Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природоресурсное законодательство




Конституция определяет основополагающие принципы в экологической сфере

Конституционную основу института ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды составляет ст. 46, которая декларирует право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду. Статья 60 декларирует право на возмещение в судебном порядке имущественного вреда и материального возмещения морального вреда.

Осуществление права собственности в соответствии со ст. 44 не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Главной целью Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды».

 

Система экологического законодательства

Первый уровень источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятые с целью:

1.1. регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);

1.2. охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

входят самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:

земельное право или правовой режим использования и охраны земель;

горное право или правовой режим использования и охраны недр;

водное право или правовой режим использования и охраны вод;

лесное право или правовой режим использования и охраны лесов;

правовой режим использования и охраны растительного мира вне лесов;

фаунистическое право или правовой режим охраны и использования животного мира;

правовая охрана атмосферного воздуха;

правовая охрана озонового слоя.

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт:
-Кодекс Республики Беларусь о земле,
- Кодекс Республики Беларусь о недрах,
- Водный кодекс Республики Беларусь
- Лесной кодекс Республики Беларусь,
Законы Республики Беларусь: «О растительном мире»; «О животном мире»; «Об охране атмосферного воздуха»; «Об охране озонового слоя».
Следует отметить, что правовое регулирование растительного мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона.

Право на участие общественности в принятии экологически значимых решений и формы такого общественного участия закреплены:

- Кодексе Республики Беларусь о земле
Статья 22. Участие граждан в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, изменением их целевого назначения, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки.
- Лесном кодексе Республики Беларусь
Статья 14. Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в рассмотрении вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов
- Законе Республики Беларусь «О растительном мире»
Статья 16. Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в принятии государственных решений, связанных с обращением с объектами растительного мира
- Законе Республики Беларусь «О животном мире»
Статья 13. Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в осуществлении государственного регулирования и управления в области охраны и использования животного мира
- Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»
Статья 16. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, связанных с особо охраняемыми природными территориями
- Водном кодексе Республики Беларусь

Статья 11. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области использования и охраны вод
1.2. Нормативные правовые акты, принятые с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

В этой группе представлены следующие Законы Республики Беларусь:

- Об особо охраняемых природных территориях;

- О государственной экологической экспертизе;

- Об обращении с отходами;

- О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- О радиационной безопасности населения;
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- О безопасности генно-инженерной деятельности»;
в развитие которых принят ряд иных актов законодательства.

Второй уровень

в системе экологического законодательства составляют так называемые

«экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся.

Д еяния, нарушающие экологическое законодательство, определены в источниках экологического права,
например, Законе «Об охране окружающей среды», и др.,
а меры ответственности – в административном, уголовном, гражданском законодательстве.

Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте»

устанавливает меры обеспечения экологической безопасности при создании магистральных трубопроводов, при их эксплуатации и выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации.

К социальным нормам, в частности, относится законодательство, обеспечивающее санитарно-эпидемическое благополучие населения, градостроительное законодательство.
Консолидирует систему санитарно-эпидемических норм Закон Республики Беларусь
«О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

Правовую основу градостроительной деятельности составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»

Расширяя границы правового регулирования сферы взаимодействия общества с окружающей средой, «экологизация» законодательства позволяет эффективно использовать все имеющиеся в законодательстве правовые формы и механизмы с целью достижения благоприятной для человека окружающей среды.

Третий уровень
системы источников экологического права составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды

В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Процедуры признания норм международного права закреплены в Законе «О международных договорах Республики Беларусь»

Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права

Общую правовую основу разработки и принятия стандартов и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды составляют Закон
«О техническом нормировании и стандартизации» и Закон «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Требования в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
Такие технические нормативные правовые акты принимаются в форме санитарных правил и норм (СанПиН).

Требования в области охраны окружающей среды могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых в развитие градостроительного законодательства, основу которого составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
Важнейшей частью градостроительного законодательства являются строительные нормы и правила (СНиП).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.