Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Модели представления знаний

Организация знаний в базе данных.

Показателем интеллектуальности системы с точки зрения представления знаний считается способность системы использовать в нужный момент необходимые (релевантные) знания. В проблеме доступа к знаниям выделяют три аспекта: связность знаний и данных, механизм доступа к знаниям и способ сопоставления.

Связность (агрегация) знаний является основным способом, обеспечивающим ускорение поиска необходимых знаний. Все знания, характеризующие некоторую сущность, связываются и представляются в виде отдельного объекта. При подобной организации знаний, если системе потребовалась информация о некоторой сущности, то она ищет объект, описывающий эту сущность, а затем уже внутри объекта отыскивает информацию о данной сущности выражения структуры объекта. В объектах выделяют два типа связок между элементами: внешние и внутренние. Внутренние связки объединяют элементы в единый объект и предназначены для выражения структуры объекта. Внешние отражают взаимозависимости, существующие между объектами. Внешние связки можно подразделить на логические и ассоциативные. Первые выражают семантические отношения между элементами знаний, вторые предназначены для обеспечения взаимосвязей, способствующие ускорению процесса поиска релевантных знаний.

Механизм доступа к знаниям рассматривают как двухэтапный процесс. На первом этапе, соответствующем процессу выбора по ассоциативным связкам, совершается предварительный выбор в азе знаний потенциальных кандидатов на роль желаемых объектов. На втором этапе путем выполнения операции сопоставления потенциальных кандидатов с описаниями кандидатов осуществляется окончательный выбор искомых объектов.

Операции сопоставления могут быть синтаксическими, параметрическими, семантическими. Выделяют также принуждаемое сопоставление. В случае синтаксического сопоставления соотносят формы (образцы), а не содержание объектов. В параметрическом сопоставлении вводится параметр, определяющий степень сопоставления. В случае семантического сопоставления соотносятся не образцы объектов, а их функции. При принуждаемом сопоставлении один сопоставляемый образец рассматривается с точки зрения другого.

Системы ИИ являются системами, базирующимися на знаниях. Основные свойства таких систем:

- раздельное хранение знаний, представленных в символьной форме и компонентов обработки этих знаний;

- системы могут делать выводы и принимать решения на оснговании сохраненной информации, которая представляется в системах не явно, однако органически связана с этими системами;

- системы обладают способностью к пояснениям, т.е по требованию пользователя должны быть в состоянии вывести понятную и ясную для него цепочке рассуждений;

-способность к обучению – способность выводить знания на основании информации, полученной от пользователя.

Интеллектуальные системы разделяют следующие представления знаний:

- специфические для данной области знания эксперта, т.е статистическая БЗ, сформированная при проектировании системы, содержание которой остается неизменным при использовании системы;

- факты – знания о специальных случаях, которые пополняются за счет ввода знаний пользователем во время работы с системой;

- промежуточные и окончательные результаты, которые получаются выводами на основании имеющихся знаний.

Различают следующие уровни представления знаний:

- проблемно-ориентированный – уровень пользователя;

- уровень, ориентированный на реализацию программы (знания на языке программирования);

- системный уровень (биты) – внутрикомпьютерное представление.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы знаний | Модели представления знаний. От формы представления знаний зависят характеристики и свойства систем ИИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.