Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимальные сроки хранения простерилизованных изделий в зависимости от вида упаковок




Вид упаковки Срок хранения
Бумага, ткань и другие материалы, содержащие целлюлозу. 3 суток
Бумага, ткань на основе синтетических волокон (2 слоя). 2 месяца
Комбинированные бумажно-пластиковые материалы (типа ЗМТМ, СтеридуалТМ) при термозапечатывании на аппаратах. 6 месяцев
При заклеивании индикаторной упаковочной лентой. 3 месяца
Синтетические материалы в виде мешков или рулонов типа ЗМТМ, СтериЛокТМ, ТайвекТМ при термозапечатывании на аппаратах.  
Металлические контейнеры без фильтров. З суток
Металлические контейнеры с фильтрами. 21 суток

 

Тема №5: «Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса. Модели сестринского процесса. Сестринские стандарты»

План лекции № 13:

 

Ø Сестринский процесс. Его цель и пути достижения цели.

Ø Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.

Ø Сестринский диагноз.

Ø Документирование сестринского процесса, правила ведения карт сестринского ухода, сестринской истории болезни.

Ø Модели сестринского дела.

 

Сестринский процесс - это научный метод сестринс­кой практики, систематический путь определения ситуа­ции, в которой находятся пациент и медсестра, и возни­кающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

 

Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.

I этап — сестринское обследование или оценка ситуа­ции для определения потребностей пациента и необходи­мых для сестринского ухода ресурсов.

II этап — сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов.

Сестринский диагноз — это состояние здоровья паци­ента (нынешнее и потенциальное), установленное в резуль­тате проведенного сестринского обследования и требую­щее вмешательства со стороны медсестры.

III этап — планирование необходимой помощи пациенту. Под планированием надо понимать процесс формирова­ния целей (т.е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

IV этап — реализация (осуществление плана сестринс­кого вмешательства (ухода)).

V этап — оценка результатов (итоговая оценка сест­ринского ухода). Оценка эффективности предоставленно­го ухода и его коррекция в случае необходимости.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - сестринское обследование, является независимым, специфичным, не подменяется врачебным.

Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт (в пределах своей компетенции постараться облегчить его состояние). Для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.

Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например, одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, боль.

Оценка состояния пациента – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения.

Цель оценки – определение конкретных потребностей человека или семьи в сестринском уходе, а также их возможностей в оказании самопомощи. Данные для оценки могут быть собраны из беседы с пациентом, истории его болезни, записанной врачом (карта стационарного больного), при объективном обследовании, а также от членов семьи и других медицинских работников.

Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными, объективными и дополнительными.

Субъективный метод обследования – это беседа, во время которой сестра узнает биографические данные, необходимые ей для оценки пациента, а также сведения о его самочувствии и о тех или иных потребностях, реакциях, ощущениях, особенностях адаптации, которые человек описывает своими словами, т.е. дает субъективную информацию, ощущения самого пациента относительно проблем, связанных с его здоровьем.

Источником информации при субъективном обследовании может быть как сам пациент, так и члены его семьи или медицинские работники.

Цель беседы при проведении оценки:

- установление отношения «сестра - пациент», в центре которых стоит здоровье пациента;

- выработка адекватной самооценки пациентом его беспокойства и тревоги;

- определение уровня ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;

- получение информации, необходимой для составления адекватного плана ухода.

 

Объективное обследование производится при осмотре пациента, наблюдении за выражением его лица, дыханием, положением, а также при измерении артериального давления, температуры, исследовании пульса, частоты дыхательных движений, определении сухости или вялости кожи и т.д.

Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание, обоняние.

Объективное обследование сестрой, или оценка состояния пациента при поступлении, включает:

ü физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация);

ü выражение лица: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, страдальческое, настороженное, спокойное, безразличное;

ü сознание: в сознании, без сознания, ясное, спутанное, ступор, сопор, кома, бред, галлюцинации;

ü положение в постели: активное, пассивное, вынужденное;

ü состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет, тургор, влажность, дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтеки (локализация), отечность или пастозность, кожа бледная, гиперемия, цианоз, жетлушность, сухость, шелушение);

ü костно-мышечную систему: деформация скелетных суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен);

ü температура тема: в пределах нормы, субфебрильная, фебрильная (лихорадка);

ü дыхательную систему: ЧДД, характеристика дыхания (ритм, глубина), тип (грудной, брюшной, смешанный);

ü АД: на двух руках, гипотония, нормотония, гипертония;

ü пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение. В норме пульс 60-80 уд./мин. удовлетворительного наполнения и напряжения;

ü естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприемник), стул (самостоятельный регулярный, характер стула, недержание кала, калоприемник, колостома);

ü органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь);

ü память: сохранена, нарушена;

ü использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы;

ü сон, потребность спать днем;

ü способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних;

ü способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота.

Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных и инструментальных исследований.

 

ВТОРОЙ ЭТАП – диагностирование, или определение проблем пациента.

Сестринский диагноз – клинический диагноз, устанавливаемый профессиональной сестрой и характеризующий существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, требующие сестринского вмешательства. В 1973г в США состоялась первая научная конференция по классификации сестринских диагнозов. Всего перечень сестринских диагнозов включает 114 основных наименований. Сестринский диагноз существенно отличается от врачебного:

Ø врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью;

Ø врачебный диагноз может оставаться неизменённым в течение всей болезни, сестринский – может меняться каждый день;

Ø врачебный диагноз предполагает лечение в рамках лечебной практики, а сестринский – сестринское вмешательство в пределах её компетенции.

 

Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию на то, что с ним происходит. Реакция может быть обусловлена не только заболеванием, но и окружающей средой, лекарственной терапией, условиями пребывания в стационаре или медицинском учреждении, личными обстоятельствами.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.

Физиологические сестринские проблемы:

· недостаточное или избыточное питание;

· нарушение глотания;

· снижение защитных функций организма;

· острая или хроническая боль;

· отеки или обезвоживание;

· застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье;

· сердечная недостаточность;

· запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике);

· острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи;

· нарушение целостности кожного покрова, кожный зуд, недостаточная самогигиена;

· слабость;

· нарушение речи, памяти, внимания;

· лихорадка;

· дефицит самостоятельности.

Психологические и духовные сестринские проблемы:

· дефицит знаний (о заболевании, рациональном питании, рациональной схеме приема медикаментов, здоровом образе жизни);

· страх, тревога, беспокойство;

· дефицит досуга;

· дефицит семейной поддержки;

· дефицит общения;

· недоверие медперсоналу;

· отказ от приема лекарства;

· неэффективное проведение курса лечения;

· нарушение представления о своем внешнем облике;

· отсутствие помощи семьи при заболевании одного из ее членов;

· дефицит внимания к будущему ребенку;

· конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

· страх смерти;

· чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;

· чувство ложного стыда.

Социальные сестринские проблемы:

· социальная изоляция;

· беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

1) настоящие (то, что есть сейчас), например одышка, отеки, дефицит досуга;

2) потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено организацией качественного сестринского ухода).

При этом дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние. К действительным проблемам можно отнести невозможность осуществления самоухода: одевания, умывания; потенциальные – может предвидеть сестра или сам пациент.

Пример потенциальных сестринских проблем:

F риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;

F риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле;

F риск падений и травм у пациента с головокружением;

F риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;

риск суицидальной попытки (самоубийства).

Примеры сестринского диагноза:

  • нарушение восприятия и ощущения (нарушение вкуса, слуха, зрения);
  • нарушение памяти (амнезия);
  • нарушение мышления (снижение интеллекта);
  • нарушения кровообращения (отёки, аритмия);
  • нарушение дыхания (затруднение дыхания, кашель, удушье);
  • нарушение мочевыделения (задержка мочи, недержании е мочи) и др.

ТРЕТИЙ ЭТАП– планирование ухода. После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путем правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла свое естественное течение.

Суть планирования:

· описание целей для каждой проблемы;

· описание характера и объема сестринского вмешательства;

· описание продолжительности сестринского вмешательства.

Прежде, чем обсуждать цели ухода с пациентом, сестра должна:

· понять, какие требования можно предъявить пациенту;

· оценить, его возможности отвечать этим требованиям;

· оценить, может ли пациент выполнять какие-то действия по самоуходу;

· оценить, можно ли пациент обучаться.

Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, они направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Требования к постановке целей:

1) цели предусматривают только положительный результат (умение или исчезновение симптомов, расширение возможностей самоухода и т.п.);

2) должны быть реальными;

3) иметь конкретные сроки достижения;

4) находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции;

5) формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина.

Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.

Каждая цель включает три компонента:

1) действие;

2) критерии: дата, время, расстояние;

3) условие: с помощью кого-либо, чего-либо.

Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью костылей 10м через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в присутствии сестры с помощью костылей» - условие, «10м через неделю» - критерий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.