Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия всеединства В.С. Соловьева




Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874); «Философские начала цельного знания» (1877); «Чтения о богочеловечестве» (1878); «Критика

(Отвлечённых начал» (1880); «Оправдание добра» (1887); «Три разговора» (1900).

Соловьев является зачинателем таких оригинальных направле-

• ний отечественной философии, как метафизика всеединства и софиология. Наиболее яркими представителями этих течений были: П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев и др. Отправляясь от идей В.Соловьева, каждый из

{ этих философов по-разному трактовал принципы всеединства и софийности. Идеи Соловьева вдохновляли также творчество поэ­тов и художников Серебряного века. Русский философ предвос­хитил философию жизни, а кроме того его воззрения можно рассматривать как предтечу религиозного экзистенциализма.

Вл. Соловьев пытался объединить философию, науку и рели­гию, создавая «свободную теософию». Однако, являясь рели­гиозными, его воззрения не были теологией: Соловьев не задавался целью обосновать какую-либо религию, он не философию подчи­нял религии, а, наоборот, религиозные смыслообразы ставил на службу философии. При этом мыслитель весьма нетрадиционно истолковывал ряд образов и принципов христианства, за что пуб­ликация его трудов неоднократно запрещалась Синодом право­славной церкви. Соловьев считал, что философия обладает нрав­ственно-практическим значением: ей дано право критически оце­нивать действительность с точки зрения абсолютного идеала. Под идеалом русский философ имел в виду должное состояние сущего, а философию понимал как учение о «долженствующем быть». Мыслитель ратовал за «практическую» философию, ко­торая положительно влияет на «жизнь народную».

Должное и возможное Соловьев выводит, обрисовывая сущее. Картину мира мыслитель создает с позиций объективного идеализма и своеобразного пантеизма. Основная категория философской системы Соловьева — это сущее, или (сверхсу-щее), или, что то же самое, — Абсолют, Бог. Подлинно сущее не является какой-то теоретической конструкцией или понятием. Оно представляет собой духовное существо, субъект воли. Развер­тывание сущего претворяется в тео-космо-исторический процесс.

С одной стороны, Абсолютное есть единое, оно не распадается на какие-то качественно различные вещи и в этом смысле со­ставляет Ничто. С другой стороны, в Абсолютном заключено все многообразие мира, поэтому оно составляет положительное, а не отрицательное Ничто. Абсолют раздваивается на первое и второе Абсолютное. Первое (первый полюс) это совокупность веч­ных сущностей, идей или прообразов множества предметов — уже реально существующих или тех, которые реально возникнут. Первый Абсолют Соловьев расценивает как подлинное Сущее. Что же касается Второго (второй полюс), то он сводится лишь к становящемуся Сущему. К нему относится природа, реальный человек, общество условное, относительное, временное бытие, мир иллюзорный и неподлинный. Первый полюс — свобода ото всяких форм, «Единое», Логос; второй — «потенция бытия» или «первая материя», она же — стремление к реализации в кон­кретном многообразии, София. В Логосе воплощается божест­венный замысел, Всеединящий смысл мира, — это творческое божественное слово. София занимает место посредника между безусловным единством Божества и реальным миром, она — су­щество одновременно нетварное (божественное) и тварное (со­творенное). София — Премудрость Божия, «лучезарное и небес­ное существо». В духе философского эротизма Соловьев обри­совывал ее как «вечную женственность», «невесту и жену» для мира. До работы «Россия и Вселенская церковь», опубликован­ной в предпоследний год жизни, философ рассматривал Софию в качестве мировой души.

Вл. Соловьев является крупнейшим софиологом в истории мировой философии. Образ Софии играет в его картине миро­здания большую роль. София — деятельное начало, особая энергия. Бог дает ей идею всеединства, на основе которой она действует. Но сначала София раздваивает Абсолют на два по­люса. Происходит эманация^ безвременных идеальных сущносгей, которые философ называл также деятельными атомами и «живыми элементарными существами». Согласно божественному замыслу благодаря активности Софии и пульсации атомов обра­зуется реальный мир — природа, затем общество. София высту­пает при этом и как одухотворяющее начало становления мира, и как материализация идеальных сущностей.

Став реальными, предметы отторгаются от Абсолюта и возни­кает хаос. Соловьев мучительно искал причину зла — отпадения мира от Бога — и нашел ее в принципе индивидуации — эго­истическом стремлении каждого существа к обособленному су­ществованию, а также в отталкивании от себя других. Индиви-дуация заложена в замысле самого Божества. Благодаря деятель­ности Софии как объединяющего и гармонизирующего начала, как «космического художника» хаос преобразуется в космос. Так происходит Боговоплощение, «обмирщение Бога». В духе панте­изма тварный мир понимается Соловьевым не как нечто иное по сравнению с Богом, но лишь как недолжное, искаженное его ^состояние. Мир идеальных сущностей — это вещь-в-себе, он в качестве явления представлен в бытии — тварном мире явлен­ного Логоса. Таким образом, русский философ принципиально не разделял вещь-в-себе и явление, а также Творца и творение, что было серьезным отклонением от ортодоксального богословия. На создании космоса творение не завершается. В ходе эмана­ции сущностей, среди которых есть и человек как идеальная. сущность, появляется исторически реальный человек. Над кос-I мическим процессом начинает возвышаться исторический. София теперь раскрывается и как «идеальное человечество». Божье тво­рение мыслитель не считал совершенным. Косность мира, царя­щая в нем разорванность между существами и механическая при­чинность превращают мир в тюрьму для всякой твари, а не толь­ко для человека. По мысли философа, еще предстоит этап обо-жения мира. Соединение тварного мира с Богом осуществится на Земле при важном условии: если в результате длительного, сложного и порой мучительного становления человечество пре­образуется в подлинно духовное и нравственное существо — Бо-гочеловечество. Таким образом, руками самого обновленного человечества в посюстороннем мире может быть сотворено Цар­ство Божие. В производстве и других видах человеческой дея­тельности Соловьев усматривал прежде всего внесение разума в природу. ва, осуществляется тремя путями: эмпирическим (научным), ра­зумным (рационально-философским) и, мистическим (созерца­тельно-религиозным). Эмпирическим путем постигается мир яв­лений, разумным — мышление, идеальная сфера, мистическим постигается абсолютное. Чувственные данные, а также отвлечен­ные рациональные принципы лишь подводят к истине бытия. Данные опыта и размышления могут синтезироваться. Этому синтезу и проникновению во внутреннюю сущность вещей, а также постижению сущего в органической целостности служит интеллектуально-религиозная интуиция. Ее составляет особое интеллектуальное созерцание, которое возможно на базе таких состояний личности, как вдохновение, экстаз, возвышенный эрос — одержимость познающего в стремлении к высшему — к идеям и Абсолюту.

Мысль познающего человека, считал Соловьев, должна дви­гаться не от сознания к бытию, а от бытия — к сознанию. Фи­лософ имел в виду бытие, заключенное и вне, и внутри людей. Он считал знание живым, непосредственным общением с быти­ем. В его теории познания заключен принцип единства теории и жизненно-практического действия. Познание становится плодо­творным, если оно включается в реальное человеческое творче­ство. Теософию как средство познания русский мыслитель сбли­жал с художественным творчеством.

Вся философская система Вл. Соловьева основывается на оп­ределенном понимании человека. Он выдвигал положения, со­вершенно неприемлемые с точки зрения ортодоксальной религии и богословия: без человека нет деятельности бога, ее не на что направлять и, следовательно, человек совечен и сомогущ Богу. «Вообще человек, — пишет философ, — есть некоторое соеди­нение Божества с материальною природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий... Причем собственно человеческое начало есть разум (га1ю), т.е. отношение двух дру­гих»1. Человек Божественный это вечная идея человека, содержащаяся в первом Абсолюте. Человек материальный (природный) это дохристианское первобытное существо, не

выделившееся из природы. Человек духовный «есть то, когда Божество и природа одинаково имеют действительность в че­ловеке, и его собственная человеческая жизнь состоит в дея­тельном согласовании природного начала с божественным, или в свободном подчинении первого последнему»1. Природо-кос-мический процесс порождает физического человека, а истори­ческий процесс должен завершиться становлением человека ду­ховного.

Ярчайшая особенность человека заключается в неспособности удовлетвориться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет превзойти данное и стремится усовершенствовать земной мир и самого себя. В работе «Оправдание добра» Вл. Соловьев пишет, что личность, каждый индивид есть «возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания», что «человеческая личность бесконечна: это есть аксиома нравственной философии»2. Пока судьба людей драматична: они разорваны между погруженным во зло земным бытием и миром вечных идеальных сущностей. В принципе, человек в состоянии осуществить восхождение от природного существа к духовному. Но возможна и другая аль­тернатива — вырождение людей в зверечеловека. Прототипом человека духовного является Богочеловек Иисус Христос. Чело­век призван быть мессией (спасителем) — возделывателем и уст­роителем природы, освободителем от зла космоса и самого себя.

Вл. Соловьев подчеркивал, что как нечто отдельное человек не существует. Личность становится человеком лишь в качестве органичной части человечества, а человечество представляет собой единый организм. В то же время, по мысли русского фи­лософа, человечество — это универсальная индивидуальность. Бог и человек единосущностны, утверждал он вопреки ортодок­сальному богословию. Сущность обоих заключена во всеединст­ве. Поэтому идеальное человечество представляет собой всемир­ную форму соединения материальной природы с Божеством — Богочеловечество и Богоматерию. В выполнении человеком свое­го предназначения мыслитель большую роль отводил филосо­фии. С его точки зрения, она раскрывает существо человека иявляется вечным исканием духовной свободы. Поэтому именно философия делает человека человеком и вводит сущее в форму «свободной человечности».

Соловьев разрабатывал методологию (философское обоснова­ние) выхода людей к достойной жизни. Лучшие идеи Соловьева сделали его великим философом. Это положения о всеединстве, созидании людьми идеальной полноты бытия, вывод о необхо­димости для человека одновременно осуществлять и самосозида­ние. Вл. Соловьев проводил мысль об имеющейся у человека возможности стать властелином Сущего, если люди будут руко­водствоваться принципом единства истины, добра и красоты. В последние два года короткой жизни, пристально наблюдая за событиями в России и Европе конца XIX в., русский философ по существу отказывается от идеала богочеловечества. Он при­ходит к убеждению в тщетности надежд на неуклонный прогресс общества, совершенствование каждого человека и человечества в целом. Соловьев возвращается к традиционной христианской концепции: царство всеобщего блаженства создается уже за пре­делами земной истории человечества. Этот горький вывод про­тиворечит былому оптимизму философа. Однако подобные мрач­ные размышления русского мыслителя не обесценивают и не умаляют достоинств обрисованного им вселенско-человеческого идеала. На философском языке в нем прекрасно выражена свет­лая перспектива человечества, если люди сами себе ее обеспечат.

. 1. Общее понятие материи

Что такое бытие Прежде чем начать разговор о материи, обратимся к более общей категории — бы­тию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную ми-ропоззренческую и методологическую проблему. В самом де­ле, разве не является глубочайшим философским вопросом тот, вокруг которого на протяжении столетий идет борьба меж­ду научным мировоззрением и религией,— вопрос о бытии или Небытии бога? А сколько ошибок, заблуждений, трагедий было снизано, как свидетельствует история науки, с решением воп­роса о существовании или не существовании эфира. Какую растерянность испытали те, кто решился утверждать, что мате­рин (атомы) исчезла. Сколько было драматических коллизий, снизанных подчас с личными трагедиями, по поводу реального существования носителя генетической информации — гена! Ди и в практической жизни вопрос о существовании, бытии Небезоснователен: ведь одно дело иметь намерение сделать нечто и совсем другое — осуществленное намерение, когда не­что сделано, то есть бытие в форме лишь цели становится бы-тиом реального факта. Что же в таком случае понимается в философии под бытием?

В самом широком смысле слова бытие есть всеохватываю­щая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: это и мате­риальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, Питие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть, таким образом, нечто реально сущее.

Тщательно классифицировать и описать все известные виды Гмлтия, а также виды и разновидности физической, химической, геологической, биологической, психической, социальной и ду-

93ховной форм реальности, известных науке на сегодняшний день, представляется задачей огромной методологической важности.

Категория бытия — одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве цент­ральной. Будь то совокупность природных элементов или логос, выполняющий роль энергийного принципа всего сущего,— все это так или иначе представляет собой конкретные формы прояв­ления бытия. Другое дело, как толковалось такое бытие: рас­сматривалось ли оно как нечто первичное, определяющее либо как нечто отражающее иную бытийственную сущность, недо­ступную непосредственному восприятию, то есть фактически оно понималось в диапазоне от непосредственно воспринимае­мого органами чувств до абстрактных сущностей, или принци­пов, организующих видимое бытие мира и в той или иной мере познаваемых либо, напротив, недоступных познанию '.

Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкрет­ные формы бытия, например звезды, растения, животные, как бы «возникают» из небытия и становятся наличным, актуаль­ным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и «возвращается» в небытие, утрачивая дан­ную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превраще­ние, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода одной формы бытия в ДРУГУ10- Небытие суть понятие относительное, в абсолютном смысле' небытия нет.

Самое пристальное внимание этим категориям в философии было уделено Гегелем, у которого они наполнялись глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития, становления. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия — с поня­тия чистого бытия (ничто), Почему именно с него? Разве бытие лишено всякой определенности? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя и материальный и духовный мир с их свойствами, отношениями и взаимодействиями? И да и нет. «...Если, рас-

' В средневековой философии употреблялись термины «трансценденталь­ный» и «трансцендентный», обозначающие в первом случае выход за пределы конечного, эмпирического существования, а во втором — выход за пределы чувст­венного опыта как формы познания мира. В немецкой классической философии (у Канта) эти термины приобрели гносеологический статус и стали обозначать соответственно априорные (доопытные) условия и формы познания (например, априорные формы чувственности — пространство и время, а также категории рассудка — субстанция, причинность и др.) и то, что выходит за границы воз­можного опыта, что фактически недоступно теоретическому познанию, но яв­ляется предметом веры — например, бог, душа, бессмертие и др.

сматривая весь мир, мы говорим: все есть — и не говорим ниче­го больше, то мы опускаем все определенное и имеем, следова­тельно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту». Поэтому чистое бытие, согласно Гегелю, настолько бедно и пусто, что оно не отличимо от ничто. Разумеется, Гегель пони­мал всю парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь посмеяться: как, бытие тождествен­но ничто?! Неужели человеку безразлично, есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония «здравого смысла». Но она •же — плод недомыслия: чистое бытие связано с началом, начало же — с наличием возможности. Сама возможность есть уже не­что, пусть еще не ставшее, не оформившееся нечто, но нечто как потенция, то есть еще свернутая форма будущего бытия как на­личного. В зародыше, в потенции объединены и бытие и небытие. Ото уже двуликое тождество ничто и нечто — единство противо­положностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Ипутри него совершается скрытая «работа», ведущая к станов­лению, переходу ничто в нечто. Таким образом, ясно, что нет абсолютного ничто, ибо это исходная форма проявления нечто.

Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют споим предельным основанием, своей субстанцией материю. И единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность. Материя и духпредельно общие философские понятия.

Материя — фундаментальная исходная з истории категория философии, от того или иного

СТЭНОВЛСНИЯ ' *"

категории «материя» ее понимания зависит решение практи­чески всех других философских проблем.

Этимология термина «материя» восходит к лат. таЬепа — ве­щество. Это «вещественное» значение термина удерживалось нилоть до XX в., когда произошла революция в физике, означав­шая кризис одностороннего, основанного на обязательном чув­ственном восприятии, понимания материи, составлявшего суть концепции метафизического материализма.

Материю в единстве и многообразии всех форм ее прояв­ления можно осмыслить, подойдя к ее анализу только исто­рически, обобщая опыт развития научного и философского познания. Как известно, первой ступенью в осознании матери­альности мира был стихийный материализм. Началом форми­рования понятия материи явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира — иервоматёрии. Сложность необходимой для этого мысленной

Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 222.

952. Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Бытие отдельного человека — это единство тела и духа, сомати­ческого и психического. Функционирование тела и психики человека взаимообусловлено, представляет собой главные составляющие здо­ровья. Известно, что человек, его здоровье и болезнь являются объек­том медицины. Следовательно, бытие человека является основанием бытия медицины, которая представляет собой систему научных зна­ний и практической деятельности, целью которых является укрепле­ние и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение заболеваний и лечение человека. Круг интересов медицины охватыва­ет все стороны жизни человека. Медицина изучает строение и про­цессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии, условия жизни и трудовой деятельности, воздействие факторов при­родной и социальной среды на здоровье человека, собственно болез­ни человека, закономерности их развития и возникновения, методы диагностического исследования и лечения больного.

3. Бытие духовное (идеального).

4. Бытие социальное (индивидуальное бытие и бытие общества), В объективно-идеалистическом понимании (идеалистический

низм) бытие представляет собой объективно существующую иде) лежащую в основе всего сущего.

В субъективно-идеалистической трактовке бытие находится в от«| ношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым.,

Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рас­сматривающий мир с позиций 2-х равноценных, независимых начал, Наиболее ярко дуализм проявился в философии Р. Декарта, разделив­шего бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю). Применительно к медицине такая позиция приводит к психофизио­логическому параллелизму, согласно которому психические и физио­логические процессы не зависят друг от друга, а следовательно снима­ется проблема единства психического и соматического в челове] проблема генезиса и сущности сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.