Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 14 Основные методы принятия управленческих решений

Метод – способ, прием выполнения тех или иных действий. Различают следующие методы принятия решений:

1. Неформальный (эвристический).

2. Коллективный.

3. Количественный.

 

Неформальный – основанный на аналитических способностях и опыте руководителя. Это совокупность логических приемов и методов выбора оптимальных решений руководителям путем теоретического (мыслительного) сравнения альтернатив с учетом накопительного опыта, базирующихся на интуиции. Преимущество заключается в том, что решений, как правило, принимаются оперативно. Недостаток заключается в том, что данный метод базируются, как правило, на интуиции, которая не гарантирована от ошибок, т.е. довольно высока вероятность ошибок.

Коллективный:

1. Метод «мозговой атаки», «мозговой штурм» применяется, как правило, при необходимости принятия экстренного, сложного, многопланового решения, связанного с экстремальной ситуацией, требующего от руководителей твердого мышления, умение излагать предложение конструктивно, коммуникабельность, компетентность. Входе «мозговой атаки» предлагаются различные альтернативы, даже такие, которые выходят за рамки обычных приемов и способов реализации подобных ситуаций в обычных условиях.

2. Метод «Дельфы» (г. Дельфа – древний греческий город с проживающими там мудрецами) – многоуровневое анкетирование. Метод заключается, что руководитель объявляет проблему и предоставляет подчиненным возможность формулирования альтернатив. Первый этап формулирования альтернатив проходит без аргументации, т.е. каждым из участников предлагается набор решения. Эксперты оценивают и предлагают подчиненным рассмотреть данный набор альтернатив. На втором этапе сотрудники должны аргументировать свои предложения, варианты решения. Таким образом, анкетирование повторяется несколько раз, пока не будет выбрана наиболее оптимальное решение.

3. Метод «Кингисе» – японская кольцевая система принятия решения, суть которой заключается в том, что на рассмотрение готовиться проект новации. Он передается для обсуждения лицам по списку составляющего руководителя. Каждый должен рассмотреть предлагаемый проект и дать свои замечания в письменной форме. После этого проводится совещание, на которое приглашается сотрудники, чье мнение не совсем понятно, либо выходит за рамки обычного решения. Решения принимается руководителем на основе экспертных оценок с помощью следующих принципов:

а) на основе большинства;

б) применяется принцип «Курно» - каждый эксперт предлагает свое решение, выбор без ущемления.;

в) принцип «Парето» – эксперты образовали единое целое;

г) принцип «Эджворта» - эксперты разбились на несколько групп. Решение принимается то, которое не наносит ущерба.

4. Метод «ринги». Термин «ринги» в «Большом японско – русском словаре» трактуется как «получение согласия на решение проблемы путём опроса без созыва заседания». Процедура «ринги» состоит из ряда этапов:

  1. Первый этап – руководство фирмы совместно с привлечёнными специалистами выдвигает общие соображения на проблему, по которой должно быть принято решение. Например: «Начать выпуск принципиально нового двигателя».
  2. Второй этап – передача проблемы «вниз» - в секцию, где организуется работа над проектом.
  3. Третий этап – «нэмаваси», буквально «обрубание корней», т.е. детальное согласование с исполнителями проекта по всем пунктам готовящегося проекта. В сущности это «сглаживание углов», т.е. ослабление разногласий, отсечение противоположных точек зрения. Подобно тому, как при пересадке дерева садовник проделывает подготовительную работу, обрубая торчащие далеко в сторону корни, принятие решения предваряется обсуждением проблемы всеми заинтересованными лицами и выработкой согласованного подхода к её решению.
  4. Четвёртый этап – проведение целенаправленных совещаний и конференций, на которых обсуждается конкретный путь решения проблемы.
  5. Пятый этап – доработка документа, который называется «рингисё», визирование его исполнителями (каждый должен поставить свою печатку), утверждение документа руководством фирмы.[1]

 

Количественные методы принятия решений:

1. Линейное моделирование.

2. Динамическое программирование.

3. Вероятные и статические модели (метод теории массового обслуживания).

4. Теория игр (моделирование таких ситуаций, принятия решений которых должны учитывать не совпадения интересов подразделений).

5. Имитационные модели, метод экспериментального подтверждения или не подтверждения правильности решения.

 

Основные стили принятия решений:

1. Решение уравновешенного типа.

2. Импульсивное решение.

3. Инертное решение (каждый шаг проверяется не однократно, руководитель ориентировал, как правило, на успех).

4. Рискованные решения.

5. Решения осторожного типа (руководитель данного типа, принимая решение, как

6. правило, более пугается ошибок, не желе радуется успеху).

 

Вопросы для повторения:

  1. Что такое неформальный метод принятия управленческих решений?
  2. В каких случаях применяется метод «мозговой атаки»?
  3. Что такое метод «Дельфы»?
  4. В чём суть метода «Кингисё»?
  5. Назовите основные этапы метода «ринги».
  6. Перечислите количественные методы принятия решений.

 

Лекция № 15 Метод «мозговой атаки»

Это наиболее распространённый метод коллективной подготовки управленческих решений. Суть данного метода – совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений.

Метод «мозговой атаки» включает в себя три стадии:

  1. Стадия подготовки – на этой стадии происходит вынесение проблемы, чёткое определение проблемы, отбор участников «мозговой атаки» и определяется ведущий, специалист, который будет координировать весь ход дальнейших действий.
  2. Стадия поиска решений – ведущий представляет проблему участникам «мозговой атаки» и анализирует её. Далее участники мозговой атаки по очереди начинают высказывать свои соображения по поводу решения данной проблемы. Обсуждение может занять 30 – 40 минут. Очень важно за это время получить как можно больше предложений, пусть даже самых нестандартных. Запрещается во время обсуждений критиковать или осмеивать предложения, так как это может привести к срыву всей работы. Ведущий должен тщательно следить за этим.
  3. Стадия оценки – из числа участников «мозговой атаки выбираются люди, которые войдут в так называемый «комитет по оценке идей». Задача участников данного комитета – отсортировать полученные предложения на три группы:

a) Решения сразу пригодные к реализации;

b) Решения, пригодные к реализации после доработки;

c) Очевидно непригодные решения

Основное условие «мозговой атаки» -создание обстановки, максимально приятной для свободного генерирования идей. Только в таких условиях можно добиться результата.[2]

 

Вопросы для повторения:

  1. Назовите основное условие «мозговой атаки».
  2. Какие стадии включает в себя метод «мозговой атаки»?

 

 

 


 

Очевидно непригодно

 

       
   
Пригодно после обработки
 

 


Лекция № 16 Принцип Парето и Эйзенхауэра в принятии управленческий решений. Анализ АБВ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.