КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА. Предмет и задачи курса «Методика организации художественно-речевой деятельности в дошкольном учебном заведении»
ЛЕКЦИЯ
Методика организации художественно речевой деятельности в дошкольных учебных заведениях - это область педагогической науки, которая изучает особенности восприятия, запоминания, понимания и воссоздания детьми дошкольного возраста содержания художественных произведений, специфику педагогической деятельности, направленной на формирование у детей знаний и навыков работы с книгой, художественным текстом, умения анализировать художественные тексты, сопоставлять их содержание с собственным поведением и одногодков, разыгрывать (декламировать, театрализовать, инсценировать) содержание художественных произведений. Объектом методики организации художественно речевой деятельности является художественно речевая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет - процесс организации педагогом художественно речевой деятельности детей. В задачах методики организации художественно речевой деятельности выделяют фундаментальные и прикладные. Фундаментальными задачами методики выступают: - исследование предметов восприятия, запоминания и воссоздания содержания художественных произведений, детьми дошкольного возраста; - определение принципов, методов и форм работы, с книгой и художественным текстом в дошкольном учебном заведении; - изучение закономерностей и тенденций восприятия и понимания детьми содержания художественных произведений. Прикладными задачами является: - определение смыслового аспекта работы с книгой в дошкольном учебном заведении; - разработка вариативних и инновационных методик работы с художественным текстом в дошкольном учебном заведении; - разработка педагогической системы руководства организацией художественно речевой деятельности дошкольников. Методика организации художественно речевой деятельности детей выделилась в самостоятельную педагогическую дисциплину из «Методики развития речи детей и ознакомления с окружающим миром в дошкольном заведении», которая, в свою очередь, была составляющей дошкольной педагогики. Выделение методики организации художественно речевой деятельности дошкольников как самостоятельной педагогической дисциплины было предопределено рядом факторов, а именно: - деятельностным подходом к работе с художественной книгой в дошкольном заведении, что привело к выделению разных видов деятельности, связанных с использованием художественных текстов в работе с детьми: художественно-речевой, театрально-игровой, театрально-речевой, речевой творческой деятельностью, изобразительно-речевой, музыкально-речевой; - увеличением удельного веса использования художественной литературы как на занятиях по художественно-речевой деятельности, так и на занятиях по всем другим разделам программы, а также в процессе работы в повседневной жизни (других режимных моментов: утренний подъем, прогулки, вторая половина дня, вечерние часы, самостоятельная художественная деятельность детей, утренники, литературные вечера, развлечения, выставки, игры-драматизации, и т.п.); - необходимостью теоретического и научного обоснования методики работы с художественными текстами разных жанров украинских и зарубежных писателей и произведениями устного народного творчества. Методика организации художественно речевой деятельности детей дошкольного возраста является составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных учебных заведений (воспитателей, старших педагогов-методистов, заведующих, инспекторов, методистов отделов образования) в зависимости от квалификационного уровня. Выделяют три уровни профессиональной подготовки. Первый уровень - практический, характерный для выпускников педагогических училищ. Будущие воспитатели в процессе обучения в педучилище должны приобрести практические умения и навыки привлечения детей к работе с книгой, художественным текстом, и воссозданию детьми содержания знакомых художественных произведений в разных видах деятельности. Второй уровень - теоретический, осуществляется в процессе подготовки специалистов дошкольного образования в колледжах. Студенты педагогических колледжей должны приобрести, кроме практических умений и навыков, еще и теоретических знаний как из теории художественно-речевой деятельности, так и методики ее организации с учетом возрастного периода детей. Выпускник (бакалавр) должен: - знать основные принципы отбора художественных произведений для детей и принципы ознакомления детей с художественными произведениями; - быть ознакомленным с источниками художественного чтения детям; - владеть вариативними методиками по организации художественно речевой деятельности и других видов деятельности в дошкольном заведении, связанных с использованием художественных текстов разных жанров; - уметь обнаруживать, анализировать и оценивать результаты педагогического влияния на детей в ходе художественно речевой деятельности. Третий уровень - рефлективный, характерный для выпускников дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов. Основные задачи преподавания методики организации художественно-речевой деятельности в институте, университете: - вооружить студентов теоретико-методическими знаниями относительно работы с художественными текстами и детской книгой в дошкольном учебном заведении; - знать психофизиологические особенности восприятия, запоминания, понимания и воссоздания дошкольниками художественных текстов разных жанров, и учитывать их в практической работе с детьми; - определять содержание, формы и методику работы, с художественными текстами с учетом возрастной группы и индивидуально психологических особенностей детей; - владеть диагностическими методиками относительно выявления уровня восприятия, запоминания, понимания, воссоздания содержания художественных текстов разных жанров и развития речи детей, по содержанию художественных текстов; - привить умение и навыки организационно-педагогической работы с художественным текстом и книгой в дошкольном заведении; - сформировать умение обобщать и распространять передовой инновационный педагогический опыт работы по художественно-речевой деятельности; - стимулировать разработку новых инновационных методик работы с художественной литературой в дошкольном учебном заведении. Методологическими принципами методики организации по художественно-речевой деятельности детей является положение материалистической философии относительно единства сознания, языка и деятельности; языка, мышления и речи; рационального и эмоционального (чувственного); общечеловеческих и национальных ценностей; законы диалектики: переход количественных изменений в качественных; борьба и единство противоречий. Методика организации художественно речевой деятельности детей связана с другими учебными дисциплинами, в частности: теорией литературы, украинской и зарубежной детской литературой, психологией, культурологией, искусствоведением, лингводидактикой, выразительным чтением, методиками изобразительного искусства, музыки, и другими профессиональными методиками. Методика, как и другие педагогические науки, использует комплекс методов научного исследования. Теоретические методы: изучение и анализ научного фонда литературы по проблеме исследования; моделирование, анализ и обобщение материалов исследования и педагогической практики. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, оценка компетентных судей; педагогический эксперимент. Методы научного исследования студенты используют в процессе подготовки курсовых и дипломных работ. Для этого используют и разрабатывают самостоятельно диагностические методики развития художественно-речевой деятельности детей. Приведем несколько диагностических методик. Понимание детьми содержания художественного текста
Вариант 1. Цель: выяснить понимание детьми содержания текста сказки, рассказа, стихотворения, определить способность подбирать предметы, картинки к содержанию произведения. Ход опыта: Ребенку читают художественный текст. Предлагают рассказать его, после этого отобрать предметы, картинки, о которых вспоминалось в содержании художественного текста. Результаты обработки опыта заносят в таблицу.
Вариант 2. Цель: выяснить особенности понимания детьми текста рассказа, определить умение замечать лишние предложения и лексические единицы в сюжете. Ход опыта: Ребенку читают по очереди рассказы Л, Толстого «Два товарища» и В. Осеевой «Плохо». По содержанию каждого проводится беседа. Спустя некоторое время предлагают опять послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища», но в другом виде (деформирован текст, в скобках предлагаются предложения из рассказа В.Осеевой «Плохо»). Два товарища Шли лесом два товарища, и выскочил на них медведь. (Собака сердито гавкала, опираясь на передние лапы.) Один ринулся наутек, влез на дерево и спрятался, а второй остался на дороге. (Прямо перед ней, прижавшись к плетню, сидел маленький взъерошенный котенок.) Делать ему было ничего: он упал на землю и сделал вид, что мертвый. Медведь подошел к нему и начал нюхать, а тот и дышать перестал. (Он широко открывал рот и жалобно мяукал. Недалеко стояли два мальчика и ожидали, что будет.) Медведь понюхал его лицо, подумал, что мертвый, и отошел. (В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.) Когда медведь пошел, тот слез из дерева и смеется: - Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо сказал? (Как вам не стыдно.) - А он сказал мне, что плохие те люди, которые в беде от товарищей убегают. Спросить у ребенка: Не заметил ли ты в содержании ничего лишнего? Возможно, здесь есть предложение из другого рассказа? В случае необходимости рассказ читается повторно. Результаты обработки опыта заносят к таблице. Понимание детьми фразеологических оборотов Цель: выяснить понимание детьми старшего дошкольного возраста фразеологических оборотов. Ход опыта: Опыт проводится с детьми выпускной группы дошкольного заведения (старшая или подготовительная к школе группа). Предложить 15 детям фразеологизмы и спросить: «Как ты понимаешь это высказывание? Что это означает?» Ответы детей записать дословно в протокол по схеме, отдельно на каждого ребенка.
Особенности пересказа художественного текста Цель: выяснить умение детей пересказывать (полно, сжато, избирательно) сказку. Ход опыта: Исследователь берет по двое детей из каждой возрастной группы (средней, старшей, подготовительной), читает им сказку один раз и предлагает пересказать (опыт проводится индивидуально с каждым ребенком). Предыдущая работа. Подобрав сказку, исследователь выделяет основные понятийные единицы текста, которые позволяют оценить перевод как полное воссоздание текста.
Вопрос для контроля: 1.Дайте определение предмета, объекта и задач методики организации художественно-речевой деятельности детей. 2. Определите теоретические и методологические принципы методики. 3. Раскройте сущность профессиональной подготовки воспитателя к организации художественно-речевой деятельности с детьми.
Практические задания: 1. Разработать (или выписать) три диагностических методики по художественно-речевой деятельности детей.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |