Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и основные черты японского менеджмента




Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.

Контроль.

Мотивация;

Организация;

Планирование;

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Цель управления – это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.

Орудие управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.

Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.

Предпринимательство – означает осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов связанные с риском.

Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.

Бизнес – делание денег из денег, но обязательно по средствам полезной производительной деятельности изготовление продукта или оказания услуги.

Управление бизнесом – это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое менеджер?
  2. Что такое менеджмент?
  3. По каким критериям различают менеджмент?
  4. В чём заключается специфика труда менеджера?
  5. Что является предметом труда менеджера?
  6. Что является объектом труда менеджера?
  7. Что является средством труда менеджера?
  8. Что является продуктом труда менеджера?

Лекция №2 Основные научные школы менеджмента

Научная школа управления (1885 – 1920 гг.)

Основоположником научной школы менеджмента является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915 гг.)

Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903г.), «Принципы научного управления» (1911г.)

Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определённой работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и её мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые являются актуальными и по сей день:

1) Чётко выраженные цели – это исходный пункт управления;

2) Главное качество менеджера – здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;

3) Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;

4) Необходимое условие нормальной трудовой деятельности – дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением;

5) Справедливое отношение к персоналу;

6) Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт;

7) Диспетчирование (чёткое распределение обязанностей и полномочий);

8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

9) Нормализация условий труда;

10) Нормирование трудовых операций;

11) Письменные стандартные инструкции для персонала;

12) Вознаграждение за производительность.

 

Административно –классическая школа менеджеров (1920 – 1950 гг.)

 

Основоположником данной школы является Анри Файоль (1841 – 1925 гг.) который создал «теорию администрации»

В 1916 г. вышла его книга «Общее и промышленное управление». Там он раскрыл 14 принципов административного управления:

1. Разделение труда

2. Власть и ответственность

3. Дисциплина

4. Единоначалие

5. Единство направления, т.е. каждая группа действует в рамках определённых целей

6. Подчинение частных интересов общим

7. Вознаграждение персонала

8. Централизация

9. Скалярная цель – это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде

10. Порядок

11. Справедливость как сочетание доброты и правосудия.

12. Постоянство, стабильность персонала

13. Инициатива

14. Корпоративное духовное единение персонала

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым по убеждению создателя организация достигнет успеха. Фойоль выделяет в управление производства в группы операций:

1. Технические

2. Коммерческие

3. Финансовые

4. Страховые

5. Учетные

6. Административные

Вклад данной школы заключается в том, что они рассматривают управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Они сформировали теорию управления всей организацией.

 

Школа человеческих отношений (с 1950 – ых гг. до настоящего вр.)

 

Основоположником данной школы принято считать Элитена Мейо (1880 – 1945 гг.). Видный вклад в разработку данной школы внесли также:

Г. Мюнстерберг (1983-1916гг)

М.. Л. Фаллет (1868-1933гг)

Д. Макгрегор (1906-1964гг)

Основная цель которую преследовали представители данной школы – повышение эффективности работы организации за счёт лучшего использования человеческих ресурсов. Они провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т.д. Результатом исследований стали выводы: система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда. Школа человеческих отношений доказала, что разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Одновременно с ними важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности. Чтобы эффективно управлять организацией, необходимо осваивать и использовать приёмы управления человеческими отношениями.

В 30-50 гг. 20 века на западе распространились «Неоклассические школы», учитывающие человеческий фактор, как основной элемент эффективного предприятия. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношение между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Характерные производственные эксперименты проводили менеджеры фирмы Бэспипэлектрик (Чикаго, США).

Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди, разработанные менеджерами этой фирмы:

1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Имей бесконечное терпение.

2. Справедливость к подчиненным.

3. Будь вежлив, не демонстрируй раздражение.

4. Краткость.

5. Не делай замечания подчиненным в присутствие третьего лица.

6. Благодарность за хорошую работу.

 

 

Вопросы для повторения:

1. Кто является основоположником научной школы менеджмента?

2. Какие принципы управления были разработаны в рамках научной школы менеджмента?

3. Кто является основоположником административно – классической школы менеджеров?

4. Какие принципы административного управления разработал Анри Файоль?

5. Кто считается основоположником «школы человеческих отношений»?

6. Какую цель преследовали представители школы человеческих отношений?

7. Что доказала «школа человеческих отношений»?

 

 

Лекция № 3.

Характерные черты азиатского, западного и российского стилей менеджмента.

 

Возникновение азиатской модели менеджмента было обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной религиозной философией и мировоззрением. Для стран Азии использование западной модели менеджмента было не только неэффективно, но и нежизнеспособно. В связи с этим возникла необходимость формирования своей специфической модели менеджмента, которую назвали азиатской. Наиболее эффективно и плодотворно разработка новой специфической модели происходила в Японии.

Основные черты японского менеджмента тесно связаны с менталитетом японского народа:

  1. Коллективизм – коллективное, единогласное принятие управленческих решений; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы.
  2. Бережливость – максимальная экономия на системе управления, экономия ресурсов, использование безотходных технологий.
  3. Аккуратность – высокое качество, высокая культура управления, высокая исполнительность, управленческая установка на непрерывный рост качества.
  4. Практицизм – формирование нестандартной системы управления, приведение её в соответствие с конкретными целями и задачами.
  5. Высокая приспособляемость к новизне – быстрая восприимчивость к нововведениям, ориентация на быстрое их внедрение, массовая покупка патентов и лицензий, позволяющая достигать высоких результатов в производстве.
  6. Патернализм. Между менеджерами и подчинёнными складываются личные неформальные отношения, происходит продвижение по службе по старшинству и стажу работы, замедленная оценка работы и служебный рост, руководитель – это отец коллектива, он координирует и контролирует деятельность подчинённых.
  7. Трудолюбие определяет высокую производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жёстких управленческих решений по отношению к персоналу. Производство и деньги – вторичны, религия, вера – цель жизни, религиозные ценности определяют поведение на производстве.

Японский менеджмент оказывает значительное влияние на экономику, что объясняется следующими особенностями:

1) Большей отдачей от изменений в структуре занятости;

2) Увеличением капитала и его лучшим использованием;

3) Большей отдачей от применения новейших идей в производстве товаров и услуг;

4) Переходом ресурсов из сельского хозяйства в промышленность;

5) Непрерывным заимствованием, применением и усовершенствованием идей из других стран мира, включая промышленный шпионаж;

6) Очень эффективной групповой работой и групповыми усилиями;

7) Быстрой реакцией на изменяющиеся условия мирового рынка.

Особенное внимание в Японии уделяется качеству продукции и услуг. Можно выделить следующие особенности японской системы управления качеством:

1. Участие всех звеньев и уровней в управлении качеством;

2. Подготовка кадров и обучение методам управления качеством;

3. Активная деятельность кружков качества;

4. Инспектирование деятельности по управлению качеством;

5. Использование статистических методов в управлении;

6. Существование и активное проведение в жизнь общенациональных программ по контролю качества.

В целом, японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений, согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

Западный стиль менеджмента

Характерными чертами западного стиля менеджмента являются:

  1. Индивидуальная ответственность;
  2. Самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.

Участники англо – американской модели управления: менеджеры, владельцы собственности, акционеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы.

Западный стиль менеджмента не допускает в качестве ключевого инвестора банки или инвестиционные фонды.

Отличительные признаки западного стиля менеджмента:

  1. Нет чувства преданности сотрудников своему рабочему месту;
  2. Решение принимает один руководитель, без помощи своих подчинённых, которые только помогают ему выбрать решение, чаще всего на основе анализа издержек производства, сбыта;
  3. Деловые отношения никогда не совмещаются с личными.

Особенности американского менеджмента:

  1. Бизнесмены действуют прямолинейно;
  2. Прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах;
  3. Не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.

Главной целью американского стиля ведения деловых переговоров является всесторонняя договорённость. Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнёрами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право принять решение и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнёры) прерываются вор время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.

Преимущества американской модели управления:

1. Повышенное внимание уделяется издержкам производства (стремление к их постоянному сокращению);

2. Разработка новых наукоёмких изделий, тщательное проведение НИОКР;

3. Подвижность в использовании технологических процессов, то есть модернизация оборудования и внедрение новых технологических процессов происходит очень быстро;

4. Особое внимание уделяется отдельным деталям и тонкостям процесса производства;

5. Относительно низкая цена рабочей силы.

Отличительные черты немецкого менеджмента:

  1. Дальновидность;
  2. Высокая дисциплина;
  3. Более длительный процесс внедрения новшеств, модернизации производства., что влечёт за собой изменение принятых технологических инструкций.

Специфика немецкой модели управления:

  1. Руководство компанией осуществляется двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Их функции разделены, и никто не может совмещать должности в обеих структурах. Членами правления являются только сотрудники фирмы, наблюдательный совет может частично формироваться работниками (в зависимости от размеров компании);
  2. Численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами;
  3. Данная модель предусматривает ограничение прав акционеров в части голосования;
  4. Банковское финансирование деятельности компаний предпочтительнее акционерного;
  5. Банки имеют право голосования на собраниях.

 

Характерные черты российского менеджмента.

Национальной модели или концепции управления в настоящий момент в России не существует. Менеджмент в России представляет собой симбиоз европейского и азиатского стилей управления.

Причины отсутствия модели и концепции в области менеджмента:

  1. Короткий период существования рыночных отношений в нашей стране по сравнению с зарубежными государствами;
  2. Российские руководители в большинстве своём не обладают знаниями, соответствующими международным требованиям и рыночным условиям;
  3. Многие предприятия работают в тени (т.е. не платят налогов и т.д.);
  4. Криминализация наиболее доходных сфер деятельности;
  5. Высокие налоги на деятельность физических и юридических лиц;
  6. Многонациональность страны, размеры её территории и различия в законодательстве территориальных органов власти усложняют работу организаций, в результате их развитие и расширение сравнимо по сложности и затратам с организацией филиалов за границей.

Характерные особенности российского управления:

1. Неуважение и несоблюдение собственных законов;

2. Отношение к государству как к органу, который несёт на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой;

3. Незащищенность отношений собственности со стороны законодательства;

4. Ориентация на получение краткосрочных выгод, а не на долгосрочное функционирование ввиду нестабильности экономики.

Главный способ мотивации сотрудников в России – экономический (денежный). Данный способ управления позволяет получать колоссальные прибыли в краткосрочный период, но долгосрочное существование такого предприятия невозможно.

Основные группы российских руководителей:

  1. Выходцы из советских руководящих структур (партии, комсомола). В большинстве своём это люди, не имеющие экономического образования и работающие на основе старых диктаторских методов, опирающихся на принуждение. Работники для них – винтики, личность которых не имеет особого значения. Стимулирование деятельности работников осуществляется на основе взысканий и (или) постоянного запугивания. Причины своих проблем такие руководители видят в неудачно сложившихся обстоятельствах или некачественной работе подчинённых. Ответственность за ошибки такие руководители перекладывают на подчинённых.
  2. «Новые русские». Для этой категории руководителей главной целью является быстрое получение прибыли, при этом законности методов, используемых для этого, не придаётся особого значения. К подчинённым такие начальники относятся с пренебрежением и позволяют себе грубость.
  3. Руководители «нового поколения». Им свойственен высокий уровень знаний и образования, на практике применяют современные сведения в области управления. Методы стимулирования работников – преимущественно социально – экономические.
  4. Выходцы из «силовых структур» и приближённые к ним люди. Данная прослойка управляющих появилась в России в последнее десятилетие. Их отличает высокий уровень самодисциплины. Главным условием успешной предпринимательской деятельности они считают лояльность властям.

Вопросы для повторения:

1. Перечислите основные черты японского менеджмента?

2. В чём заключается сущность патернализма по – японски?

3. В чём заключаются характерные черты западного стиля менеджмента?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.