КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы анализа прочностной надежности двигателей
Лекция №2
Под прочностной надежностью понимается отсутствие отказов (нарушений работоспособности) конструкции, связанных с разрушением или недопустимой деформацией ее элементов. Обеспечение прочностной надежности является одной из важнейших задач, решаемых на стадиях проектирования, экспериментальной доводки, производства и эксплуатационного обслуживания авиационных двигателей. Обеспечением прочностной надежности приходится заниматься не только специалистам- прочнистам, но и конструкторам, испытателям, технологам, эксплуатационникам. Количественной характеристикой прочностной надежности является вероятность безотказной работы в течение заданного ресурса. Поскольку на стадии проектирования двигателя непосредственное определение этой характеристики затруднительно, для оценки прочностной надежности обычно пользуются коэффициентами запаса прочности. Кроме того, поскольку часто разрушение деталей представляет собой процесс постепенного накопления повреждений, пользуются оценками долговечности (ресурса). Ресурс двигателя (узла, детали) - наработка, при достижении которой эксплуатация двигателя (узла, детали) становится невозможной или недопустимой и должна быть прекращена. Ресурс измеряется в часах эксплуатации двигателя или в полетных циклах. В течение ресурса двигатель должен удовлетворять требованиям безопасности полетов, сохранять заданные эксплуатационные характеристики (тягу, удельный расход топлива и др.). Методология обеспечения прочностной надежности состоит в расчетном и экспериментальном моделировании нагружения деталей и их поведения в условиях эксплуатации (см. рисунок 3.1). Термин «моделирование» здесь отражает понимание отличия реальных процессов, происходящих при эксплуатации детали в двигателе, и тех представлений об этих процессах, которые удается реализовать в расчетах и экспериментах. Рисунок 3.1 – Схема моделирования прочностной надежности
Для определения критериев прочностной надежности (коэффициентов запаса, долговечности, вероятности поломки) необходимо обоснованно выбрать или разработать модельные (упрощенные) представления о поведении материала, форме детали, действующих нагрузках и механизме разрушения. В качестве моделей материала обычно используются модели сплошной среды, достоверно описывающие поведение металлов и полимерных материалов, используемых для изготовления деталей ГТД. Основная особенность этих моделей - осреднение свойств по объемам материала, содержащим достаточно большое число структурных элементов (например, зерен металла). При решении исследовательских задач иногда используются модели, учитывающие реальную структуру материала (например, при оценке ресурса деталей). Применение той или иной модели поведения материала определяется условиями работы детали, преимущественными механизмами разрушения. В любом случае модель материала включает в себя характеристики, определяемые из специальных экспериментов. Модели формы - упрощенные представления о форме деталей: учет всех особенностей формы детали не всегда возможен и целесообразен. Выбор той или иной модели формы обычно предполагает определенные упрощенные представления о напряженно-деформированном состоянии детали. Так, например, применение стержневых моделей, которыми обычно ограничиваются расчеты в курсе сопротивления материалов, предполагает, что напряженное состояние детали одноосное. Стержневая модель, например, при расчете на прочность лопатки, дает лишь приближенное представление о напряженном состоянии; для анализа таких эффектов как концентрация напряжений необходимы трехмерные модели. Модели нагружения - совокупность упрощенных представлений о взаимодействии детали с другими элементами двигателя, характере распределения по поверхности или объему и изменении во времени внешних сил, моментов, давлений. Как правило, модели нагружения должны учитывать нагрев детали. По характеру изменения во времени принято различать квазистатические и динамические нагрузки. Первые изменяются во времени в связи с изменением режима работы двигателя или полета летательного аппарата; они могут изменяться циклически с периодичностью в минуты и даже часы и определять процессы малоцикловой усталости материала. Динамические нагрузки связаны с колебаниями элементов двигателя, характерная частота их изменений - сотни и тысячи раз в секунду; они определяют процессы многоцикловой усталости.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |