов;

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги и взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие.

Таблица 1 – Основные виды прямых и косвенных налогов

Прямые налоги Косвенные налоги
Подоходные налоги: · Таможенные пошлины
· Общий подоходный налог с населения · Акцизы
· Налоги на отдельные виды доходов, в том числе: · Налог на добавленную стоимость (НДС)
– на заработную плату, на предпринимательскую прибыль; · Налог с продаж  
– на процентные доходы;  
– на земельную ренту  
· Налоги на имущество, в том числе:  
– на недвижимое имущество;  
– с наследования или дарения  
· Земельный налог  

 

В Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения, т.е. взимаются федеральные, региональные и местные налоги.(таблица 2)

Каждый налог содержит основные элементы:

1. Объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению.

2. Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

3. Источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог.

4. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

5. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Пример. Если в качестве налоговой базы принять личный доход гражданина в сумме 100 тыс. руб., а величина исчисленного налога составляет 10 тыс. руб., то налоговая ставка составит:

(10 тыс. руб./100 тыс. руб.) х 100% = 10%

Различают предельную и среднюю ставки.

Предельная налоговая ставка выражает отношение прироста уплачиваемого налога к приросту полученного дохода.

Средняя налоговая ставка – это отношение суммы выплаченного налога к величине налогооблагаемого дохода.

Таблица 2 – Система налогов и сборов в Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
1.Налог на добавленную стоимость 1.Налог на имущество Организаций 1. Земельный налог
1. Акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья 2.Налог на недвижимость 2. Налог на имущество Физических лиц
3. Налог на прибыль организаций 3. Дорожный налог 3. Налог на рекламу
4.Налог на доходы От капитала 4. Транспортный налог 4. Налог на наследование и дарение
5. Налог на доходы физических лиц 5. Налог с продаж 5. Местные лицензионные сборы
6.Взносы в гос. соц. внебюджетные фонды 6. Налог на игорный бизнес  
7. Государственная пошлина 7. Региональные лицензионные сборы  
8.Таможенная пошлина и таможенные сборы    
9. Налог на пользование недрами    
10.Налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы    
11.Налог на дополнительный Доход от добычи углеводородов    
12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами    
13.Лесной налог    
14. Водный налог    
15. Экологический налог    
16. Федеральные лицензионные сборы    

 

Таблица 3 – Предельные налоговые ставки в Российской Федерации

Сумма облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Ставка налога
До 20 000 руб. 12%
От 20 001 до 40 000 руб. 2400 руб. + 15 % с суммы, превышающей 20 000 руб.
От 40 001 до 60 000 руб. 500 руб. + 20 с суммы, превышающей 4 000 руб.
От 60 001 до 80 000 руб. 9400 руб. + 25 % с суммы, превышающей 60 000 руб.
От 80 001 до 100 000 руб. 14 400 руб. + 30 % с суммы, превышающей 80 000 руб.
От 100 001 и выше 20 400 руб. + 35 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

 

 

Средняя ставка налога для любой суммы облагаемого дохода рассчитывается следующим образом: при совокупном доходе, например в 75 000 руб., предельная ставка налога составит 25 %, а средняя вычисляется по формуле: валовой уплачиваемый налог / валовой полученный доход = средняя налоговая ставка. (9400=(75 000-60 000) х 0,25) /75 000 = 0,175 или 17,5%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.