КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 14. Бессознательное
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного). Таким образом, бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность психических явлений, процессов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Есть данные анализаторов, которые осознаются. Они служат сигналами, которые человек использует для сознательного управления поведенческими реакциями. Но существуют и сигналы, которые не попадают в сферу сознания. Они являются регуляторами поведения и протекания психических процессов на бессознательном уровне. Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные. Они вызывают неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция на ультра-и инфразвуки). Образы восприятия также могут быть неосознаваемы. Такие образы появляются, например, в узнавании чего-либо ранее виденного или слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал данный объект и при каких обстоятельствах это происходило. Или всем известный 25-й кадр – его восприятие происходит на бессознательном уровне, а сознанием не фиксируется. Бессознательные движения – это те, которые в прошлом были сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и поэтому неосознаваемыми (например, человек, который длительное время носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм за ненадобностью не исчезнет). В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации. Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая память и некоторая часть долговременной. Она неосознаваемо влияет на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям. Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к человеку, с которым даже мало знакомы. А истинная причина может скрываться в том, что он чем-то напоминает вам ранее знакомого очень неприятного человека, воспоминание о котором сохранилось лишь в бессознательной памяти. Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах. Бессознательной речью является наша внутренняя речь, которая в состоянии бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко. Подводя итог, можно сказать, что в зону ясного осознания человека попадают объекты или ситуации, препятствующие выполнению цели, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения. Но, как только решение принято и затруднение устранено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание становится свободным для разрешения следующих проблемных ситуаций. Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если человек запнулся о камень или увидел перед собой лужу, т. е. возникли сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы проконтролировать процесс ходьбы, после чего она вновь продолжает осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени лишь очень малая часть всех процессов регулируется осознанно. Однако сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания. Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного – неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого. Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества, взаимоотношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного. В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Рассмотрим подробнее оба этих направления, чтобы составить более полное представление о данной проблеме. З. Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все психические явления. К ней примыкает узкий коридор. На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос, пропустить или нет его в коридор. Причем, даже если оно пропускалось, то это еще не означало, что оно непременно станет сознательным. Это произойдет лишь в том случае, если данное психическое явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в дальнем конце коридора. Таким образом, согласно этой метафоре передняя – обитель бессознательного, коридор – вместилище подсознания и только маленькая келья в конце коридора принадлежит сознанию, которое, находясь на задворках бессознательного, выступает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд несколько изменил представление о структуре психики. Он выделил три уровня: «ид» («оно»), «эго» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное «ид» предстает у Фрейда в качестве того глубинного слоя психики, в недрах которого зарождаются все психические явления. Сознательное «эго» выступает в качестве посредника между «ид» и внешним миром, «супер-эго» – олицетворение совокупности социальных требований, морально-этических и культурно-исторических норм. Теперь в качестве образной схемы он приводил пример всадника на коне. «Эго» пытается подчинить себе «ид», как всадник более сильного, чем он, коня. Если всадник пойдет на поводу у неукротимого коня, то сознание фактически подчинится воле бессознательного, создавая лишь видимость своего превосходства. Столь же сложны отношения между «эго» и «супер-эго». В результате сознание может оказаться зажатым в тисках между двумя соседними уровнями. Фрейд внес существенный вклад в исследование бессознательного в преломлении личности человека. Понятие личностного бессознательного подразумевает те интересы, потребности и другие личностные черты, наличия которых у себя человек не осознает, но которые ему присущи и во многом определяют его поведение, проявляясь в различных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Существуют три группы таких явлений. 1. Явления, связанные с восприятием, воображением, памятью. Сюда относятся сновидения, мечты, грезы. Сновидения представляют наибольший интерес среди явлений данной группы. По мнению Фрейда, содержание сновидений в большинстве случаев обусловлено неудовлетворенными желаниями и потребностями человека. Неудовлетворенность порождает напряжение, а сновидение является способом устранения напряжения путем реализации желаний в символической, сновидческой форме. Если желаемые формы поведения неприемлемы для человека на сознательном уровне, то их явное проявление даже во сне не допускается усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Сознание и бессознательное вступают в противоборство. И тогда бессознательное действует «в обход» цензуры, зашифровывая содержание сновидений, запутывая его, выдвигая на первый план второстепенные детали сновидения, а основное скрывая в тени. Психоанализ практикует методику толкования таких сновидений, позволяющую выводить на уровень осознания скрытые, бессознательные мотивы человека. Только таким образом можно избавиться от проблем, вызванных этими скрытыми мотивами. 2. Группа ошибочных действий. Сюда входят оговорки, описки, ошибки при написании слов, неправильное понимание их при слушании. Согласно представлениям Фрейда в подобных явлениях проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Ошибочные действия, как и сновидения, возникают при столкновении бессознательных намерений человека с сознательно поставленной целью поведения, в случае, если она находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда бессознательное одерживает победу, то возникают оговорка, описка, ошибка. 3. Группа непроизвольных забываний. Это может быть забывание имен, намерений, обещаний, событий и прочих явлений, связанных с неприятными переживаниями человека. В данном случае срабатывает один из защитных механизмов – механизм вытеснения неприемлемых для человека воспоминаний, мыслей, переживаний в сферу бессознательного. На защитных механизмах следует остановиться немного подробнее. Помимо упомянутого уже вытеснения, существуют механизмы замещения, идентификации, проекции, регрессии и др. Замещение бывает двух видов: замещение объекта и замещение потребности. Замещение объекта выражается в перенесении негативных реакций с объекта, их провоцирующего, на объект, не причастный к конфликтной ситуации. Это происходит, когда «нужный» объект недоступен в силу своего социального статуса или иных причин. Так, гнев, предназначенный начальнику, часто изливается на членов семьи. Второй вид представляет собой изменение позитивного чувства, не находящего подкрепления, на противоположное при сохранении объекта (например, безответная страсть сменяется ненавистью). В обоих случаях замещение происходит неосознанно. Защитные эффекты при этом достигаются за счет разрядки напряжения. Идентификация – неосознанное отождествление субъектом себя со значимым для него человеком. Если этот человек представляет собой угрожающий авторитет (например, строгий родитель для маленького ребенка), то беспокойство преодолевается путем присвоения субъектом некоторых черт этого значимого другого. Проекция – механизм противоположного свойства. Здесь субъект неосознанно приписывает собственные неприемлемые для него на сознательном уровне черты другому человеку или группе людей. Регрессия – бессознательный переход в случае сильных стрессовых ситуаций к инфантильным моделям поведения, соответствующим более ранним уровням развития субъекта. При этом притупляется чувство ответственности или вины, и субъект начинает чувствовать себя более комфортно (например, как в детстве, когда ему ни за что не надо было отвечать). Далее рассмотрим теорию психологической установки. Она разработана грузинским психологом Д. Н. Узнадзе и его сотрудниками. Понятие установки играет важную роль в психологии, поскольку проявления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Понятие установки является центральным в теории Узнадзе. Оно выступает в качестве объяснительного принципа многих психических явлений. Установка рассматривается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней определяющую роль. Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном аспекте. В отличие от навыка, который относится к периоду осуществления действия, установка относится именно к периоду, который ему предшествует. Существует множество фактов проявления установки. Человек, боящийся пройти по спортивному бревну, имеет соответствующую моторную установку и, вероятнее всего, потеряет равновесие. Хотя, если бы мелом на полу ему начертили полосу такой же ширины, он спокойно прошел бы по ней. Или если человеку предложить прочитать ряд слов, первые пять из которых будут английскими, а затем вперемешку с английскими словами будут слова, написанные русскими буквами, но такими, которые не отличаются написанием от латинских (как, например, «ХАКЕР», «ВЕСНА», «РОСА»), он наверняка будет пытаться прочитать их как английские («ксейкеп» и т. д.), несмотря на явную абракадабру. Это срабатывает ментальная установка. Приведенные примеры относятся к так называемым ошибкам установки – классу явлений, наиболее ярко иллюстрирующих ее действие. Однако, как правило, установки бывают верными (на определенные физические, профессиональные, умственные и иные действия). В таких случаях человек, обладающий установкой, более других готов к совершению соответствующего действия, а следовательно, выполняет его более качественно. Не все установки являются неосознаваемыми. Можно сознательно готовиться к встрече с чем-то устрашающим и встретить его во всеоружии. Но можно сидеть в темной комнате и под воздействием неосознанных страхов и тревог «услышать» в безобидных шорохах листвы за окном шаги крадущегося грабителя. Неосознанные установки представляют наибольший интерес для исследования, чтобы понять механизм воздействия неосознанных проявлений на поведение человека. Поэтому именно их изучение послужило отправной точкой для обширных исследований и экспериментов в рамках теории Д. Н. Узнадзе. Вместе с сотрудниками он подробно изучил условия возникновения иллюзий для различных типов анализаторов – моторных, тактильных, зрительных и т. п. В результате экспериментов ученые смогли убедиться, что установки в предлагаемых ситуациях были действительно неосознаваемыми. Д. Н. Узнадзе придал огромное значение этим результатам. На их основании был сделан вывод о существовании особой, «досознательной», формы психики. По мнению сторонников теории установки, это ранняя ступень развития любого сознательного процесса. Школа Д. Н. Узнадзе признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным. Однако ее представители критикуют его учение за рассмотрение бессознательного лишь в частных аспектах. Они полагают, что бессознательное в понимании Фрейда более подходит для рассмотрения клинических случаев, но не объясняет поведение в целом. В теории установки преодолена узость взглядов сторонников психоаналитического подхода – бессознательное в ней рассматривается как основа внешней и внутренней активности человеческой психики. Теории Узнадзе соответствует представление о том, что бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. После того как установка срабатывает в воздействии на поведенческую реакцию, она отступает «на задний план», а на ее месте возникает другая, соответствующая удовлетворению очередной потребности. В современной психологии выделяют понятия бессознательного, подсознательного и надсознательного. Бессознательное – такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано. Подсознательное – это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под воздействием стресса или в постгипнотическом состоянии) они могут опять переместиться на сознательный уровень. В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.). Надсознательное – также область бессознательного. Это усвоение социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей, культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только на уровне сознания. Менталитет представителя конкретной общности людей часто срабатывает на уровне неосознаваемых установок. Понятием «менталитет» в психологии обозначают то содержание общественного сознания данного социума, которое остается в нем «за вычетом» общечеловеческих ценностей и норм. Часто этот «остаток» не успевает изменяться вслед за развитием общества и представляет собой отголоски косных традиций, ханжеской морали. Именно менталитет является основой надсознательного. Понятие надсознательного близко по смыслу понятию «супер-эго».
Лекция № 15. Личность (часть 1) Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего времени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не дали единого, общепринятого определения того, что же такое личность. В философии уже в конце античного периода появилось это понятие. Тогда оно обозначалось словом «персона» (от лат. persona – «маска, личина»). Этот термин возник как дополнение к понятию «индивид». Понятие индивида подразумевало природные, врожденные данные человека. Но ведь нельзя свести представление о человеке только к его биологическим свойствам. Человек – значительно более сложная система. Он, как минимум, является еще субъектом и объектом отношений с другими людьми, он обучается, он меняется в зависимости от социального окружения, ситуации развития и т. п. Все это было понятно уже древним философам, поэтому все качества, не относящиеся к природным, они называли персональными (в современном понимании – личностными). Наиболее близким психологии являются понятия о личности в философии и социологии. В современной философии личность рассматривается прежде всего в этическом аспекте. Она трактуется философами как некий центр, являющийся единством содержания внутреннего мира человека с совокупностью его действий, направленных на другие личности. В социологии личность рассматривается как субъект общественных отношений, как единица, составляющая основу социума. Данный подход близок социальной психологии. Общая же психология рассматривает личность значительно шире, не только как субъект и объект социальных действий. Совокупность различных аспектов, рассматриваемых общей психологией, позволяет говорить о личности как о субъекте преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Таким образом, если все-таки попробовать составить единое представление, то понятие личности подразумевает конкретного человека, являющегося носителем сознания, общественное существо, субъект активного отражения и преобразования мира и одновременно объект, сам преобразующийся под воздействием окружающего мира. Психология сформировалась позднее философии, социологии и других наук, составивших какое-либо мнение о понятии личности. Поэтому она до определенной степени приняла представления о личности, сложившиеся в этих науках. Однако, обладая собственной спецификой подхода к предмету, психология дает и собственное определение. В наиболее широком смысле психология представляет личность человека как целостность, взаимопроникающую совокупность биогенных, психогенных и социогенных факторов. В дальнейшем психология еще более дифференцировала значение этих факторов в развитии человека, и были выделены понятия «индивид», собственно «личность» (и как частный аспект личности – субъект деятельности), «индивидуальность» (более подробно эти понятия будут рассмотрены в следующей лекции). Личность имеет динамическую функциональную структуру. В эту структуру входит очень большое количество элементов, называемых чертами личности. Для удобства исследования личности психологи выделили ряд подструктур. Это условное деление, поскольку в действительности все эти подструктуры являются взаимопроникающими и взаимообусловливающими. Однако их все же можно считать относительно самостоятельными образованиями. Традиционно выделяют четыре подструктуры. Первая подструктура более всего близка к понятию индивида. Она включает в себя темперамент, возрастные и половые различия, т. е. различия преимущественно биологического характера. Эта подструктура личности является объектом изучения в основном психофизиологии (области междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии) и дифференциальной психологии. Черты личности, входящие в эту подструктуру, значительно больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека. Поэтому данную подструктуру можно назвать биологически обусловленной. Биологическая основа личности представляет собой нервную систему, эндокринную систему, метаболические процессы, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Что касается общей психологии, то в ее поле зрения из данной подструктуры попадает прежде всего темперамент. Это совокупность особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны его поведения, общения, деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – на других людей, обстоятельства жизни, конкретную ситуацию и т. п. Темперамент, будучи свойством врожденным, является основой формирования такой индивидуальной черты, как характер. Еще с древних времен существовали попытки выделить типы темперамента по различным признакам: преобладание в человеке той или иной стихии, той или иной жидкости (гуморальная теория), зависимость от физического строения тела (теория Кречмера). В современной психологии преобладает подход, основанный на теории И. П. Павлова о влиянии нервной системы на динамические особенности поведения человека. Согласно этому учению ЦНС характеризуется тремя свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Таким образом, темперамент в современном понимании – это такие свойства человека, которые обладают следующими признаками: 1) обусловливают особенности динамики протекания отдельных психических процессов; 2) регулируют динамику психической деятельности в целом; 3) определяются общим типом нервной системы; 4) носят относительно устойчивый и постоянный характер. В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента: 1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; 2) сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик; 3) сильный, неуравновешенный – холерик; 4) слабый, неуравновешенный – меланхолик. Сангвиники – люди энергичные, оживленные, общительные, эмоционально лабильные, легко адаптирующиеся в новой ситуации, легко переключающиеся с одного вида деятельности на другой. Флегматики невозмутимы, неторопливы, упорны в работе, прилежны к делу. Их трудно вывести из себя. Они с трудом переключаются на другую деятельность. В то же время к смене ситуации относятся спокойно, адаптируются легко. Холерики – неуравновешенные, импульсивные, склонны к резким скачкам настроения по малейшему поводу, бывают вспыльчивы, агрессивны, плохо владеют своими эмоциями. В то же время могут быть очень инициативны, решительны. Как правило, бывают максималистами. Меланхолики – люди чувствительные, легко ранимые, склонные к пониженному эмоциональному фону, подавленному настроению, глубоким переживаниям. Часто бывают робки, мнительны, неуверенны в себе. Сложно приспосабливаются к новым обстоятельствам. Такова характеристика четырех типов темперамента. Однако деление это весьма условно. В чистом виде данные типы темперамента встречаются редко. Тесты, определяющие тип темперамента, обычно показывают процентное соотношение всех четырех типов, что позволяет выявить преобладание какого-либо из них. Если у человека отсутствует явно преобладающий тип (более 50 %), то это означает, что его нервная система имеет способность адаптироваться к текущей ситуации развития, и его темперамент, соответственно, может меняться в зависимости от обстоятельств. Ни в коем случае не следует считать, что темпераменты бывают «хорошие» или «плохие». Каждому темпераменту присущ набор определенных характерных черт, одни из которых более удачны, другие – менее. Если человек задается целью успешно сформироваться как личность, он должен знать свои сильные и слабые стороны. Ему надо не бороться со своим темпераментом, а стремиться развивать удачные черты и сглаживать те качества темперамента, которые мешают ему оптимально адаптироваться к жизни, общению, деятельности. Итак, некоторые плюсы и минусы перечисленных темпераментов. Сангвиникам свойственны оптимистичность, склонность видеть в основном привлекательные стороны жизни, легкая приспособляемость к изменениям внешних условий, подвижность, коммуникабельность, активность, высокая работоспособность. К их минусам можно отнести то, что эти люди не очень глубоки в восприятии и анализе человеческого поведения, а кроме того, быстро становятся скучными и вялыми при отсутствии внешних впечатлений. Сангвиники легко сходится с новыми людьми, поэтому имеют обширный круг знакомств, но при этом, как правило, не отличаются постоянством в общении и привязанностях. Основными плюсами флегматических натур являются спокойствие, медлительность, уравновешенность, терпение, выдержка, склонность к постоянным привязанностям. Слабые же их стороны – это консервативность, инертность (иногда откровенная лень), невысокая эмоциональность. Для холериков характерны такие положительные черты, как большая жизненная энергия, высокая эмоциональность, порывистость. Есть и свойства, которые им надо стараться сдерживать: это повышенная возбудимость, недостаток самообладания, склонность быстро увлекаться каким-то делом и так же быстро охладевать к нему. Меланхоликам присущи высокая способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, тонкому пониманию эмоций другого человека, как радостных, так и печальных), богатый внутренний мир и тонкая интуиция. Но их жизнь могут осложнять такие качества, как робость, тревожность, неуверенность в себе, пассивность, недоверие к людям. Вторая подструктура представляет собой совокупность особенностей отдельных психических процессов или психических функций как форм отражения. Обычно ее и называют подструктурой форм отражения. Это система биосоциальная – социальное в ней уже присутствует, но биологических факторов больше. К ней относятся индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Третья подструктура личности может быть коротко названа подструктурой опыта. Ее составляет жизненный и профессиональный опыт личности, т. е. общая культура человека и его профессиональная подготовленность. Данная подструктура является уже социально-биологической системой, т. е. социального в ней больше, чем биологического. В нее входят навыки и умения, знания, привычки. Навыками называют автоматизированные составляющие сознательной деятельности. Они дают возможность действовать автоматически, но при этом целенаправленно и под контролем сознания. Навыки приобретаются путем длительных упражнений. Они могут быть двигательными, сенсорными, умственными и волевыми. По степени усвоения навыки делятся на сформировавшиеся или нет, простые и сложные, продолжительные и непродолжительные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие. Навыки могут как приобретаться, так и утрачиваться – в том случае, если они длительное время не применялись. Например, если гитарист несколько лет не брал в руки гитару, то его пальцы «разучатся» сами находить нужные лады и брать аккорды. Это называется деавтоматизацией навыка. Знания – система понятий, усвоенных человеком в ходе личного опыта. Они формируются на основе условных рефлексов и представляют собой систему временных связей, в образовании которой ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. В приобретении знаний ведущую роль играет активное функционирование процессов мышления и памяти. Знания оцениваются не только и не столько по количественным характеристикам (объему, эрудированности), сколько по качественным параметрам: широте, глубине, последовательности приобретения и прочности усвоения. К системе знаний предъявляются также требования гибкости и открытости новой информации (умению включить новые знания в уже существующую систему). Именно два этих качества позволяют развиваться творческому мышлению, препятствуя развитию шаблонов. Прочность усвоения знаний зависит от интереса к ним, а также от объема и качества преподавания знаний. Умения – способность человека, основываясь на имеющихся навыках и знаниях, качественно и продуктивно осуществлять профессиональную или иную деятельность в меняющихся условиях (например, для программиста это возможность заниматься своей работой на технике нового поколения, использовать обновленные версии языков программирования и т. п.). Формирование умений проходит ряд этапов, первым из которых является этап «проб и ошибок», а завершающим, наивысшим – этап высокого уровня мастерства в данном виде деятельности с уверенным, целенаправленным и творческим использованием развитых и мотивированных умений. Привычки – действия, выполнение которых при определенных условиях становится для человека необходимостью, превращается в устойчивую потребность. К сожалению, привычки бывают не только полезными, но и неуместными, вредными и даже угрожающими здоровью и безопасности самого человека или окружающих его людей. Четвертая подструктура представляет собой объединение таких черт личности, как направленность, отношения личности и ее моральные качества. Данная подструктура формируется в процессе воспитания. Таким образом, ее можно считать социально обусловленной. Большинство ведущих психологов выделяют в данной подструктуре главным образом направленность и считают ее ведущим компонентом структуры личности в целом, ее системообразующим качеством. Под направленностью понимают систему устойчивых мотивов, доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, самооценки, идеалов, мировоззрения, т. е. свойств, определяющих поведение личности в изменяющихся внешних обстоятельствах. Направленность оказывает влияние не только на остальные компоненты структуры личности (например, на те черты темперамента, которые человек хотел бы изменить), но и на ряд других свойств человека. Сюда входят психические состояния – возможность преодоления негативных состояний с помощью преобладающей позитивной мотивации. Также возможно воздействие на познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. Например, если у человека высокая мотивация в отношении развития процессов мышления, то это повлияет на его познавательную сферу не меньше, чем врожденные способности. В направленности личности наиболее полно проявляется идеология общества в целом и тех общностей (семьи, школы, вуза), представителем которых является человек. Проявляется направленность в различных сферах деятельности человека, поэтому можно говорить о специфике разных видов направленности, например познавательной и профессиональной (как правило, у людей в большей степени проявляются либо гуманитарные, либо технические склонности), этической, политической и даже семейной (человек «для семьи» или «для друзей»). Направленность обладает рядом основных характеристик: интенсивностью, уровнем зрелости, действенностью, широтой, устойчивостью. Различия между людьми существуют на каждой из четырех описанных подструктур. Это различие в темпераменте, характере, в протекании психических процессов, в способностях, умениях, убеждениях, интересах, уровне развития самосознания. Надо также отметить, что между подструктурами личности существуют прямые и обратные связи. Так, например, целеустремленность, уровень духовного развития влияют на приобретение жизненного и профессионального опыта, и наоборот – личный опыт оказывает воздействие на развитие человека, его ценностную систему, мотивацию. Также темперамент оказывает влияние на формирование и сохранение системы знаний и умений, они же, в свою очередь, создают условия для коррекции свойств темперамента в направлении благоприятствования дальнейшего пополнения и улучшении качества этой системы. Таким образом, личность является целостной структурой, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи.
Лекция № 16. Личность (часть 2) Человек представляет собой сложный сплав биологических, психологических, социальных и духовных качеств. Для того, чтобы изучение человека было адекватно его природе, психология разделяет понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». «Человек» в психологии – понятие, обозначающее самые элементарные качества, это существо, относящееся к биологическому виду «Homo sapiens» и, следовательно, имеющее способность к развитию сознания, высших психических функций, членораздельной речи. Но человек не может развиваться вне человеческого общества – у него не сформируются ни речь, ни система понятий, ни способности. Сказка о Маугли – только сказка. В действительности известны случаи, когда находили детей, выросших в лесу, без общения с людьми. Такие дети не могли овладеть разговорной речью, их память, мышление тоже не были развиты, и они были нежизнеспособны. В связи с этим в психологии различают понятия «человек» и «индивид». Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая наследственность. Они формируются при жизни человека, при его взаимодействии с другими людьми. Однако врожденно человек получает ту или иную предрасположенность, тип нервной системы, задатки способностей и т. п. Вот эти биологические факторы и объединяются в понятие «индивид». Итак, индивид – это человек в совокупности своих врожденных свойств, на основе которых будет происходить его дальнейшее развитие. Понятие «личность» было введено психологами, чтобы обозначить социальную сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Индивид становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия с другими людьми. Процесс становления личности называют социализацией. Она имеет ряд стадий. 1. Начальная стадия социализации называется стадией адаптации. Она длится от рождения до подросткового возраста. Характеризуется тем, что ребенок приспосабливается к социальной среде, подражает старшим, но воспринимает социальный опыт еще не избирательно и не критично. 2. Вторая стадия – стадия индивидуализации. У молодого человека формируется собственное отношение к общественным нормам поведения. Социальный опыт принимается избирательно и критично. Возникает потребность проявить собственные индивидуальные черты, способности, быть отличным от других. Данная стадия длится примерно до 22–25 лет. Именно в этот период формируются основные черты личности, являющиеся устойчивыми на протяжении всей жизни. 3. Далее следует стадия интеграции. Она характеризуется желанием человека найти свое место в обществе, получить желаемый социальный статус. Интеграция – процесс, обратный индивидуализации. В данный период человек, как правило, хочет, чтобы у него «все было как у людей». Разумеется, бывают исключения. Это лишь общая тенденция. 4. Трудовая стадия социализации пересекается со стадией интеграции и охватывает весь период трудовой деятельности человека, когда он уже не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет своего воздействия на среду путем собственной деятельности. Это стадия зрелого возраста. 5. Завершающей является послетрудовая стадия социализации. Это период пожилого возраста, когда человек уже не занят активной трудовой деятельностью. На данной стадии люди достигают вершины развития мудрости и накопления опыта и поэтому вносят значительный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Понятие «индивидуальность» характеризует человека в аспекте его отличий от других людей. Как не бывает одинаковых отпечатков пальцев, так же и не бывает двух людей, обладающих идентичными качествами. Даже близнецы, имеющие одинаковые задатки и воспитывающиеся в одной социальной среде, обладают различными индивидуальными чертами. К индивидуальным чертам относят особенности характера, способности, направленность личности, мотивацию и т. п. Это в основном то, что относится к четвертой подструктуре личности, рассмотренной в предыдущей лекции. Из индивидуальных особенностей следует подробнее остановиться на способностях и чертах характера. Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятельности (как правило, творческой), а характер обусловливает все поведение человека и все виды его деятельности. Существуют различные классификации способностей. Их принято делить на элементарные и сложные, а также на общие и частные. К элементарным частным способностям можно отнести, например, музыкальный слух, моторную память (это способность развита у танцоров, гимнастов, фигуристов), способность к эмпатии. Их называют частными, поскольку они не могут быть в равной степени присущи разным людям. Элементарными же они называются, поскольку определяют успешность какого-либо одного, определенного вида деятельности. Сложные частные способности – это способности профессионального характера. Они также обеспечивают успешность в каком-либо одном виде деятельности, но являются комплексными. Например, художник должен обладать развитым чувством цвета, перспективы, тонкой моторикой, художественным вкусом. Все вместе это можно назвать способностью к художественному творчеству. В отличие от этого, сложные общие способности предполагают вероятность успеха не в каком-то конкретном виде деятельности, а скорее в целой сфере или направлении (например, способность к лидерству, способность к игре, способность к творчеству, к эстетической деятельности и т. п.). Ну а общие элементарные способности – базис всех трех вышеописанных видов. Они включают в себя особенности восприятия, мышления, интеллекта, памяти, моторики. Физиологической основой способностей являются задатки – врожденные морфологические и функциональные особенности мозга. Согласно другой распространенной классификации выделяют следующие виды способностей. 1. Природные способности (базирующиеся на врожденных качествах индивида – задатках). 2. Специфические человеческие способности (основаны на освоении культурно-исторического опыта и направлены на адаптацию и развитие человека в социуме). Они, в свою очередь, делятся на следующие виды: 1) теоретические и практические (в зависимости от рода деятельности, в котором они применяются); 2) учебные (необходимые для процесса усвоения знаний); 3) творческие (применяемые в процессе создания предметов материальной и духовной культуры, открытий, изобретений); 4) коммуникативные (позволяющие активно взаимодействовать с окружающими людьми); 5) предметно-деятельностные (позволяющие человеку осуществлять предметную деятельность в сфере науки, техники, овладения информацией и взаимодействия с природой). Высшую степень способностей личности к определенной деятельности называют талантом. Высшую степень творческих проявлений личности называют гениальностью. Человека, способного ко многим видам деятельности, называют одаренным. Теперь рассмотрим еще одну важную составляющую часть личности – характер. В современной психологии этим понятием обозначают устойчивую совокупность личностных черт, которая обусловливает поведение и характер деятельности человека. Характер является основой личности, ее стержнем. Черты характера образуют психический склад личности. Можно считать, что какая-либо черта присуща характеру человека, если ее можно проследить в различных видах деятельности. В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к предметам и явлениям окружающего мира и т. д. Исходя из данного определения и черты характера можно классифицировать по перечисленным признакам, т. е. по отношению к работе (трудолюбие, инициативность или напротив, инертность, лень), по отношению к людям (доброжелательность, тактичность, чуткость или грубость, черствость), по отношению к себе (альтруизм, самокритичность, скромность или эгоизм, распущенность), по отношению к вещам (аккуратность, педантизм, безалаберность) и т. п. Типология характеров имеет немало классификаций. Охватить все их не позволяет объем лекции. Поэтому остановимся на одной из популярных типологий. Германский психолог К. Леонгард предложил типологию, названную им акцентуациями личности (или характера). Акцентуация может иметь различную степень выраженности. В средней степени это норма, обладающая определенными особенностями. В высшей степени выраженности акцентуация граничит с патологией личности и называется пограничным состоянием.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |