Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс становления и развития интрапренерства




Процесс становления интрапренерства представляет собой цепь действий, результатом которой является создание на традиционном предприятии возможностей для предпринимательской деятельности. Его следует рассматривать как одно из направлений развития базового предприятия.

В соответствии с основными фазами становления интрапренерства весь процесс по трансформации базового предприятия в предприятие предпринимательского типа можно разбить на следующие стадии:

1. Анализ предпосылок для становления предпринимательства.

2. Создание условий для формирования предпринимательской структуры.

3. Создание предпринимательской структуры.

4.Формирование системы взаимосвязи и взаимодействия партнеров в рамках интрапренерства.

Предприятие является сложной экономической производственной системой, которая описывается множеством партнеров. Последовательное изменение параметров базового объекта следует рассматривать как траекторию развития данной системы. В процессе становления интрапренерства базовое предприятие проходит следующие фазы развития:

1 – начальная фаза – предприятие традиционного типа;

2– предприятие, на котором созданы условия для создания предпринимательской структуры;

3 – предприятие, на котором создана предпринимательская структура;

4 – предприятие, функционирующее на основе интрапренерства.

На рисунке 4.2 представлены способы создания предпринимательских структур на действующих предприятиях.

 


Рисунок 4.2 – Способы создания предпринимательских структур

 

Так, образование предпринимательской структуры путем выделения для предпринимательской деятельности структурного (или структурных) подразделения базового предприятия возможно только тогда, когда она имеет резервы производственной мощности и есть потенциальный спрос на их продукцию. Создание предпринимательской структуры на основе выделения отдельных резервов (производственных площадей, производственного оборудования и т.д.) целесообразно, когда на их основе возможна реализация перспективной предпринимательской идеи. Причем при выборе базового элемента необходимо учитывать его экономическую значимость.

При выборе способа образования путем выделения необходимо учитывать наличие достаточно автономных производственных структур, которые можно освободить от основного производства и рассматривать как резерв.

Создание новой предпринимательской структуры на пустом месте целесообразно при наличии перспективной предпринимательской идеи и финансовых ресурсов (собственных или заемных).

Покупка предпринимательских структур и их трансформация целесообразна в том случае, когда есть финансовые ресурсы и возможности реализации на базе этих структур перспективной предпринимательской идеи.

Выделение базы для создания предпринимательских структур тесно связано с целями, которые ставит предприятие при развитии интрапренерства. Из множества возможных целей предпринимательства выделяются наиболее актуальные, значимые. Очевидно, на первое место можно поставить необходимость выживания, на второе - потребности в переходе на новую продукцию, на третье - возможность получения дополнительной прибыли за счет более эффективно использующихся ресурсов.

Если главной целью является выживаемость, то очевидно, что финансовых ресурсов нет, и при создании предпринимательской структуры главным является коммерциализация имеющихся ресурсов через их приобщение к предпринимательской деятельности, то есть создание предпринимательских структур на их основе.

Этот же способ является предпочтительным, если главной целью является получение дополнительной прибыли (при отсутствии финансовых резервов).

Выбор методов создания предпринимательской структуры включает следующие элементы:

1. Устанавливаются цели развития предпринимательства.

2. Анализируется значимость целей и выделяются главные из них.

3. Определяются резервы ресурсов базового предприятия.

4. Оценивается экономическая значимость основных ресурсов.

5. Определяются базовые ресурсы, наиболее предпочтительные с точки зрения достижения главной цели.

6. Устанавливается метод создания предпринимательской структуры, позволяющий наиболее эффективно достичь поставленной цели.

В качестве вариантов организационно-правового статуса могут рассматриваться:

– хозрасчетное структурное подразделение предприятия;

– филиал предприятия;

– общество с ограниченной ответственностью;

– акционерное общество закрытого типа;

– акционерное общество открытого типа.

Их выбор объясняется тем, что партнерские отношения, вклад каждого участника и его права и обязанности (предприятия и интрапренеры) четко фиксируются договором.

Возможны следующие варианты специализации предпринимательских структур:

– выполнение работ, технологически дополняющих основное производство;

– выпуск продукции, обладающей конструктивно-технологическим подобием с основной;

– выпуск продукции на сырье, отходах базового предприятия;

– выпуск продукции в рамках диверсификации основного производства;

– оказание услуг по продвижению продукции основного производства, по ее сервисному обслуживанию.

По масштабу предпринимательства структура может быть отнесена к мелкому, среднему и крупному бизнесу.

Способ организации взаимосвязи и взаимодействия базового производства и предпринимательской структуры должен соответствовать целям интрапренерства, значимости и характеру участия базового предприятия в их создании и обеспечивать интересы партнеров по внутрифирменному предпринимательству: предприятия и предприниматели.

Новые компании создаются как юридические лица, как компании, выделившиеся из состава родительской компании, что позволяет им полнее использовать свой потенциал. В данном случае, предпринимателям не нужно спорить со своими начальниками или защищаться от стороннего вмешательства.

Наоборот, создающиеся внутри фирмы новые технологические компании пользуются всеми преимуществами ресурсов материнской организации, ее торгового имени и авторитета. Автономия для новой технологической компании означает независимость. Вместе с тем следует иметь ввиду, что главным препятствием на пути к предпринимательству является уже действующее предприятие. Организациям, желающим воспользоваться преимуществами разработки новой продукции и услуг силами внутрифирменных предпринимателей, нужно сначала изменить свои взгляды, обновить концепцию деятельности и ослабить контроль в интересах скорости действий. Быстро использовать новые технологии и рыночные возможности корпорациям помогает новый системный хозяйственный подход к управлению проектами по разработке новой продукции и услуг.

Корпорациям следует терпимее относиться к ошибкам, поощрять предпринимательство не только на словах, но и создавая условия, в которых люди могут проявить себя как предприниматели. Руководители высшего звена должны быть готовы к появлению и управлению конфликтом между основным направлением деятельности организации и деятельностью группы, отвечающей за радикальную инновационную деятельность. Если направление работы нового предприятия значительно отличается от направления родительской компании, может потребоваться разорвать культурные связи.

Недостаточно, однако, иметь хорошую исследовательскую, конструкторскую и инновационную базу. Процесс приводится в движение только благодаря лидерству. Руководителей проектов следует подбирать с учетом их знания техники, рынка и производства, а также наличия лидерских качеств. Организациям следует также создавать среду, позволяющую лидерам действовать в качестве исполнительных руководителей и вносить свой вклад в реализацию стратегии корпорации.

Для реализации предпринимательского подхода к управлению проектами, подразумевающего понимание динамики рынка и конкуренции, организации может потребоваться радикальное изменение критериев оценки проектов и системы контроля. В центре внимания хозяйственно-ориентированного контроля должны находиться рыночные показатели, сроки и коэффициент окупаемости инвестиций, а не мертвые цифры спецификаций и ограничений. Организации должны преодолеть соблазн управления новыми предпринимательскими компаниями с помощью логики производственного плана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.