Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Тема: Филологический анализ текста (ФАТ) как научная и учебная дисциплина

Тема: Филологический анализ текста (ФАТ) как научная и учебная дисциплина

1. Филологический анализ художественного текста (ФАТ) как учебная дисциплина начал изучаться в сентябре 1973 года, поначалу как практикум. Время показало, что целесообразно давать хотя бы несколько установочных лекций, в которых раскрывалась бы сущность анализа, назначение аспектного и полного анализа художественного текста. В настоящее время на данный предмет отводится 6 лекций и столько же практических занятий. Лекции информируют об основном содержании анализа, его видах, на практических занятиях каждый студент делает доклад на 15-20 минут, в котором даётся авторский анализ выбранного текста, и сдаёт работу в письменном виде.

В текущем учебном году взят курс на изучение и анализ текстов пензенских писателей и поэтов.

Приведём примеры анализа отдельных аспектов поэтических произведений:

1. Велимир Хлебников:

Мне мало надо:

Краюшку хлеба

И каплю молока,

Да это небо,

Да эти облака.

2. Игорь Северянин:

Тебя ни с кем нельзя сравнить,

Ты лучше, чем мечта,

Тобой дышать, тобою жить,

Святить твои уста.

3. Марина Цветаева:

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья. Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний.

Иоанн Богослов.

Мне и поныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

4. Эдуард Багрицкий:

Дунет он (птицелов Дидель) в манок бузинный,

И звенит манок бузинный, —

Из бузинного прикрытья

Отвечает соловей.

Дунет он в манок сосновый,

И свистит манок сосновый, —

На сосне в ответ синицы

Рассыпают бубенцы.

5. Сергей Есенин:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

6. Владимир Набоков:

Клён отдаёт со вздохом и смиреньем

Последний свой узорный образок.

* * *

Подкидывают соловьи

Цветные шарики созвучий.

* * *

На чёрной чаше небосвода,

Как золотая капля мёда,

Сверкает сладостно луна.

 

Образность, сочность и вместе с тем точность описаний достигается различными средствами, в первую очередь работой со словом.

В частности, в стихотворении Хлебникова отлично выстроена оппозиция физического (земного) и духовного (небесного): кажущийся аскетизм, подчеркиваемый уменьшительными количествами требуемого, разрастается в сфере духовных запросов до огромных, бескрайних объёмов (небо, облака).

В стихотворении Северянина — эскалация эпитетов, относящихся к любимому человеку: от несравненности к божественности.

В стихотворении Цветаевой — сложнейшая гамма выразительных средств: точность подбора слов, звукоряд, интонация, игра смысла, сложная композиция, двойная рифма и т.д.

В стихотворении Багрицкого — звукопись: обилие звука «з» имитирует трели соловья, звуки «с» и «ц» — синиц.

В стихотворении Есенина — необычные, очень тонкие и оригинальные сравнения, свидетельствующие о редкой наблюдательности и образном мышлении поэта.

В стихотворениях Набокова — столь же меткие сравнения и тонкая звукоформоцветопись.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция №3. Назначение курса ФАТ, его содержание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.