КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) создал крупную и самостоятельную философскую систему. Его основные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874); «Философские начала цельного знания» (1877); «Чтения о богочеловечестве» (1878); «Критика (Отвлечённых начал» (1880); «Оправдание добра» (1887); «Три разговора» (1900). Соловьев является зачинателем таких оригинальных направле- • ний отечественной философии, как метафизика всеединства и софиология. Наиболее яркими представителями этих течений были: П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев и др. Отправляясь от идей В.Соловьева, каждый из { этих философов по-разному трактовал принципы всеединства и софийности. Идеи Соловьева вдохновляли также творчество поэтов и художников Серебряного века. Русский философ предвосхитил философию жизни, а кроме того его воззрения можно рассматривать как предтечу религиозного экзистенциализма. Вл. Соловьев пытался объединить философию, науку и религию, создавая «свободную теософию». Однако, являясь религиозными, его воззрения не были теологией: Соловьев не задавался целью обосновать какую-либо религию, он не философию подчинял религии, а, наоборот, религиозные смыслообразы ставил на службу философии. При этом мыслитель весьма нетрадиционно истолковывал ряд образов и принципов христианства, за что публикация его трудов неоднократно запрещалась Синодом православной церкви. Соловьев считал, что философия обладает нравственно-практическим значением: ей дано право критически оценивать действительность с точки зрения абсолютного идеала. Под идеалом русский философ имел в виду должное состояние сущего, а философию понимал как учение о «долженствующем быть». Мыслитель ратовал за «практическую» философию, которая положительно влияет на «жизнь народную». Должное и возможное Соловьев выводит, обрисовывая сущее. Картину мира мыслитель создает с позиций объективного идеализма и своеобразного пантеизма. Основная категория философской системы Соловьева — это сущее, или (сверхсу-щее), или, что то же самое, — Абсолют, Бог. Подлинно сущее не является какой-то теоретической конструкцией или понятием. Оно представляет собой духовное существо, субъект воли. Развертывание сущего претворяется в тео-космо-исторический процесс. С одной стороны, Абсолютное есть единое, оно не распадается на какие-то качественно различные вещи и в этом смысле составляет Ничто. С другой стороны, в Абсолютном заключено все многообразие мира, поэтому оно составляет положительное, а не отрицательное Ничто. Абсолют раздваивается на первое и второе Абсолютное. Первое (первый полюс) — это совокупность вечных сущностей, идей или прообразов множества предметов — уже реально существующих или тех, которые реально возникнут. Первый Абсолют Соловьев расценивает как подлинное Сущее. Что же касается Второго (второй полюс), то он сводится лишь к становящемуся Сущему. К нему относится природа, реальный человек, общество — условное, относительное, временное бытие, мир иллюзорный и неподлинный. Первый полюс — свобода ото всяких форм, «Единое», Логос; второй — «потенция бытия» или «первая материя», она же — стремление к реализации в конкретном многообразии, София. В Логосе воплощается божественный замысел, Всеединящий смысл мира, — это творческое божественное слово. София занимает место посредника между безусловным единством Божества и реальным миром, она — существо одновременно нетварное (божественное) и тварное (сотворенное). София — Премудрость Божия, «лучезарное и небесное существо». В духе философского эротизма Соловьев обрисовывал ее как «вечную женственность», «невесту и жену» для мира. До работы «Россия и Вселенская церковь», опубликованной в предпоследний год жизни, философ рассматривал Софию в качестве мировой души. Вл. Соловьев является крупнейшим софиологом в истории мировой философии. Образ Софии играет в его картине мироздания большую роль. София — деятельное начало, особая энергия. Бог дает ей идею всеединства, на основе которой она действует. Но сначала София раздваивает Абсолют на два полюса. Происходит эманация^ безвременных идеальных сущносгей, которые философ называл также деятельными атомами и «живыми элементарными существами». Согласно божественному замыслу благодаря активности Софии и пульсации атомов образуется реальный мир — природа, затем общество. София выступает при этом и как одухотворяющее начало становления мира, и как материализация идеальных сущностей. Став реальными, предметы отторгаются от Абсолюта и возникает хаос. Соловьев мучительно искал причину зла — отпадения мира от Бога — и нашел ее в принципе индивидуации — эгоистическом стремлении каждого существа к обособленному существованию, а также в отталкивании от себя других. Индиви-дуация заложена в замысле самого Божества. Благодаря деятельности Софии как объединяющего и гармонизирующего начала, как «космического художника» хаос преобразуется в космос. Так происходит Боговоплощение, «обмирщение Бога». В духе пантеизма тварный мир понимается Соловьевым не как нечто иное по сравнению с Богом, но лишь как недолжное, искаженное его ^состояние. Мир идеальных сущностей — это вещь-в-себе, он в качестве явления представлен в бытии — тварном мире явленного Логоса. Таким образом, русский философ принципиально не разделял вещь-в-себе и явление, а также Творца и творение, что было серьезным отклонением от ортодоксального богословия. На создании космоса творение не завершается. В ходе эманации сущностей, среди которых есть и человек как идеальная. сущность, появляется исторически реальный человек. Над кос-I мическим процессом начинает возвышаться исторический. София теперь раскрывается и как «идеальное человечество». Божье творение мыслитель не считал совершенным. Косность мира, царящая в нем разорванность между существами и механическая причинность превращают мир в тюрьму для всякой твари, а не только для человека. По мысли философа, еще предстоит этап обо-жения мира. Соединение тварного мира с Богом осуществится на Земле при важном условии: если в результате длительного, сложного и порой мучительного становления человечество преобразуется в подлинно духовное и нравственное существо — Бо-гочеловечество. Таким образом, руками самого обновленного человечества в посюстороннем мире может быть сотворено Царство Божие. В производстве и других видах человеческой деятельности Соловьев усматривал прежде всего внесение разума в природу. ва, осуществляется тремя путями: эмпирическим (научным), разумным (рационально-философским) и, мистическим (созерцательно-религиозным). Эмпирическим путем постигается мир явлений, разумным — мышление, идеальная сфера, мистическим постигается абсолютное. Чувственные данные, а также отвлеченные рациональные принципы лишь подводят к истине бытия. Данные опыта и размышления могут синтезироваться. Этому синтезу и проникновению во внутреннюю сущность вещей, а также постижению сущего в органической целостности служит интеллектуально-религиозная интуиция. Ее составляет особое интеллектуальное созерцание, которое возможно на базе таких состояний личности, как вдохновение, экстаз, возвышенный эрос — одержимость познающего в стремлении к высшему — к идеям и Абсолюту. Мысль познающего человека, считал Соловьев, должна двигаться не от сознания к бытию, а от бытия — к сознанию. Философ имел в виду бытие, заключенное и вне, и внутри людей. Он считал знание живым, непосредственным общением с бытием. В его теории познания заключен принцип единства теории и жизненно-практического действия. Познание становится плодотворным, если оно включается в реальное человеческое творчество. Теософию как средство познания русский мыслитель сближал с художественным творчеством. Вся философская система Вл. Соловьева основывается на определенном понимании человека. Он выдвигал положения, совершенно неприемлемые с точки зрения ортодоксальной религии и богословия: без человека нет деятельности бога, ее не на что направлять и, следовательно, человек совечен и сомогущ Богу. «Вообще человек, — пишет философ, — есть некоторое соединение Божества с материальною природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий... Причем собственно человеческое начало есть разум (га1ю), т.е. отношение двух других»1. Человек Божественный — это вечная идея человека, содержащаяся в первом Абсолюте. Человек материальный (природный) — это дохристианское первобытное существо, не выделившееся из природы. Человек духовный «есть то, когда Божество и природа одинаково имеют действительность в человеке, и его собственная человеческая жизнь состоит в деятельном согласовании природного начала с божественным, или в свободном подчинении первого последнему»1. Природо-кос-мический процесс порождает физического человека, а исторический процесс должен завершиться становлением человека духовного. Ярчайшая особенность человека заключается в неспособности удовлетвориться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет превзойти данное и стремится усовершенствовать земной мир и самого себя. В работе «Оправдание добра» Вл. Соловьев пишет, что личность, каждый индивид есть «возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания», что «человеческая личность бесконечна: это есть аксиома нравственной философии»2. Пока судьба людей драматична: они разорваны между погруженным во зло земным бытием и миром вечных идеальных сущностей. В принципе, человек в состоянии осуществить восхождение от природного существа к духовному. Но возможна и другая альтернатива — вырождение людей в зверечеловека. Прототипом человека духовного является Богочеловек Иисус Христос. Человек призван быть мессией (спасителем) — возделывателем и устроителем природы, освободителем от зла космоса и самого себя. Вл. Соловьев подчеркивал, что как нечто отдельное человек не существует. Личность становится человеком лишь в качестве органичной части человечества, а человечество представляет собой единый организм. В то же время, по мысли русского философа, человечество — это универсальная индивидуальность. Бог и человек единосущностны, утверждал он вопреки ортодоксальному богословию. Сущность обоих заключена во всеединстве. Поэтому идеальное человечество представляет собой всемирную форму соединения материальной природы с Божеством — Богочеловечество и Богоматерию. В выполнении человеком своего предназначения мыслитель большую роль отводил философии. С его точки зрения, она раскрывает существо человека иявляется вечным исканием духовной свободы. Поэтому именно философия делает человека человеком и вводит сущее в форму «свободной человечности». Соловьев разрабатывал методологию (философское обоснование) выхода людей к достойной жизни. Лучшие идеи Соловьева сделали его великим философом. Это положения о всеединстве, созидании людьми идеальной полноты бытия, вывод о необходимости для человека одновременно осуществлять и самосозидание. Вл. Соловьев проводил мысль об имеющейся у человека возможности стать властелином Сущего, если люди будут руководствоваться принципом единства истины, добра и красоты. В последние два года короткой жизни, пристально наблюдая за событиями в России и Европе конца XIX в., русский философ по существу отказывается от идеала богочеловечества. Он приходит к убеждению в тщетности надежд на неуклонный прогресс общества, совершенствование каждого человека и человечества в целом. Соловьев возвращается к традиционной христианской концепции: царство всеобщего блаженства создается уже за пределами земной истории человечества. Этот горький вывод противоречит былому оптимизму философа. Однако подобные мрачные размышления русского мыслителя не обесценивают и не умаляют достоинств обрисованного им вселенско-человеческого идеала. На философском языке в нем прекрасно выражена светлая перспектива человечества, если люди сами себе ее обеспечат. . 1. Общее понятие материи Что такое бытие Прежде чем начать разговор о материи, обратимся к более общей категории — бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную ми-ропоззренческую и методологическую проблему. В самом деле, разве не является глубочайшим философским вопросом тот, вокруг которого на протяжении столетий идет борьба между научным мировоззрением и религией,— вопрос о бытии или Небытии бога? А сколько ошибок, заблуждений, трагедий было снизано, как свидетельствует история науки, с решением вопроса о существовании или не существовании эфира. Какую растерянность испытали те, кто решился утверждать, что материн (атомы) исчезла. Сколько было драматических коллизий, снизанных подчас с личными трагедиями, по поводу реального существования носителя генетической информации — гена! Ди и в практической жизни вопрос о существовании, бытии Небезоснователен: ведь одно дело иметь намерение сделать нечто и совсем другое — осуществленное намерение, когда нечто сделано, то есть бытие в форме лишь цели становится бы-тиом реального факта. Что же в таком случае понимается в философии под бытием? В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, Питие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть, таким образом, нечто реально сущее. Тщательно классифицировать и описать все известные виды Гмлтия, а также виды и разновидности физической, химической, геологической, биологической, психической, социальной и ду- 93ховной форм реальности, известных науке на сегодняшний день, представляется задачей огромной методологической важности. Категория бытия — одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве центральной. Будь то совокупность природных элементов или логос, выполняющий роль энергийного принципа всего сущего,— все это так или иначе представляет собой конкретные формы проявления бытия. Другое дело, как толковалось такое бытие: рассматривалось ли оно как нечто первичное, определяющее либо как нечто отражающее иную бытийственную сущность, недоступную непосредственному восприятию, то есть фактически оно понималось в диапазоне от непосредственно воспринимаемого органами чувств до абстрактных сущностей, или принципов, организующих видимое бытие мира и в той или иной мере познаваемых либо, напротив, недоступных познанию '. Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия, например звезды, растения, животные, как бы «возникают» из небытия и становятся наличным, актуальным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и «возвращается» в небытие, утрачивая данную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода одной формы бытия в ДРУГУ10- Небытие суть понятие относительное, в абсолютном смысле' небытия нет. Самое пристальное внимание этим категориям в философии было уделено Гегелем, у которого они наполнялись глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития, становления. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия — с понятия чистого бытия (ничто), Почему именно с него? Разве бытие лишено всякой определенности? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя и материальный и духовный мир с их свойствами, отношениями и взаимодействиями? И да и нет. «...Если, рас- ' В средневековой философии употреблялись термины «трансцендентальный» и «трансцендентный», обозначающие в первом случае выход за пределы конечного, эмпирического существования, а во втором — выход за пределы чувственного опыта как формы познания мира. В немецкой классической философии (у Канта) эти термины приобрели гносеологический статус и стали обозначать соответственно априорные (доопытные) условия и формы познания (например, априорные формы чувственности — пространство и время, а также категории рассудка — субстанция, причинность и др.) и то, что выходит за границы возможного опыта, что фактически недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры — например, бог, душа, бессмертие и др. сматривая весь мир, мы говорим: все есть — и не говорим ничего больше, то мы опускаем все определенное и имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту». Поэтому чистое бытие, согласно Гегелю, настолько бедно и пусто, что оно не отличимо от ничто. Разумеется, Гегель понимал всю парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь посмеяться: как, бытие тождественно ничто?! Неужели человеку безразлично, есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония «здравого смысла». Но она •же — плод недомыслия: чистое бытие связано с началом, начало же — с наличием возможности. Сама возможность есть уже нечто, пусть еще не ставшее, не оформившееся нечто, но нечто как потенция, то есть еще свернутая форма будущего бытия как наличного. В зародыше, в потенции объединены и бытие и небытие. Ото уже двуликое тождество ничто и нечто — единство противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Ипутри него совершается скрытая «работа», ведущая к становлению, переходу ничто в нечто. Таким образом, ясно, что нет абсолютного ничто, ибо это исходная форма проявления нечто. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют споим предельным основанием, своей субстанцией материю. И единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность. Материя и дух — предельно общие философские понятия. Материя — фундаментальная исходная з истории категория философии, от того или иного СТЭНОВЛСНИЯ ' *" категории «материя» ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. Этимология термина «материя» восходит к лат. таЬепа — вещество. Это «вещественное» значение термина удерживалось нилоть до XX в., когда произошла революция в физике, означавшая кризис одностороннего, основанного на обязательном чувственном восприятии, понимания материи, составлявшего суть концепции метафизического материализма. Материю в единстве и многообразии всех форм ее проявления можно осмыслить, подойдя к ее анализу только исторически, обобщая опыт развития научного и философского познания. Как известно, первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира — иервоматёрии. Сложность необходимой для этого мысленной Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 222. 952. Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Бытие отдельного человека — это единство тела и духа, соматического и психического. Функционирование тела и психики человека взаимообусловлено, представляет собой главные составляющие здоровья. Известно, что человек, его здоровье и болезнь являются объектом медицины. Следовательно, бытие человека является основанием бытия медицины, которая представляет собой систему научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение заболеваний и лечение человека. Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека. Медицина изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии, условия жизни и трудовой деятельности, воздействие факторов природной и социальной среды на здоровье человека, собственно болезни человека, закономерности их развития и возникновения, методы диагностического исследования и лечения больного. 3. Бытие духовное (идеального). 4. Бытие социальное (индивидуальное бытие и бытие общества), В объективно-идеалистическом понимании (идеалистический низм) бытие представляет собой объективно существующую иде) лежащую в основе всего сущего. В субъективно-идеалистической трактовке бытие находится в от«| ношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений. Существовать -А значит быть воспринимаемым., Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рассматривающий мир с позиций 2-х равноценных, независимых начал, Наиболее ярко дуализм проявился в философии Р. Декарта, разделившего бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю). Применительно к медицине такая позиция приводит к психофизиологическому параллелизму, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга, а следовательно снимается проблема единства психического и соматического в челове] проблема генезиса и сущности сознания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |