КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 1. Тема: Филологический анализ текста (ФАТ) как научная и учебная дисциплина
Тема: Филологический анализ текста (ФАТ) как научная и учебная дисциплина 1. Филологический анализ художественного текста (ФАТ) как учебная дисциплина начал изучаться в сентябре 1973 года, поначалу как практикум. Время показало, что целесообразно давать хотя бы несколько установочных лекций, в которых раскрывалась бы сущность анализа, назначение аспектного и полного анализа художественного текста. В настоящее время на данный предмет отводится 6 лекций и столько же практических занятий. Лекции информируют об основном содержании анализа, его видах, на практических занятиях каждый студент делает доклад на 15-20 минут, в котором даётся авторский анализ выбранного текста, и сдаёт работу в письменном виде. В текущем учебном году взят курс на изучение и анализ текстов пензенских писателей и поэтов. Приведём примеры анализа отдельных аспектов поэтических произведений: 1. Велимир Хлебников: Мне мало надо: Краюшку хлеба И каплю молока, Да это небо, Да эти облака. 2. Игорь Северянин: Тебя ни с кем нельзя сравнить, Ты лучше, чем мечта, Тобой дышать, тобою жить, Святить твои уста. 3. Марина Цветаева: Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний. Иоанн Богослов. Мне и поныне хочется грызть Жаркой рябины горькую кисть. 4. Эдуард Багрицкий: Дунет он (птицелов Дидель) в манок бузинный, И звенит манок бузинный, — Из бузинного прикрытья Отвечает соловей. Дунет он в манок сосновый, И свистит манок сосновый, — На сосне в ответ синицы Рассыпают бубенцы. 5. Сергей Есенин: О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. 6. Владимир Набоков: Клён отдаёт со вздохом и смиреньем Последний свой узорный образок. * * * Подкидывают соловьи Цветные шарики созвучий. * * * На чёрной чаше небосвода, Как золотая капля мёда, Сверкает сладостно луна.
Образность, сочность и вместе с тем точность описаний достигается различными средствами, в первую очередь работой со словом. В частности, в стихотворении Хлебникова отлично выстроена оппозиция физического (земного) и духовного (небесного): кажущийся аскетизм, подчеркиваемый уменьшительными количествами требуемого, разрастается в сфере духовных запросов до огромных, бескрайних объёмов (небо, облака). В стихотворении Северянина — эскалация эпитетов, относящихся к любимому человеку: от несравненности к божественности. В стихотворении Цветаевой — сложнейшая гамма выразительных средств: точность подбора слов, звукоряд, интонация, игра смысла, сложная композиция, двойная рифма и т.д. В стихотворении Багрицкого — звукопись: обилие звука «з» имитирует трели соловья, звуки «с» и «ц» — синиц. В стихотворении Есенина — необычные, очень тонкие и оригинальные сравнения, свидетельствующие о редкой наблюдательности и образном мышлении поэта. В стихотворениях Набокова — столь же меткие сравнения и тонкая звукоформоцветопись.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |