Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательства

Деловая этика – один из стержневых элементов культуры предпринимательства. Деловая этика – это система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро- и макроуровнях рыночных отношений. В основе деловой этики лежит учение о роли морали и нравственности в деловых отношениях, которые отражают материальные условия жизни общества.

Задачами деловой этики являются:

– изучение исторического опыта в области деловых отношений;

– анализ влияния религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение субъектов;

– изучение взаимовлияния корпоративной и универсальной этики;

– интеграция с международной культурой предпринимательства;

– изучение проблем социальной ответственности бизнеса;

– моральное и нравственное воспитание субъектов предпринимательской деятельности;

– выработка этических принципов по отдельным деловым ситуациям.

Современная деловая этика основывается на следующих важных положениях:

1) наивысшая производительность и прибыль не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;

2) конкуренция должна осуществляться по честным правилам;

3) созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы исключить появление деклассированных слоев населения; техника должна служить человеку, а не человек технике; разумные формы участия служащих в делах предприятия не только увеличивают желание трудиться лучше, но и развивают чувство ответственности;

4) экономика в отличие от религии ориентирована не на нравственное регулирование, а на распределение материальных благ, однако она везде, где это диктуется общественными интересами, должна подчиняться действующим моральным нормам.

Знание норм и правил деловой этики не порождает привычек в поведении. Сама мораль непосредственно не стимулирует этичного поведения субъектов предпринимательской деятельности. Лучший способ обеспечения этичных действий предпринимателя состоит в воспитании в людях чувства моральной ответственности за содеянное. Чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в практику работы всех занятых на предприятии. В современной мировой экономике существуют способы, по средствам которых можно внедрить этический нормы. К ним относятся: этические нормативы, этические кодексы, комитеты этики, тренинг, социальные аудиты, юридические комитеты, сотрудники службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам, изменения в организационной структуре. Рассмотрим каждый из способов подробнее.

Первый способ – разработка этических нормативов, т. е. системы общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Цель создания нормативов – установление нормальной нравственной атмосферы в коллективе.

Второй способ – разработка внутренних этических кодексов – норм и правил общения служащих с клиентами, поставщиками, сотрудниками и представителями власти. Кодекс дает общий ориентир в тех случаях, когда трудно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента организации. Этический кодекс может помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда просят или приказывают своим подчиненным совершать не только не этичные, но даже незаконные поступки.

Третий способ – создание комитетов по этике или наем специалиста по этике бизнеса (адвокат по этике). Его роль – выработка суждений по этическим вопросам. Этический комитет организации имеет определенный набор функций:

1. Вынесение этических вопросов для обсуждения правлением.

2. Доведение основных требований этического кодекса до сведения всех управляющих и рядовых сотрудников.

3. Поддержка кодекса путем разработки санкций.

4. Анализ и пересмотр кодекса.

5. Составление отчетов о деятельности комитета для совета директоров.

6. Обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями советников по этическим вопросам.

Четвертый способ – это обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. Управленческий этический тренинг включается в общую программу подготовки менеджеров низового и среднего звена. Цель тренинга – снабжение среднего звена менеджмента набором готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

Пятый способ – проведение социального аудита (ревизии) для составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Социальный аудит – это попытка оценивать социальное поведение предприятий в общественной среде, он призван дать информацию о том, в какой степени действия организации соответствуют ожиданиям общества. Задача социального аудита в основном сводится к тому, чтобы определить, насколько данная организация удовлетворяет государственным нормам здравоохранения, безопасности или контроля за загрязнением окружающей среды.

Шестой способ – создание юридического комитета, занимающегося контролем за соблюдением организацией законов и подзаконных актов по всем направлениям деятельности. Часть работы такого комитета касается и наблюдения за соответствием действий организации законам и подзаконным актам, носящим этический характер: по охране окружающей среды, защите прав человека.

Седьмой способ – создание специальной службы по урегулированию деловых проблем. Обычно сотрудники таких служб рассматривают жалобы и претензии по этическим вопросам, поступившие как со стороны, так и изнутри – от работников данной корпорации.

Восьмой способ предусматривает внутренние структурные изменения. Они осуществляются с целью приспособления к этическим требованиям и затрагивают, в первую очередь, аспекты организационной культура и связанные с ней организационно-управленческие элементы. Лишь немногие предприятия используют данный способ.

В заключение следует отметить, что эффективность способов внедрения норм и правил деловой этики не в последнюю очередь зависит от качеств налоговой политики, стабильности правового регулирования экономики, повышения правовой культуры предпринимателей, формирования в обществе положительного имиджа предпринимателей и обучения этическим основам бизнеса, в том числе – деловому этикету.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы предпринимательской культуры | Деловой этикет предпринимателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.