Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания

Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой полученных исходных данных, т.е. теоретически. От сюда и вытекает, что научное познание имеет эмпирический и тео­ретический уровни, которые органически взаимосвязаны. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкрет ностью, четкой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим переосмыслением и внесением корректив в арсенал науки. Основные этапы и формы развития научных знаний представ лены на схеме:

Философия познания. Специфика медицинского познания -v- 253 Основные этапы и формы развития научных знаний

Научная база-Фд— факты действительности Фн — научные факты Е П — проблема

Г, М — гипотезы и теоретические модели объектов Д — научное доказательство Т — теория

На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувст-Иснное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчиненное положение. Эмпиричес­кий уровень — это своеобразный этап сбора данных о природных или социальных объектах, которых не хватает ученым, чтобы создать полную картину исследуемого явления или процесса. Поэтому сам про­цесс эмпирического этапа исследования направляется и контролиру­ется теорией. Однако это не означает, что теория сковывает эмпири­ческие исследования, ограничивает их. Эмпирический этап сбора имеет относительную самостоятельность, и собранный материал не обязательно должен соответствовать той или иной теоретической кон­цепции. Несоответствие опытного материала той или иной форме те­оретического знания указывает на несовершенство знания.

На эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преиму­щественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступ­ных живому созерцанию. Главным для эмпирического этапа является фактофиксирующая деятельность.

Эмпирическое познание очень близко соприкасается с такими те­оретическими методами как анализ и синтез, которые можно назвать даже теоретико-эмпирическими. Точно также можно сказать и об экс­перименте, как методе познания, соединяющим в себе опытное полу­чение знаний с предварительным осмыслением условий его проведе­ния и, соответственно, закладкой определенного гипотетическогознания в основу конкретных действий. Этим самым подтверждаете»! непреложный факт любого познания, что опыт (практика) является исходным и конечным этапом познания.

Теоретический уровень научного познания связан с преобладанп ем мыслительной деятельности, осмыслением эмпирического матери ала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий.

Эмпирические данные, будучи многократно и под разными углами зрения переосмыслены, перепроверены, трансформируются из ели ничного, частного в общее и ложатся в основу частных или общих чл конов, теорий.

Теоретическое осмысление осуществляется на основе арсенала мг тодов теоретического познания, который пополняется из года в гол Относительно недавно в научную жизнь вошел системный подход, епп более молод синергетический подход.

К методам эмпирического уровня познания относятся наблюдение сравнение и эксперимент.

Наблюдение — целесообразное восприятие явлений действительно сти, связанное с их описанием и измерением. В медицине применяй ся метод натурного наблюдения, объектами которого могут быть бол:, ные, находящиеся на лечении, различные объекты внешней среды, микроорганизмы, ткани живого организма, продукты выделения Столь же разнообразны и конкретные методики натурного наблюдс ния (микроскопия, биохимические, гематологические и др.). Метод натурного наблюдения предполагает изучение объекта в обычных для него условиях.

Сравнение — выявление сходных и отличающихся сторон в процес сах, предметах, явлениях.

Эксперимент - активная, целенаправленная практическая деятел!. ность, при которой исследователь выбирает или формирует объект исследования и условия, в которых он функционирует. Эксперимент может быть осуществлен в натуральной, модельной или натурально модельной формах. Медицинский (медико-биологический) экспери мент - это вид научной деятельности, предпринимаемый на биологи ческих объектах в целях открытия и изучения объективных законом возникновения, течения и исхода заболевания, а также для выясне­ния эффективности лечебных (терапевтических или хирургическим средств. К числу экспериментальных исследований нужно отнести клинические испытания средств и способов оказания медицинском помощи (предшествовать которым должны обязательно эксперимеп ты на животных с целью проверки на патологическое воздействие для живого организма).

К методам теоретического уровня познания относятся следующие.

Абстрагирование — мысленное отвлечение отдельных элемен­тов, свойств, отношений и рассмотрение их в «чистом виде», отдельно друг от друга.

Анализ и синтез. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, а синтез — их объединение в единое целое.

Идеализация — мысленное конструирование понятий об объектах, несуществующих и неосуществимых в действительности, но имеющих прообразы в объективном мире.

Индукция и дедукция. Индукция — движение мысли от единичного общему, а дедукция — от общего к единичному. • Аналогия — установление сходства черт, сторон, свойств, отноше­ний у рассматриваемых нетождественных объектов. Умозаключение по ииалогии дает не достоверное, а вероятностное знание.

Мысленное моделирование — построение и исследование вторичного (теоретического) объекта, сходного в существенных чертах с изучае­мым первичным объектом.

Системный подход - рассмотрение объекта как элемента системы с иыяснением места и функции каждого элемента, внутренней иерар­хии и законов функционирования.

Синергетический метод — метод выявления самоорганизации откры-I тых неравновесных систем любой природы.

При рассмотрении теоретических методов следует учитывать, что системный и синергетический методы выступают проявлением мето-[дологического значения теории систем и синергетики.

Научное познание есть процесс, в ходе которого обогащается со­держание знания и сменяются формы его существования. Основными формами, в которых существует научное познание являются: пробле­ма, гипотеза, теория. Но эта цепочка форм знания не может существо-нить без фактического материала и практической деятельности по про-нерке научных предположений. Формы научного познания невозможно рпссмотреть вне процесса научного познания, который включает в себя эмпирический и теоретический этапы.

Эмпирический этап связан с получением фактов, а потому на дан­ном этапе фигурирует такая форма научного познания как факт науки.

Факт науки отличается от факта действительности, поскольку фак-1Ты действительности фиксируются как события, явления жизни, но без их детального описания. Факты науки — факты действительности, отраженные, проверенные и зафиксированные на языке науки. Фак­ты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на г Тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зренияученых, факт науки возбуждает теоретическую мысль и способствуем переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и фактов науки возникай такая форма научного познания как проблема. Проблема - знание, от ражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление, процесс.

Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотс л с последующей их проверкой. Гипотеза - форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе пред положение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняют ся, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка дает отри цательный результат, отвергаются, знаменуя собой заблуждение. Вер шиной научного познания является теория, как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория — наиболее развитая целост­ная форма научного знания, дающая полное отображение существен ных, закономерных связей определенной области действительности.

Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, ло гически непротиворечивой, цельной, обладать относительной само стоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать чс рез деятельность людей на практику.

Таким образом, познание знаменует активное освоение человеком объективной и субъективной реальности. В своем стремлении к знш ниям человек использует возможности органов чувств и силу разум;!. Постоянно совершенствуя инструментарий познавательной деятель ности, он стремится знать все, от микромира до глубин Вселенной, но при этом его удовлетворяют не любые знания, а только истинные, спо собные служить основой для дальнейшей познавательной деятельно сти. Стремясь к познанию, человек учится понимать тех, кто жил, и тех, кто живет, объяснять себе и другим то, что понял из хитросплете­ний жизни, поскольку познание и понимание есть духовная жизнь человека, без которой его физическое существование теряет содержа ние и смысл. Основной опорой человека на пути к знанию является наука как система постоянно расширяющегося и углубляющегося зна ния о мире и процессах, происходящих в нем. Понимание процесса получения научного знания, а также форм его существования возвы шает человека, способствует его приобщению к научному творчестпу, а следовательно, открывает возможности к успехам в той конкретной области, которой он занимается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наука как основная форма познания | Специфика медицинского познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.