Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кинематика и КПД передачи

В червячной передаче в отличие от зубчатой окружные скорости v1 и v2 не совпадают по направлению (направлены под углом скрещивания, обычно 90°) и различны по величине. Поэтому начальные цилиндры передачи в относительном дви­жении скользят, а не обкатываются, и передаточное отношение не может быть выражено отношением d2/d1.

Передаточное отношение. За один оборот червяка зуб колеса, контактирующий с его некоторым витком, переместится по окружности на величину подъема витка и колесо повернется на угол , равный Следовательно, передаточное отношение червячной передачи

откуда видно, что передаточное отношение и не зависит от диаметра червяка, обычно и = 2060 - в силовых передачах и и 300 - в кинематических цепях приборов и делительных механизмов.

Скольжение в червячном зацеплении. Витки червяка сколь­зят при движении по зубьям колеса. Когда точка контакта совпадает с полюсом зацепления, относительная скоростьнаправлена по касательной к винтовой линии витка червяка (рис. 21.5). В этом положении окружная скорость червяка и окружная скорость колеса связаны со скоростью скольжения соотношениями

 

Рис. 21.5. Связь скоростей в передаче Рис. 21.6. Контактные линии в передачах с червяком

цилиндрическим (а) и глобоидным (б)

Так как угол подъема < 30°, то в червячной передаче v2 < v1 ,а скорость скольжения

> v2. Большое скольжение является причиной износа и заедания передач, снижает их КПД.

Отметим, что на условия смазывания и износ передачи существенно влияет расположение контактных линий. В передаче с цилиндрическим червяком криволинейные контактные линии (рис. 21.6, а) образуют с вектором скорости скольжения небольшой угол. В результате создаются неблагоприятные условия для смазывания. Контактные линии в глобоидной передаче, располагаясь почти вертикально (рис. 21.6, б), способствуют лучшему смазыванию зубьев и, как следствие, повы­шению несущей способности передач.

Для уменьшения износа материалы червяка и колеса должны образовать антифрикционную пару (имеющую минимально возможный коэффициент трения). Червяки обычно изготов­ляют из стали, а колеса — из бронз (оловянистых и безоловянистых). В тихоходных передачах используют колеса из антифрикционного чугуна.

КПД червячной передачи определяют так же, как для винтовой пары, так как условия трения у них примерно одинаковы (см. с. 388):

(21.1)

здесь 0,95 — множитель, учитывающий потери энергии на пере­мешивание масла при смазывании окунанием; — угол тре­ния, (f — коэффициент трения).

Коэффициент трения f зависит от скорости скольжения, для бронзовых колес при

Из формулы (21.1) следует, что КПД передачи возрастает с увеличением числа витков (заходов) червяка (увеличивается угол подъема ) и с уменьшением коэффициента трения f.

В предварительном расчете можно принимать:

......... 1 2 3,4

.........0,7-0,75 0,75-0,82 0,87-0,92

 

Невысокий КПД свидетельствует о том, что в червячной передаче значительная часть энергии превращается в теплоту. Вызванное этим повышение температуры ухудшает защитные свойства масляного слоя, увеличивает опасность заедания и выхода передачи из строя.

Для предотвращения чрезмерного повышения температуры масла оценивают тепловой баланс между тепловыделением и теплоотдачей и при необходимости принимают меры по уменьшению тепловыделения или увеличению теплоотдачи. В первом случае за счет ограничения глубины погружения червяка в масло, применения маслоразбрызгивающих колец, верхнего размещения червяка и др. уменьшают потери на разбрызгивание и размешивание масла. Повышают также КПД передачи путем уменьшения шероховатости витков червяка, сни­жения коэффициента трения в контакте за счет подбора масла.

Теплоотдачу улучшают увеличением поверхности охлаждения деталей корпуса (оребрением), искусственным охлаждением корпуса (обдувом вентилятором), применением циркуляцион­ной системы смазывания (с подачей охлажденного масла в зоны контакта через струйные сопла).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гост 2144-76 | Расчет на прочность червячных передач
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.