КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и признаки государства. Гражданское общество
Гражданское общество. Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации. Понятие и признаки правового государства. Функции государства. Понятие, признаки и социальное назначение государства. Соотношение общества и государства. 3. Форма государства и форма правления: форма государственного устройства, политический режим 4. Форма государственного устройства: унитарное государство, федерация. 5. Политический режим: демократический и недемократические режимы. 1. Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаками государства являются: • наличие публичной власти; • суверенитет; • территория и административно-территориальное деление; • правовая система; • гражданство; • налоги и сборы. 2. Публичная власть -совокупность • аппарата управления; • аппарата подавления. Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление. Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это: • армия; • полиция (милиция); • органы безопасности; • прокуратура; • суды; • система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.). Публичная власть: • отделена от общества; • не имеет общественного характера; • осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими); • опирается на писаное формализованное право; • подкреплена принудительной силой государства. Государственный суверенитет - независимость власти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть: • внутренним; • внешним. Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы. Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства. Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным. Территория государства - это пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления. В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду. Правовая система - юридический "скелет" государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности. Налоги и сборы – материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. Соотношение общества и государства 1. Обществом называется устойчивое объединение людей, которые проживают на одной территории, имеют общие язык, культуру и сходный образ жизни. Обществом является: • большое по численности объединение людей (как правило, составляющее наличие государства); • длительно проживающие на одной территории люди; • люди, имеющее общую историю; • люди, объединенные большим количеством различных связей (экономических, родственных, культурных). 2. Государство - организация политической власти общества. Оно: • отделено от общества; • институтуализировано; • опирается на право и принудительную силу; • распространяет свою власть на все общество; • выступает в качестве механизма согласования различных интересов в обществе. Общество предшествовало появлению государства и часто сохраняется после распада государства (пример: "постсоветское" общество после распада СССР).
2. Функции государства, их классификация Функции государства — основные направления его деятельности в важнейших сферах жизни общества, выражающие его социальное назначение, стоящие перед ним цели и задачи. Через функции государства могут выражаться как классовые, так и общесоциальные задачи. В последнее время современные государства осуществляют в основном общесоциальные функции, играют роль социальных арбитров в возникающих конфликтах и противоречиях. 2. Чаше всего функции государства делят по сферам деятельности на внутренние и внешние: • внутренние: • политическая (защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка); • экономическая (проведение единой экономической политики); • социальная (охрана труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты); • внешние: • военная (защита, при необходимости, суверенитета и территориальной целостности государства, граждан в случае посягательства со стороны иностранного государства); • внешнеполитическая (представление и защита интересов государства (дипломатическими методами) в мировом сообществе); • внешнеэкономическая (обеспечение торгово-экономического взаимодействия государства, его экономических субъектов с внешним миром, защита национального рынка). 3. Форма государства и форма правления: форма государственного устройства, политический режим 1.Форма государства отражает: • организацию, структуру, порядок образования, компетенцию органов власти в государстве; их взаимоотношения друг с другом и населением (форма правления); • внутреннюю структуру государства (устройство территории), взаимоотношение государства как целого и отдельных частей (форма государственного устройства); • методы осуществления власти в государстве, реальность Конституции, прав и свобод граждан (политический режим). 2. Форма правления — организация, структура, порядок образования, компетенция органов власти в государстве, их взаимоотношения друг с другом и с населением. Формы правления: монархия и республика. Выделяют две формы правления: - монархическую; - республиканскую. Монархия (от греч. — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит пожизненно одному лицу (монарху), получающему ее, как правило, по наследству. Существует два вида монархии: неограниченная и ограниченная. В неограниченной (или абсолютной) монархии правитель обладает огромными полномочиями во всех сферах власти. Он издает законы; назначает на все высшие должности чиновников, которые ему беспрекословно повинуются; вершит суд. Монарх ни перед кем не несет ответственности. Такие монархии были распространены до буржуазных революций XVII—XIX вв. В настоящее время к подобным монархиям относится Саудовская Аравия и ряд небольших монархий Персидского залива (в таких монархиях, как правило, высокий уровень жизни и население аполитично). Ограниченные монархии делятся на дуалистические и парламентарные (конституционные). Дуалистическая монархия (Марокко, Иордания) характеризуется тем, что исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом депутатов. Монарх не издает законы, но наделен правом абсолютного вето. В парламентарной монархии (в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.) власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Правительство ответственно перед парламентом; состоит из лидеров партии, победившей на выборах. Указы, издаваемые монархом, должны быть заверены подписью соответствующего министра. Такими являются большинство современных монархий и почти все европейские. Фактически конституционная монархия - это республика, где в дань традициям символически сохранен институт монарха. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым всенародно в ходе прямых или косвенных выборов на определенный срок и предусмотрен механизм юридической ответственности высших должностных лиц. Выделяют три разновидности республики: - парламентарную; - президентскую; - смешанную. В парламентарной республике (Германия, Италия, Венгрия и др.): / верховная власть принадлежит парламенту (он занимает доминирующее положение среди органов государственной власти); / правительство формируется парламентом из числа представителей партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним; / президент, как правило, избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом (например Коллегией по выборам президента (члены парламента и представители областей) — в Италии и Германии). Преимуществами данной системы являются демократичность и профессиональный выбор кандидатов; недостатками — частые отставки правительства (из-за недоверия парламента), нестабильность.
Для президентской республики (США, Мексика, Россия и др.) характерны: _ доминирующая роль президента в системе органов государственной власти; - всенародное (прямое или косвенное) избрание президента, наделение его широкими полномочиями; - соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства — для ряда стран (например США); - ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом, но при этом решающая роль в формировании правительства принадлежит президенту. Преимуществами данной системы являются стабильность, согласие между президентом и парламентом; недостатком — чрезмерная концентрация власти в руках одного лица (президента). Смешанная республика (Франция, Португалия, Польша, Украина) сочетает в себе черты президентской и парламентской. Например: - президент избирается на всеобщих выборах; - президент и парламент обладают примерно одинаковой силой; - правительство формируется совместно президентом и парламентом, имеется должность премьер-министра; - правительство несет двойную ответственность (и перед президентом, и перед парламентом). 4. Форма государственного устройства: унитарное государство, федерация. Государственное устройство — политико-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Раздичают унитарную и федеративную формы государственного устройства: - в унитарном государстве территория делится только на административно-территориальные единицы (например, Польша, Франция, Литва и др.). Для унитарного государства характерны: • единые Конституция и законодательство; • единая система органов государственной власти; • сильная центральная власть; • компактность и однотипность всей территории государства; • в федеративном государстве территория федерации состоит из государственных образований (США, Россия, Германия, Бразилия, Мексика, Индия, большинство других крупных по территории стран). Для федеративных государств характерны: • наличие внутри страны образований, имеющих признаки государства (штатов, земель, субъектов федерации и др.); • как правило, наличие федеральной Конституции и Конституций субъектов федерации; • два уровня законодательства — федерации и субъектов; • сильная центральная власть сочетается с сильной властью в субъектах; • различие в экономическом развитии, истории, культуре субъектов федерации. Федерациями, как правило, являются крупные по территории и населению государства, часто — полиэтнические. Различают следующие формы федерации: • национальная (РФ) и территориальная (США); • симметричная и асимметричная: • симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями (например все штаты США имеют равные права, кроме "политического веса" при выборах президента); • в асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус (например особый статус имеет штат Джамму и Кашмир в Индии; республики в составе РФ имеют несколько больше прав, чем другие субъекты). Конфедерация — союз государств с некоторыми общими государственными органами, образуемыми для достижения общих целей (совместное ведение экономической, внешней и военной политики). Конфедерация является союзом государств (а не союзным государством). На это указывают следующие признаки: - свобода выхода из конфедерации (право сецессии); - отсутствие суверенитета; суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее; - обычно договорная форма образования конфедераций; - небольшие полномочия общих государственных органов. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование, и при достижении поставленной цели она распадается или перерастает в федерацию. Примерами конфедераций, трансформировавшихся в полноценную федерацию, являются Швейцария и США. 5. Политический режим: демократический и недемократические режимы. Политический режим — совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Выделяется два основных вида политического режима: • демократический; • недемократический. Главное отличие демократического режима от недемократического — реальное соблюдение прав и свобод человека. Недемократический политический режим бывает двух основных видов: • авторитарный — недемократические методы управления сочетаются с относительной свободой экономической деятельности, с "урезанным" набором прав и свобод (например Испания в 1939— 1975 гг., Чили, Южная Корея в период диктатур 1970— 1980-х гг.); • тоталитарный — полное политическое, экономическое, духовное подчинение индивида государству, власти, идеологии (современная Северная Корея). Отличительной особенностью как авторитарного, так и тоталитарного политического режима является фиктивность права (и в авторитарных, и в тоталитарных государствах, как правило, существует правовая система, провозглашаются права и свободы, но фактически они не соблюдаются, отсутствует механизм их защиты).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |