Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналогичные процессы создания и использования агрокалендарей наблюдаются и в других раннеземледельческих обществах во всех регионах Земли

Возникает

Как это происходит?

Продолжает развиваться, приобретая новый уровень, система

Ø запретов, дозволений и позитивных обязываний,

Ø происходит "расщепление мононорм".

Позитивное обязывание занимает все больший и больший объем.

Скажите можно заниматься земледелием без астрономических знаний? Естественно, что нет. Поэтому одним из первых вкладов в общую сокровищницу человеческой культуры явилось создание календарей, системы исчисления времени, в основе которой лежит периодичность явлений природы, зримо представленная движением небесных светил.

Агрокалендари по дням расписывали всю жизнь каждого члена ранне­земледельческой общины.

Неукоснительное соблюдение агрокалендарей становится основой всей

Ø производственной, общественной,

Ø да и личной жизни членов раннеземледельческой общины.

v аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей (жрецы),

v складываются культовые способы обеспечения агрокалендарей, их толкователями выступают жрецы.

Ø Нарушение предписаний календаря считается оскорблением богов.

Вот что отмечает Ю.В.Кнорозов, - один из крупнейших исследователей раннеземледельческого общества майя (Месоамерика): "Переход к высокопродуктивному (дающему прибавочный продукт) земледелию у майя был связан с достижением в двух областях - в области селекции растений (выведение гибридных, высокоурожайных сортов маиса и других полезных культур) и в области четкой регламентации всего сельскохозяйственного цикла в рамках точнейшего солнечного календаря".

Появляются, таким образом, способы, регулирующие поведение человека путем указания на то,

Ø что обязательно надо делать ("должно"),

Ø что разрешено делать ("можно"),

Ø что запрещено делать ("нельзя")

Ø или что безразлично для общества, то есть можно поступать по своему собственному усмотрению.

Этот новый способ регулирования и характеризует право.

А

нормы морали, появившиеся в ходе расщепления мононорм, содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки

Ø добро это или зло,

Ø честно, справедливо или постыдно, не по совести.

Словом, содержат указания, что "хорошо", а что "плохо".

В воздействии этого содержания правовых и моральных норм

v на человека,

v на его психику

v и через нее на поведение

и заключено, в сущности, регулятивное значение правил поведения, социальных норм.

Многочисленные сложные взаимосвязи

v прав ("можно") и обязанностей ("должно"),

v запретов и разрешений,

v позитивного обязывания, обеспеченного принуждением,

пронизывают всю социальную структуру ран­неклассового общества, города-государства.

Таким образом, способы регулирования были прежде всего ориентированы на общесоциальные функции, на обеспечение нового типа трудовой деятельности.

Новые исторические данные, теоретически обобщенные, свидетельствуют о более глубоком, качественном отличии регулирования поведения людей

v в раннеклассовых обществах от регуляции в первобытном обществе,

v и не только по содержанию и способам регулирования,

v но и по другим характеристикам.

Вопрос:так что же изменилось в содержании элементов социальных норм на стадии производящей экономики?

Например, по форме выражения. И эта сторона регулятивной системы в раннеклассовых обществах, где зародились МИФЫ, ОБЫЧАИ, РИТУАЛЫ принципиально отличается от регуляции в первобытном обществе.

Выше мною отмечалось, что подражание действиям богов, закрепленным в агрокалендарях, явилось исполнением нормативных указаний этих календарей.

Таким образом, в социально-регулятивной системе в IV-III тыс, до н.э. появляется новый элемент - четкое фиксирование в письменных источникам норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.

С появлением нормативных агрокалендарей мы встречаемся с принципиально новым способом фиксации норм, их новым выражением, распространением.

Становление собственно права и начинается с агрокалендарей в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии и других государств примерно в IV-III тыс.до н.э.

На последующем этапе развития города-государства возникают и иные письменные источники, выражающие

v систему запретов, дозволений, позитивного обязывания,

v по-прежнему сохраняющие связь с религиозными воззрениями,

v но переводящие всю регулятивную систему в ее более доступную информационную, всеобщую, "земную" форму.

На этом этапе появляются

законы, кодексы, своды законов (первый известный нам свод законов - это свод царя Ур-Намму, который жил в Шумере в III тыс.до н.э.),

в о з н и ка е т

систематизация законодательства, судебной практики и т.д.

Многие законы раннеклассового общества, которые до нас донесла история, законы Хаммурапи (Древний Вавилон), законы XII таблиц (Рим). несли в себе печать социальной защиты большинства населения.

Объясняется появление "прогрессивных" законов уже на самых первых этапах правового развития тем, что борьба народных масс временами тормозила процесс правообразования, направленный на усиление эксплуатации. Такая борьба находила отражение в древнейших юридических актах, хотя в тоже время многие их нормы предусматривали смертную казнь.

Например, по кодексу Хаммурапи (18 в. до н.э.) содержалось свыше 200 статей на базальтовом столбе (“ столб законов” )за любую кражу имущества. Вор возмещал собственнику в ДЕСЯТИКРАТНОМ размере, а если это имущество было “божьим или дворцовым ” т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в ТРИДЦАТИКРАТНОМ размере.

В особой статье указывалось «Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно у б и т ь, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

В нормах перечисленных законов предпринималась попытка

v ограничить богатство,

v закрепить справедливые цены, например, по тому же закону Хаммурапи справедливые цены выбивали на каменных стенах и устанавливали возле рынков, что отражало борьбу народных масс против усиления эксплуатации.

Отсюда можно сделать в ы в о д, что п р а в о уже на самых первых этапах своего возникновения наряду с выполнением общесоциальных функций выступало и в роли нормативно-классового регулятора, т.е. регулирования общественных отношений с позиций интересов господствующего класса.

 

Или, например, взять такой элемент системы социальных норм первобытного общества как ПРОЦЕДУРЫ.

Процедуры, как форма обеспечения и осуществления правил поведения в раннеклассовых обществах, также приобретают качественно новый характер

Прежде всего

v формируются новые способы социального контроля за выполнением норм раннеклассового общества.

И если на стадии присваивающей экономики таким контролером выступало

· общество в целом,

· общественные лидеры,

· то теперь это специально назначенные должностные лица (например, учетчики выхода на работу и организации труда общинников-земледельцев), специально созданные социальные институты - полиция, армия.

А для разрешения споров создается специальный государственный орган СУД. СУД так же используется для

§ поддержания законов,

§ наказания их нарушителей.

Как мы видим государство постепенно начинает вмешивается в экономический оборот, договорные отношения.

Тем самым процедурная сторона регулятивной системы раннеклассового общества приобретает все более формализованный институциональный характер (т.е. нормы выработанные и санкционированные особыми государственными органами).

Отметим и следующее. В раннеклассовых обществах, т.е. на ранних стадиях развития древневосточных, античных обществ еще действуют обычаи, перерастая затем в обычное право (при условии, что если обычаи начинают признавать и защищать аппарат государства, в том числе суды).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мононормы находились в органичной связи | Обычное право имеет свою специфическую процедурную сторону
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.