КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие системы права, ее черты
Классификация (виды) норм права. Нормы права можно классифицировать по различным основаниям. Классификации позволяют лучше понять и изучить содержание правовых норм, а также это является условием правильного их толкования. Классификации: По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права подразделяются: Исходные (отправные, учредительные). Нормы – правила поведения. Исходные (отправные, учредительные) – это нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений. Это правовые нормы наиболее общего характера. Они закрепляют правовой режим общественной жизни, а также цели, задачи, принципы, приделы и методы правового регулирования, а также правовые категории и понятия. Норм права – правила поведения они непосредственно регулируют общественные отношения, наделяя стороны взаимными субъективными правами и обязанностями. Исходные в свою очередь подразделяются: Нормы – нормы начала. Это нормы, которые конституционно закрепляют основы политики, экономики, государственного устройства, а также права и свободы граждан. Нормы – принципы (декларативные нормы). Они определяют исходные начала права. Нормы – понятия (определения, дефиниции). Они закрепляют в законах те или иные юридические понятия, что имеет важные значения для правильного правопонимания. Определительно-установочные нормы. Они определяют цели, задачи отдельных отраслей права и способы и приделы правового регулирования. Оперативные нормы. Они определяют даты вступления в силу и даты прекращения действия нормативных правовых актов. В свою очередь оперативные нормы подразделяются: Правотворческие. Их функции заключаются в отмене или продлении срока действия нормативно – правового акта. Внутриорганизационные. Их цель обеспечивания единства и целостности системы права, и её внутренние согласованности. Конкретизирующие нормы. Они уточняют, детализируют содержание более общей норм. Экспериментальные. Это модель прототип, проект будущего закона. Коллизионные. Они регламентируют порядок выбора между нормами, когда имеются какие-то противоречия. Коллизионные нормы в свою очередь подразделяются: Темпаральные. Они разрешают коллизии между нормами разного времени действия (нормы с обратной силой). Пространственные. Разрешают коллизии между нормами, действующие в различных пространствах (территории). Иерархические. Они разрешают коллизии между нормами с различной юридической силой. Это нормы разрешающие споры между общей и специальной нормой, здесь действует принцип: специальный закон отменяет действие общего закона. По отраслевой принадлежности: Хозяйственные Гражданское Трудовое Аграрное… По предмету правового регулирования: Нормы материального права. Они закрепляют права и обязанности субъектов права (нормы уголовного, гражданского права). Нормы процессуального права. Они регламентируют порядок реализации норм материального права (уголовно-процессуальное право и т.д.). По методу правового регулирования: Императивные нормы. Они не допускают никаких отклонений и свободы усмотрения и содержат категорическое повелительное предписание. Диспозитивные. В научной литературе имеются два варианта понятий диспозитивных норм: Нормы, которые предоставляют субъектам возможность выбора вариантов поведения. Нормы, которые вступают в силу в случае, если субъекты права не урегулировали свое поведение в рамках предоставленных им полномочий и не заключили соответствующего соглашения. Этим нормам присуще формула «если иное не установлено договором» (статья 581 ГК РБ: «Если срок договора аренды в договоре не определен, то он считается заключенным на неопределенным срок»). Вариантные. Они предлагают субъектам варианты поведения). По способу воздействия на общественные отношения: Управомочивающие. Они определяют правомочие субъекта. Запрещающие. Они запрещают совершать определенные действия либо бездействия. Обязывающие. Они устанавливают обязанности совершения определенного действия. По назначению: Регулятивные. Они предназначены для регулирования общественных отношений путем наделения сторон взаимными правами и обязанностями. Охранительные. Их цель обеспечить действия регулятивных норм. По юридической силе: Конституционные. Обладающие высшей юридической силой. Законодательные. Принимаются высшим законодательным представительным органом государственной власти. Подзаконные. Они обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы. По времени действия: Временные. Четко указан срок их действия (закон о бюджете страны). Постоянные. Действует постоянно, пока их не отменят. Нормы с обратной силой. Территориальный аспект действия: Действует на всей территории страны. Действует в рамках какой-то административно-территориальной единицы. Действует на части территории государства, не совпадающей с административно-территориальным делением (правовое положение территории подвергшейся радиоактивному излучению на ЧС). По кругу лиц: Общие. Распространяются на всех граждан. Ведомственные. Действуют в рамках министерств. Специально ориентированные. Действуют на определенные категории субъектов (сотрудники милиции, прокуратуры, военнослужащие и т.д.). Локальные. Действуют в отношении сотрудников тех или иных организаций (правила внутреннего распорядка учащихся Белорусского государственного университета). Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи. В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 19) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства. Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты. Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права. Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция. Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами. Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение. Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов. Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств. Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, в законах о республиканском бюджете, налогах и сборах, в декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др. Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. Земельные отношения регулируются соответствующими нормами Конституции Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, другими законодательными и подзаконными актами. Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, другие законодательные и подзаконные нормативные акты. Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др. Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, других актах законодательства. Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права. Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам. Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др. Источниками гражданско-процессуального права являются Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений. Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права. Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д. В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным. Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство. Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач. Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |