Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натуральное и товарное




Форма общественного хозяйства - это способ организации хозяйственной деятельности людей. История развития человеческого общества выделяет две формы общественного хозяйства: натуральное и товарное хозяйство.

Натуральное хозяйство - это такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для потребления внутри самого хозяйства, а не для обмена.

Его характерными чертами являются:

- преобладание естественного разделения труда;

- замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами;

- все потребности производителя удовлетворяются за счет собственного хозяйства;

-примитивные орудия труда, использование, в основном, физического малопроизводительного труда;

- преобладающая сфера деятельности - сельское хозяйство.

Видами натурального хозяйства являются:

 

присваивающие     воспроизводящее
использование благ природы     появление "экономического блага"
отсутствие гарантированного уровня потребления     гарантированность минимального уровня потребления
использование примитивных орудий труда   появление совокупности искусственно созданных орудий труда
доминирование собирательства     доминирование производства

Под товарным хозяйством понимается такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый производитель специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, становящихся в силу этого товарами на рынке. Условиями возникновения товарного производства (рынка) являются:

- общественное разделение труда, специализация производства;

- экономическое обособление хозяйствующих субъектов;

Выделяют два типа товарного хозяйства: простое и капиталистическое.

Простое товарное хозяйство - хозяйство самостоятельных мелких товаропроизводителей, при котором продукты производятся для обмена.

Общими чертами простого и капиталистического товарного хозяйства являются:

- частная собственность на средства производства;

- стихийный характер развития;

- конкурентная борьба.

Различия:

Простое Капиталистическое
- Средства производства принадлежат производителям - Средства производства находятся в собственности предпринимателя
- основано на личном труде - основано на наемном труде
- продукт принадлежит производителю - продукт принадлежит предпринимателю
- рабочая сила не является товаром - рабочая сила является товаром
- цель - удовлетворение потребностей производителя - цель - получение прибыли
- основано на отсталой технике. - основано на развитой машинной технике.

 

13. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

Первоначально «рынок» рассматривался как «базар», рыночная площадь. По мере развития товарного обмена, появления денег, «рынок» стал рассматриваться как рассматриваются как форма товарного и товарно-денежного обмена.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с многих сторон.

· с точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя;

· с точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики;

· с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводство: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Условиями возникновения рынка являются:

1. общественное разделение труда;

2. экономическая обособленность товаропроизводителей;

3. свобода обмена результатами.

Выделяют субъекты и объекты рынка.

Экономические субъекты рынка

           
     
 
 
 

 


домашнее хозяйство, фирмы, предприятия, государство

индивид (физические лица) организации (юр.лица)

Домашние хозяйства - являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.

Фирмы (предприятия) – субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие следующие виды экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.

Государство - совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.

Объекты: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.

Функции рынка:

Информационная - посредством формирования рыночных цен рынок определяет основные ориентиры в поведении, как потребителей, так и производителей;

Посредническая - обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Регулирующая - осуществляется регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнёров по бизнесу, предложение товара по объёму и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре.

Интегрирующая - обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике.

Стимулирующая – рынок стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; научно-технического прогресса.

Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.