КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды разрушений и основные расчетные случаи
Опыт эксплуатации показывает, что разрушение соединений (при статических и переменных нагрузках) происходит, как правило, из-за разрушения болтов и шпилек по резьбовой части. Реже встречаются разрушения болтов под головкой и срез витков резьбы в гайке (корпусе) и на болте (шпильке). Для обеспечения надежной работы соединений их расчет и проектирование проводят, как обычно, в три этапа: 1) предварительный расчет и определение диаметра резьбы болта (шпильки); 2) конструирование соединения; 3) проверка прочности (оценка надежности) соединения. Предварительный расчет. Можно указать следующие случаи нагружения резьбовых соединений, наиболее часто встречающиеся на практике (рис. 32.16). 1. Болт (шпилька) установлен в отверстие корпусных деталей с зазором и затянут. Соединение нагружено внешней продольной силой F (см. рис. 32.16, а). Полагают, что вся внешняя нагрузка воспринимается болтом. Тогда в наименьшем сечении стержня болта по внутреннему диаметру резьбы будут действовать растягивающие напряжения
Таблица 32.3. Отношение т для резьбовых соединений (d — наружный диаметр резьбы) Постоянная нагрузка Переменная нагрузка Сталь от 0 до max d =6 / 16MM d = 16 / 30 мм d =6 / 16мм d= 16 / 30 мм Углеродистая 0,20-0,25 0,25-0,40 0,08-0,12 0,12 Легированная 0,15-0,20 0,20-0,30 0,10-0,15 0,15
Касательные напряжения в стержне болта от затяжки обычно снимаются при действии внешней нагрузки благодаря раскручиванию стержня. Поэтому условие прочности стержня болта по допускаемым напряжениям Из этого условия и равенства (32.11) внутренний диаметр резьбы болта по заданному внешнему усилию можно найти по формуле (32.12)
В табл. 32.3 приведены величины допускаемых напряжений в долях от предела текучести материала болта, а в табл. 32.4 даны значения для резьб различных диаметров. 2. Болт установлен в отверстие соединяемых деталей без зазора (рис. 32.16, б), и соединение нагружено поперечной силой. Разрушение его может произойти (подобно заклепке) в результате среза болта в сечении стыка деталей'. Условие прочности стержня болта по допускаемым напряжениям имеет вид
где [] — допускаемое напряжение на срез МПа; (0,2 /0,3) (— предел текучести материала болта, см. табл. 32.1); dc — диаметр стержня болта. Диаметр стержня болта определяют из этого условия по формуле
Таблица 32.4. Соотношение величины наружного диаметра d, шага Р и внутреннего диаметра резьбы по ГОСТ 8724-81 (размеры в мм)
Область применения таких соединений ограничена в основном соединениями тонколистовых конструкций (авиа-, судостроение и др.) по технологическим соображениям. Сложность изготовления беззазорного соединения в условиях производства вынуждает устанавливать болты с небольшим натягом (до 0,015 dQ), что существенно удорожает сборку соединений. 3. Болт установлен в отверстие соединяемых деталей с зазором (рис. 32.16, в). Соединение нагружено поперечной силой. Взаимная неподвижность деталей соединения может быть обеспечена силами трения на стыке, а для этого на стыке должны быть нормальные усилия от затяжки. Условие взаимной неподвижности деталей соединения (32.14) где FTp — сила трения; (32.15)
— сила затяжки соединения; f —коэффициент трения на стыке деталей; f = 0,1 /0,2 - для необработанных стыков. Усилие вызывает в сечении болта по внутреннему диаметру резьбы напряжения растяжения и кручения (см. с. 507) и условие прочности болта по допускаемым напряжениям примет вид
(32.16) С учетом условий (32.14) — (32.16) диаметр резьбы на стержне болта (32.17) Проверочный расчет. Расчет выполняют для соединений, работающих при переменной внешней растягивающей нагрузке, вызывающей разрушение болтов. Запас прочности резьбового соединения по переменным напряжениям
(32.18) где — амплитуда напряжений, вычисляется по формуле (32.8); - предел выносливости резьбового соединения (табл. 32.5); Таблица 32.5. Значениядля болтовых соединений ври
здесь — предел выносливости гладкого стандартного образца (из материала болта) при растяжении; - коэффициент, учитывающий влияние масштабного эффекта:
Резьба……………. М 6 М8 М10 М12-М24 ……………. 1 0,75 0,7 0,65 — эффективный коэффициент концентрации напряжений; В этом соотношении: q — коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений; — теоретический коэффициент концентрации напряжений. Отметим, что в зависимости (32.18) среднее напряжение не учитывается, так как экспериментально установлена независимость предела выносливости резьбовых соединений от величины среднего напряжения при Значения пределов выносливости соединений для некоторых распространенных материалов болтов даны в табл. 32.5.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |