Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усилия в зацеплении

Выше рассмотрены геометрические параметры и ки­нематические особенности взаимодействия зубьев колес. При этом полагали, что влияние деформации зубьев и тел колес на рассматриваемые параметры не существенно.

Для обоснованного назначения размеров колес и оценки их работоспособности необходимо знать меру их механического взаимодействия — напряжения и деформации и их предельные оценки (критерии работоспособности). Между тем достаточно точный расчет напряжений и деформаций в точках зубчатого колеса связан со значи­тельными математическими трудностями и может быть реализован методами теории упругости. В связи с этим на этапе проектирования выпол­няют приближенный расчет напряжений и деформаций в зубьях колес в два приема: 1) находят усилия в зацеплении — главный вектор действующих контактных давлений; 2) опре­деляют напряжения в наиболее опасных точках колеса под действием этих сил и оцени­вают прочность колеса.

При определении усилий в зацеплении используют методы теоретической механики, силами трения пренебрегают ввиду их малости.

Рис. 20.23. Зацепление цилиндрических колес прямозубых

Нормальная сила между парой контактирующих зубьев (рис. 20.23)

Где контактное напряжение;площадь поверхности контакта.

Эта сила будет направлена по линии зацепления (как по общей нормали к рабочим поверхностям зубьев) так, чтобы момент этого усилия относительно оси колеса урав­новешивал бы действующий вращающий момент .

Сила является также исходной для расчета валов и поддерживающих валы опор. В этом случае, принимая для упрощения, что контакт зубьев происходит в полюсе зацепления П (его положение известно заранее), силу Fn раскладывают на составляющие.

Прямозубая цилиндрическая передача. Силу Fn раскладывают на окружную Ft и радиальную Fr составляющие. Для упрощения расчетов окружную силу в полюсе определяют по отношению к делительной окружности и обозначают Ftw:

(20.15)

где - угол зацепления; - вращающий момент на ше­стерне; - диаметр делительной окружности шестерни.

Направление действия окружной силы для шестерни про­тивоположно направлению ее вращения, а для колеса совпа­дает с направлением его вращения.

Векторы радиальных усилий у колес с внешним зацепле­нием направлены к центру, а у колес с внутренним за­цеплением — от центра зубчатого колеса.

Косозубая и шевронная цилиндрические передачи. Усилие Fn в зацеплении передачи раскладывают на окружную Fv ,осевую Fa и радиальную Fr составляющие (рис. 20.24):

; (20.16)

 

здесь - угол зацепления косозубой передачи в нормальном сечении,; -угол наклона линии зуба.

Осевая сила F a дополнительно нагружающая опоры валов, является недостатком косозубых передач. Этот недостаток устраняется в шевронной передаче, которую можно рассматри­вать как сдвоенные косозубые передачи с противоположным направлением зубьев (см. рис. 20.14).

Для ограничения осевой нагрузки на подшипники реко­мендуют принимать для косозубых колес <20°, а для шевронных колес < 40°.

 

Рис. 20.24. Зацепление косозубых колес

Рис. 20.25. Зацепление конических колес

Направление окружной и радиальной сил такое же, как и в прямозубой передаче. Осевая сила параллельна оси колеса, а направление вектора зависит от направления вра­щения колеса и направления линии зуба.

Прямозубая коническая передача. В зацеплении конической передачи полное усилие Fn также раскладывают на три сос­тавляющие (рис. 20.25), рассчитываемые по среднему диа­метру dm = mtmz ( здесь mm t -окружной модуль в среднем нормальном сечении зуба):

(20.17)

Обратим внимание, что направление сил на шестерне и колесе противоположно, а силы Fa1 = Fr2 и Fr1 = Fa2.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Передачи с зацеплением Новикова | Расчетные нагрузки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.