КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность Общие вопросы инновационной политики решаются Президентом РФ. Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере инновационной деятельности. Федеральное агентство по науке и инновациям (ФАНИ) является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной инновационной политики, осуществление мер по созданию и развитию инновационного потенциала. ФАНИ утверждено постановлением Правительства РФ 16.06.04 и находится в ведении Министерства образования и науки РФ. В настоящее время приоритетным направлением деятельности государства стало развитие инновационных технологий. В Программе экономической реформы сформулирована цель правительства, которая состоит в обеспечении того, чтобы превосходство России в сфере науки и технологии превратилось в ресурс экономического роста и восстановления промышленности. Создание благоприятных условий для инновационной деятельности позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и кардинально повысить конкурентоспособность отечественных товаров. В правительственной программе экономической реформы выделяются три этапа, необходимых для достижения поставленных целей. Цель первого этапа (2000–2002 гг.) состояла в воспроизводстве технологической базы отраслей, продукция которых пользуется стабильным спросом на сформировавшихся рынках. На этом этапе инновационная деятельность была ориентирована на модернизацию существующих фондов на основе использования ресурсосберегающих технологий. В течение второго этапа (2003–2007 гг.) деятельность российских предприятий будет направлена на создание производств, реализующих новейшие технологии, и выход на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня, что в конечном итоге приведет к обеспечению конкурентных позиций в перспективных секторах рынка. На третьем, инновационном этапе развития (2007–2010 гг.) государство будет поддерживать развитие инновационной инфраструктуры. В итоге внутренний инновационный спрос будет расти, а связи между наукой и производством будут укрепляться. Тем временем внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии. В настоящее время к основным функциям государственных органов в инновационной сфереотносятся следующие: 1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации; 2) координация инновационной деятельности; 3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; 4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; 5) кадровое обеспечение инновационной деятельности; 6) формирование инновационной инфраструктуры; 7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; 8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; 9) повышение общественного статуса инновационной деятельности; 10) региональное регулирование инновационных процессов; 11) регулирование международных аспектов инновационных процессов. К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относятся: – прямое финансирование; – предоставление беспроцентных банковских ссуд; – создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; – снижение государственных патентных пошлин; – отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; – права на ускоренную амортизацию; – сети технополисов, технопарков. Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются: а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства; б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада; в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности; г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства. В России действует ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, из налогообложения исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений. Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте особенно важно принятие Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ», который определяет стратегию, принципы и порядок формирования государственной инновационной политики; определяет порядок и источники финансирования, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отражает правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества. Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования. Основными элементами системы государственной поддержки инноваций являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие поддержку инновационных проектов на различных этапах инновационного цикла. К основным внебюджетным формам поддержки относятся следующие: 1) государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства; 2) создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам; 3) включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы; 4) государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения; 5) государственное обеспечение инновационной деятельности информацией; 6) проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов; 7) оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг). Субъектами образования внебюджетных фондов являются: Министерство науки и технологий РФ, в том числе Российский фонд технологического развития; Федеральные министерства – внебюджетные фонды соответствующих министерств; иные федеральные органы исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств; корпорации, концерны и ассоциации (могут образовывать внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений). Вопросы для повторения 1.Чем объясняется необходимость государственного регулирования инновационной деятельности? 2.Каковы функции государства в области инновационной деятельности? Как они распределяются между органами регулирования? 3. Какие инструменты применяются для поддержки инноваций в России? & Рекомендуемый библиографический список [7, 11, 17, 36, 46].
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |