КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Максимальные сроки хранения простерилизованных изделий в зависимости от вида упаковок
Тема №5: «Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса. Модели сестринского процесса. Сестринские стандарты» План лекции № 13:
Ø Сестринский процесс. Его цель и пути достижения цели. Ø Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа. Ø Сестринский диагноз. Ø Документирование сестринского процесса, правила ведения карт сестринского ухода, сестринской истории болезни. Ø Модели сестринского дела.
Сестринский процесс - это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.
Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа. I этап — сестринское обследование или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. II этап — сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов. Сестринский диагноз — это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры. III этап — планирование необходимой помощи пациенту. Под планированием надо понимать процесс формирования целей (т.е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей. IV этап — реализация (осуществление плана сестринского вмешательства (ухода)). V этап — оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости. ПЕРВЫЙ ЭТАП - сестринское обследование, является независимым, специфичным, не подменяется врачебным. Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт (в пределах своей компетенции постараться облегчить его состояние). Для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта. Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например, одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, боль. Оценка состояния пациента – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения. Цель оценки – определение конкретных потребностей человека или семьи в сестринском уходе, а также их возможностей в оказании самопомощи. Данные для оценки могут быть собраны из беседы с пациентом, истории его болезни, записанной врачом (карта стационарного больного), при объективном обследовании, а также от членов семьи и других медицинских работников. Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными, объективными и дополнительными. Субъективный метод обследования – это беседа, во время которой сестра узнает биографические данные, необходимые ей для оценки пациента, а также сведения о его самочувствии и о тех или иных потребностях, реакциях, ощущениях, особенностях адаптации, которые человек описывает своими словами, т.е. дает субъективную информацию, ощущения самого пациента относительно проблем, связанных с его здоровьем. Источником информации при субъективном обследовании может быть как сам пациент, так и члены его семьи или медицинские работники. Цель беседы при проведении оценки: - установление отношения «сестра - пациент», в центре которых стоит здоровье пациента; - выработка адекватной самооценки пациентом его беспокойства и тревоги; - определение уровня ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи; - получение информации, необходимой для составления адекватного плана ухода.
Объективное обследование производится при осмотре пациента, наблюдении за выражением его лица, дыханием, положением, а также при измерении артериального давления, температуры, исследовании пульса, частоты дыхательных движений, определении сухости или вялости кожи и т.д. Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание, обоняние. Объективное обследование сестрой, или оценка состояния пациента при поступлении, включает: ü физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация); ü выражение лица: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, страдальческое, настороженное, спокойное, безразличное; ü сознание: в сознании, без сознания, ясное, спутанное, ступор, сопор, кома, бред, галлюцинации; ü положение в постели: активное, пассивное, вынужденное; ü состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет, тургор, влажность, дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтеки (локализация), отечность или пастозность, кожа бледная, гиперемия, цианоз, жетлушность, сухость, шелушение); ü костно-мышечную систему: деформация скелетных суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен); ü температура тема: в пределах нормы, субфебрильная, фебрильная (лихорадка); ü дыхательную систему: ЧДД, характеристика дыхания (ритм, глубина), тип (грудной, брюшной, смешанный); ü АД: на двух руках, гипотония, нормотония, гипертония; ü пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение. В норме пульс 60-80 уд./мин. удовлетворительного наполнения и напряжения; ü естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприемник), стул (самостоятельный регулярный, характер стула, недержание кала, калоприемник, колостома); ü органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь); ü память: сохранена, нарушена; ü использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы; ü сон, потребность спать днем; ü способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних; ü способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота. Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных и инструментальных исследований.
ВТОРОЙ ЭТАП – диагностирование, или определение проблем пациента. Сестринский диагноз – клинический диагноз, устанавливаемый профессиональной сестрой и характеризующий существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, требующие сестринского вмешательства. В 1973г в США состоялась первая научная конференция по классификации сестринских диагнозов. Всего перечень сестринских диагнозов включает 114 основных наименований. Сестринский диагноз существенно отличается от врачебного: Ø врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью; Ø врачебный диагноз может оставаться неизменённым в течение всей болезни, сестринский – может меняться каждый день; Ø врачебный диагноз предполагает лечение в рамках лечебной практики, а сестринский – сестринское вмешательство в пределах её компетенции.
Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию на то, что с ним происходит. Реакция может быть обусловлена не только заболеванием, но и окружающей средой, лекарственной терапией, условиями пребывания в стационаре или медицинском учреждении, личными обстоятельствами. Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные. Физиологические сестринские проблемы: · недостаточное или избыточное питание; · нарушение глотания; · снижение защитных функций организма; · острая или хроническая боль; · отеки или обезвоживание; · застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье; · сердечная недостаточность; · запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике); · острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи; · нарушение целостности кожного покрова, кожный зуд, недостаточная самогигиена; · слабость; · нарушение речи, памяти, внимания; · лихорадка; · дефицит самостоятельности. Психологические и духовные сестринские проблемы: · дефицит знаний (о заболевании, рациональном питании, рациональной схеме приема медикаментов, здоровом образе жизни); · страх, тревога, беспокойство; · дефицит досуга; · дефицит семейной поддержки; · дефицит общения; · недоверие медперсоналу; · отказ от приема лекарства; · неэффективное проведение курса лечения; · нарушение представления о своем внешнем облике; · отсутствие помощи семьи при заболевании одного из ее членов; · дефицит внимания к будущему ребенку; · конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента; · страх смерти; · чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания; · чувство ложного стыда. Социальные сестринские проблемы: · социальная изоляция; · беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность. Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на: 1) настоящие (то, что есть сейчас), например одышка, отеки, дефицит досуга; 2) потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено организацией качественного сестринского ухода). При этом дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние. К действительным проблемам можно отнести невозможность осуществления самоухода: одевания, умывания; потенциальные – может предвидеть сестра или сам пациент. Пример потенциальных сестринских проблем: F риск возникновения пролежней у неподвижного пациента; F риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле; F риск падений и травм у пациента с головокружением; F риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств; риск суицидальной попытки (самоубийства). Примеры сестринского диагноза:
ТРЕТИЙ ЭТАП– планирование ухода. После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путем правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла свое естественное течение. Суть планирования: · описание целей для каждой проблемы; · описание характера и объема сестринского вмешательства; · описание продолжительности сестринского вмешательства. Прежде, чем обсуждать цели ухода с пациентом, сестра должна: · понять, какие требования можно предъявить пациенту; · оценить, его возможности отвечать этим требованиям; · оценить, может ли пациент выполнять какие-то действия по самоуходу; · оценить, можно ли пациент обучаться. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели). Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, они направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний. Требования к постановке целей: 1) цели предусматривают только положительный результат (умение или исчезновение симптомов, расширение возможностей самоухода и т.п.); 2) должны быть реальными; 3) иметь конкретные сроки достижения; 4) находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции; 5) формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина. Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю. Каждая цель включает три компонента: 1) действие; 2) критерии: дата, время, расстояние; 3) условие: с помощью кого-либо, чего-либо. Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью костылей 10м через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в присутствии сестры с помощью костылей» - условие, «10м через неделю» - критерий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |