КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности работы подшипников
Условия работы подшипников зависят от характера контакта цапфы с подшипником, определяемого преимущественно наличием и типом смазочного материала (фазой промежуточного тела: твердой, жидкой, газообразной), действующей нагрузкой, частотой вращения цапфы и состоянием (физико-механическими характеристиками) контактирующих поверхностей. Подшипники с непосредственным контактом поверхностей трения используют редко. Основное применение имеют подшипники с контактом поверхностей через слой масла. В зависимости от толщины слоя смазочного материала различают жидкостное и полужидкостное трение. При жидкостном трении поверхности цапфы и подшипника разделены слоем смазочного материала толщиной h > Rzц + Rzп (26.) где Rzц и Rzn — высота микронеровностей поверхностей цапфы и подшипника, мкм. Так как непосредственный контакт отсутствует, то трение (сопротивление движению) в подшипнике определяется законами гидродинамики. Коэффициент жидкостного трения не превышает 0,005, и износ практически отсутствует. При полужидкостном трении условие (26.1) не выполняется. Вершины микронеровностей будут контактировать через пленку смазочного материала или непосредственно. Сопротивление движению в этом случае зависит как от качества смазочного материала, так и от материала трущихся поверхностей. Коэффициент полужидкостного трения для подшипников из распространенных антифрикционных материалов может достигать 0,1. Полужидкостное трение сопровождается изнашиванием контактирующих поверхностей. Существенно, что в одном и том же подшипнике (при неизменном смазочном материале) с изменением частоты вращения (или нагрузки) полужидкостное трение сменяется жидкостным и наоборот. Исследования условий работы подшипников скольжения показали, что при неизменной радиальной нагрузке и малой частоте вращения вала смазочный материал вытесняется из зоны контакта (рис. 26.2, а) и устанавливается режим полужидкостного трения. На этом режиме эксцентриситет е цапфы и подшипника максимальный: где dn и d — диаметры подшипника и цапфы; б - диаметральный зазор в подшипнике. По мере увеличения частоты вращения происходит снижение (до некоторого минимального значения) коэффициента
Гиг. 26.2. К гидродинамическому расчету подшипников Рис. 26.3. Зависимость коэффициента трения в подшипнике скольжения от угло-вой скорости цапфы (зона 1 — область полужидкостного трения; зона 2 — область жидкостного трения)
трения в подшипнике f = MT/(Frr), где Мт — момент трения в подшипнике при действии радиальной силы Fr; r — радиус вала (рис. 26.3). Начиная с некоторой угловой скорости w = wкр, при которой коэффициент трения f = fmin, вал отходит от подшипника («всплывает»), занимая новое положение (см. рис. 26.2, б) с меньшим эксцентриситетом цапфы и подшипника. Последующее увеличение угловой скорости, уменьшая эксцентриситет, приводит к увеличению коэффициента трения (см. рис. 26.3). Нарастающее гидродинамическое давление удерживает вал на «масляном клине» (см. рис. 26.2, б, на котором показан зазор клиновидной формы между цапфой и подшипником и распределение давлений в этом зазоре). Наименьший зазор между цапфой и подшипником
Механика взаимодействия цапфы подшипника через слой масла рассматривается в гидродинамической теории трения. Установлено, что в подшипнике с заданной геометрией толщина масляного слоя в клиновом зазоре возрастает с увеличением вязкости смазочного материала и угловой скорости цапфы. Толщина слоя уменьшается с увеличением нагрузки. § 3. КОНСТРУКЦИИ И ВИДЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОДШИПНИКОВ Конструкции подшипников разнообразны и зависят от конструкции механизма и машины (прибора) в целом, условий монтажа, демонтажа и эксплуатации. Опоры приборов работают при небольшой нагрузке, для них не существует проблемы заедания или быстрого изнашивания. Поэтому отверстия в корпусах и платах часто Рис. 26.4. Конструкции опорных узлов приборов
Рис. 26.S. Опоры на центрах (а) и на кернах (6) используют в качестве подшипников. Оси устанавливают обычно в двух подшипниках (рис. 26.4, а), а в жестких плитах оси нередко размещают и в одном подшипнике (рис. 26.4, б). В последнем случае длина подшипника l = (5 - 6) d и в средней части выполняют выточку (рис. 26.4, в). Наиболее распространены опоры с неподвижной осью (см. рис. 26.4, б) и с подвижной осью (рис. 26.4, в). В механизмах используют опоры на центрах и опоры на кернах (рис. 26.5, а и б). Для уменьшения трения в опорах на центрах угол 2а = 60°. Цапфы таких опор изготовляют из сталей У8А, У12А и др. с закалкой до твердости HRC 50 — 60, а также из латуни ЛАЖ60-1-1 и оловянистых бронз; втулки (подшипники) — из тех же сталей и сплавов, а также камня и агата. Керны изготовляют в форме цилиндрических осей диаметром 0,25 — 2 мм, их конические концы закругляют по сферической поверхности радиусом r к = 0,01- 0,2 мм. Подшипники (подпятники) выполняют с втулками из камня, радиус сферы здесь делают большим: гn = 0,1- 1 мм. Для удобства сборки и разборки, а также возможности регулировки зазоров используют винты, фиксируемые гайкой. Для компенсации износа и температурных деформаций один из подшипников поджимают пружиной (см. рис. 26.5, а). Подшипники скольжения нагруженных механизмов кроме корпуса и цапфы содержат, как правило, вкладыш из антифрикционного материала (для экономии дорогостоящих цветных металлов и улучшения ремонтоспособности). Часто вкладыши размещают непосредственно в корпусе (станине, раме) механизма. Применяют также подшипники с автономными разъемными и неразъемными корпусами (рис. 26.6, а и б). Подшипники выполняют с лапами или фланцами для закрепления с помощью болтов на корпусах (рамах). Разъемный подшипник (см. рис. 26.6, б) состоит из корпуса 1, крышки 2, вкладыша 3, крепежных болтов с гайками 4 и масленки 5. Разъем вкладыша делают по его диаметру,
Рис. 26.6. Автономные подшипники скольжения: а — неразъемный; б — разъемный б)
а разъем корпуса — ступенчатым. Уступ в ступенчатом разъеме препятствует поперечному сдвигу крышки относительно корпуса подшипника. Разъем вкладыша рекомендуется выполнять плоскостью, перпендикулярной к радиальной нагрузке. Корпуса подшипников выполняют из чугуна СЧ 15, стали и др. Вкладыши изготовляют из материалов с высокими антифрикционными свойствами, твердостью, хорошей теплопроводностью, прирабатываемостью и смачиваемостью смазочными материалами. Наиболее распространенными материалами вкладышей являются высокооловянистые баббиты Б16 и Б83, бронзы БрОФ10-1, БрОбЦбСЗ, БрАЖ9-4, антифрикционные чугуны АСЧ-2 и др. Вкладыши малонагруженных и низкооборотных механизмов изготовляют из металлокерамики, пластмасс. От осевого перемещения вкладыши фиксируют с помощью винтов (рис. 26.7, а, б) и штифтов. В ряде случаев антифрикционный материал заливают в пазы (рис. 26.7, в) или напыляют на поверхность основы вкладыша из дешевого материала. Виды повреждений подшипников. Заедание является распространенным видом повреждения подшипников скольжения.
Рис. 26.7. Фиксация вкладышей в подшипнике
Оно происходит в результате нарушения теплового равновесия и, как следствие, перегрева подшипника. Теплота, образуемая в подшипнике при вращении цапфы, отводится смазочным материалом через вал, корпус и передается окружающей среде. На установившемся режиме температура работы подшипника определяется равенством выделяющейся и отведенной теплоты. Эта температура не должна превышать значений, допускаемых для материала подшипника и сорта масла. С повышением температуры понижается вязкость масла, разрушается масляная пленка на поверхности деталей и может произойти их сваривание (заедание) или расплавление подшипника. Износ цапфы и подшипника в процессе работы является другой распространенной причиной нарушения работы подшипника и механизма в целом. Иногда под действием переменных и ударных нагрузок антифрикционные покрытия и вкладыши подшипников разрушаются.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |