Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение, функции, структура бизнес-плана

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. В нашей стране необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне, и в настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Бизнес-план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения и дополнения, связанные с переменами во внутренней и внешней средах предприятия.

Любой предпринимательский проект требует тщательного изучения с научно-технической, экономической, коммерческой, социальной точек зрения. Будущему инженеру, программисту, менеджеру важно уверенно владеть приемами и методами технико-экономического обоснования, сопоставления альтернативных вариантов, анализа чувствительности обобщающих финансово-экономических показателей проекта, оценки риска.

Мировой опыт свидетельствует, что бизнес-план – документ общепринятый в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие «бизнес-план» появилось в начале 90-х годов и с тех пор прошло своеобразную эволюцию: первоначально бизнес-план рассматривался лишь как инструмент, позволяющий привлечь иностранные инвестиции; на сегодняшний же день необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне и используется для обоснования деятельности всех предпринимательских структур. Важнейшей вехой в процессе развития бизнес-планирования явились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана: Success, Project Expеrt for Windows, Pro-Invest-consulting и т.д.. Основные преимущества бизнес-планирования деятельности фирмы представлены на рисунке 5.1.

За последнее время у нас в стране возник повышенный интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по данному вопросу практически не рассматриваются вопросы определения места бизнес-плана в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия. Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности.

Бизнес-план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планом предприятия и его годовым планом маркетинга. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для стратегических хозяйственных центров на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времени

 

 


Рисунок 5.1 – Преимущества бизнес-планирования деятельности фирмы

 

.

Другой общей чертой этих двух планов является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей. Бизнес-план, как и план маркетинга, основан на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако первый не содержит программ действий, что является характерной особенностью планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения. Однако констатация данной стратегии не сопровождается планом разработки нового продукта. Разработка бизнес-планов приобрела особую актуальность в нашей стране в последнее время в связи с открытием финансирования отдельных проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных инвесторов. Обязательным документом для участия в конкурсе проектов является бизнес-план организаций, принимающих участие в таком конкурсе. Цель разработки бизнес-плана – подтвердить с помощью конкретных расчетов и анализа эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Бизнес - план может выполнять следующие функции (рисунок 5.2).

Бизнес-план позволяет:

1) охарактеризовать технический, производственный, кадровый и экономический потенциал действующего или создаваемого предприятия, а также состояние рынков, с которыми оно связано;

2) сформулировать цели, задачи и стратегию предстоящей деятельности с учетом возможных трудностей;

3) оценить потребность в финансовых ресурсах, затраты на производство, сбыт, управление, научные исследования, разработки и ожидаемую прибыль.

Бизнес-план необходим менеджерам и производственникам, поставщикам, банкам и инвесторам для эффективного решения организационно-экономических вопросов, возникающих при техническом, материальном, трудовом, финансовом и правовом обеспечении производства и реализации продукции. В нем обосновывают идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

 

 

 


Рисунок 5.2 – Основные функции бизнес-плана

 

Бизнес-план предприниматель составляет, с одной стороны для себя, чтобы обрести уверенность в успехе операции, и, с другой стороны – для демонстрации тем лицам, которые должны убедиться, что задуманное дело – надежное.

Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы строгим образом, при его составлении нет надобности соблюдать определенную, заданную форму документа и применять установленную систему показателей. Однако общепринято составлять бизнес-планы, придерживаясь определенной структуры, перечня разделов и их содержания.

Чаще всего в бизнес-плане присутствуют следующие основные разделы:

– сведения о фирме и ее бизнесе (общее резюме);

– описание продукта, товара, услуги, являющихся редметом бизнеса;

– анализ намечаемого рынка сбыта товаров и услуг;

– мероприятия в области продвижения товара на рынок; организация и управление производством;

– финансовое обеспечение бизнес-операции;

– планы дальнейшего развития бизнеса и выводы.

Первый раздел бизнес-плана призван дать заинтересованным лицам представление о фирме, об истории ее зарождения, развития. Перечисляются рынки, на которых фирма работает.

При описании предпринимательского продукта фиксируются основные характеристики товара, описывается целевое назначение продукта и область его применения. Отражаются преимущества, уникальные свойства продукции в сравнении с аналогичными товарами конкурентов, кроме того, указывается прогноз цен.

При анализе рынка устанавливается прогнозируемый объем продаж продукта. Осуществляется сегментация рынка. Итогом данного раздела должен стать вывод о том, где, кому, в каком объеме предприниматель сможет продавать продукт своей деятельности и что придется сделать для обеспечения намечаемого объема сбыта.

В бизнес-плане предусматриваются меры, обеспечивающие продвижение товара на рынок. Привлечь покупателя можно с помощью рекламы, выставок, распространения информации о товаре. Может быть предусмотрена гибкая политика ценообразования, гарантийное обслуживание и сервис.

В разделе «Организация и управление производством» содержаться следующие сведения: место расположения объектов производства, оборудование для производства и транспортировки товаров, технология производства и используемые мате- риалы, средства контроля качества, источники сырья и материалов, количество и качество рабочей силы.

Финансовый раздел бизнес-плана призван дать представление о потребностях планируемых предпринимательских операций в финансовых ресурсах, источниках и способах их получения.

В итоговом разделе обобщаются результаты деятельности фирмы, анализируется прибыльность планируемых операций, содержится анализ проблем и риска.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Порядок разработки бизнес-плана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.