КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники РЧП
Источник права - двойственная трактовка (в теории права): для публичного понимания источники права как государственная воля, выраженная в законе или в другом нормативном акте, для частного - источники права установленная действующим правопорядком форма правообразования. Обычаи и законы как источники РЧП, Стадии принятия, состав и содержание закона. Конституционные принципы. Правовой обычай универсальное общественное правило поведения, которое сложилось в результате многократного применения без участия государства, но принятое государством в качестве источника право применения. Для многих правовых систем стадия правового обычая обычно характерна. Когда система слаба - применяется обычай, В раннем РП (доклассический период) постоянно развивались три вида правообразования: 1. mores majorum - обычай предков - систематизированного в законах «12 2. Mores regiones - обычаи провинций - складывается «право народов». 3. Mores commeerciurn - обычаи оборота - обычаи торговой практики. Роль обычаев к концу доклассического периода постепенно уменьшалась, и основное значение для правоприменения имели республиканские законы. По определению Гая: «закон — то, что народ повелел и установил». Народ - римский народ - не национальное общество, а гражданская община как обладатель суверенитета власти -- закон в Риме - акт представительской демократии, имеющей высшую юридическую силу. Любой республиканский закон последовательно проходил несколько стадий: 1, выборный магистрат разрабатывал законопроект (на основе преторской 2. Закон озвучивался на народном собрании. 3. Принятие закона единым решение общины. 4, Утверждение (ратификация) сенатом. Сенат не является законодательным Гай: " Senatusconsultum- то, что сенат повелел и установил - закон, хотя мы об этом и спорили". В императорский период некоторые акты сената имели юридическую силу, но когда они сопровождались речью императора в сенате, ратифицировались стандартной формулой принципса: "Именем сената и народа Рима". Конституции принципса акт единственного, оперативного, нормативного регулирования. 1. edict - общественное распоряжение принцип по любым основам правового 2. Dekret - судебное решение правительства по какому-либо частноправовому 3. Mandat судебное поручение чиновнику рассматривать конкретный 4. Rescript - публичная консультация принципата по отдельным вопросам
[5] Эдикты магистратов как источники РЧП (сам. изучен.) Любая выборная должность - магистрат. Каждый претор занимал должность 1 год, создавал эдикты - какие споры будут рассмотрены, принцип рассмотрения, примерные схемы судебных решений. По истечению года работы лицо не могло претендовать на повторное избрание. Виды магистратов: · Консулы, выбиравшиеся из представителей патрицианских родов; · Трибуны, выбиравшиеся из представителей плебейских родов; · Городские преторы; · Кромные эдилы магистраты, которые организовывали правосудие по Первые 3 категории магистратов осуществляли свои полномочия в сфере публичного права. Каждый магистрат (в дальнейшем речь идет о преторах и эдилах) при вступлении в должность составлял программный документ — эдикт - и публиковал его для всеобщего сведения. Каждый претор заимствовал часть эдиктов предшественников, эдикт принимал характер прецедента. Эдикт содержал: · По каким спорам он будет давать иски, защиту; · По каким основаниям споры будут рассматриваться и разрешаться; · Какие возможны варианты решений этих споров. Римский юрист Юлий Павел называл эти эдикты «законом на год», т.к. они действовали только в течение срока полномочий издателя. Эдикт первоначально не являлся нормативным актом, но уже в конце доклассического периода каждый нретор, вновь вступавший в должность, имел право воспроизводить в своем эдикте отдельные положения эдикта своего предшественника, либо полностью сохранять его. Таким образом, накапливалась прецедентная практика. В 131 г.н.э. римский юрист Савий Юлиан по приказу императора составил вечный преторский эдикт.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |