Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие законодательной техники. Юридическая терминология. Виды юридических терминов. Понятия «юридическая конструкция», «правовые символы». Значение правовых аксиом

Читайте также:
  1. C.3.2.3.2 Назначение
  2. C.5.4.2.1 Назначение
  3. C.7.4.2.1 Назначение
  4. C.7.5.2.2 Назначение
  5. D.1.3.1.3 Назначение
  6. D.2.3.1.3 Назначение
  7. E.1.2.2.1 Назначение
  8. E.2.2.2.1 Назначение
  9. F.13.4.2.1 Назначение
  10. F.2.2.2.1 Назначение
  11. F.5.3.2.1 Назначение
  12. F.6.2.2.1 Назначение

Момент введения в действие чаще всего указывается в со­путствующем акту документе — постановлении о введении (о по­рядке введения) нормативного правового акта в действие или в . самом акте. Делается это так.

Кругом лиц.

Пространством и

Порядок вступления нормативных правовых актов в силу и прекращения их действия. Обратная сила закона. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

Дей­ствие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами:

- временем,

1). Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

а) Называется конкретная дата введения нормативного право­вого акта в действие. Чаще всего срок между принятием норма­тивного акта и вступлением его в силу не превышает одного-трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или тре­буется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными. Например, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. вступил в силу по истечении десяти дней со дня его офи­циального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, ох­рана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств ин­дивидуальной зашиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.

б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. был опубли­кован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу; Феде­ральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Россий­ской Федерации» от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.

в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга­нов». Таким же является и Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ста­вится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.



г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания (в качестве примера можно сослаться на постановление Государственной Думы о Федеральном законе «О вневедомственной охране» от 2 июля 1998 г. — «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поста­новляет:

1. Принять Федеральный закон «О вневедомственной охране».

2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федераль­ного Собрания Российской Федерации.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия» (СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3275).

Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. По­лучить же достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликова­ния. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают — промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально всту­пил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. На­пример, постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке Российской Федерации» было принято 18 сентября 1998 г., а опуб­ликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.

д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу не­нормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содер­жащие сведения, составляющие государственную тайну, или све­дения конфиденциального характера.

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Феде­ральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.

Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норматив­ный характер, и акты Правительства Российской Федерации, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда­нина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов ис­полнительной власти, а также организаций, вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их офи­циального опубликования.

Порядок постепенного вступления в силу (введения в дей­ствие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имею­щих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имею­щих ограничительный гриф и предназначенных строго определен­ным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопро­сов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов ор­ганов исполнительной власти, требует совершенствования суще­ствующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.

Прекращают свое действие нормативные правовые акты:

а) по истечении срока, на который были приняты;

б) с изме­нением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты пе­риода Великой Отечественной войны после ее окончания);

в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предпи­саний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содер­жит пункта, указывающего на акты или положения, утрачиваю­щие силу в связи с введением в действие нового нормативного пра­вового акта. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г. названы два закона Россий­ской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

Отмене устаревших нормативных правовых предписаний не­редко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и призна­нии утратившими силу решений Правительства Российской Фе­дерации в связи с принятием Конституции Российской Федера­ции» от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. По­становлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений быв­шего Совета Министров РСФСР.

С действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативного правово­го акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет, т.е. распространяет свое дейст­вие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людь­ми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта.

Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юри­дическом правовом акте и формулируется словами: «Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие». Примером может слу­жить ст. 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998'г., ст. 147 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г. и др.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обрат­ную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устра­няет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокраща­ет применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.

Обратная сила новому закону может быть придана также пря­мым указанием законодателя. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 г., однако в ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. говорится: «Дейст­вие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распростра­няется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 ян­варя 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса». Действие нового Кодекса, таким образом, рас­пространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 г.

2. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории госу­дарства. Однако есть акты ограниченного территориального дей­ствия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят на­ходящиеся в пределах государственных границ:

а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой);

б) воды, включая территориальные воды — примы­кающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати мор­ских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) прирав­ниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в от­крытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к терри­тории государства повсеместно, а невоенные морские и воздуш­ные суда — соответственно только в водах и воздушном простран­стве своего государства в открытом море и воздушном простран­стве над ним.

На государственной российской территории и территории, ус­ловно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора».

3). Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные правовые акты дей­ствуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужа­щих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Край­него Севера имеет в виду только граждан, работающих и прожи­вающих в этих регионах, законодательные предписания об ответ­ственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.

В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за гра­ницей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским законам, что не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания.

Не подпадают под действие нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации (и тем самым не подлежат юридической от­ветственности) лица, обладающие дипломатическим иммуните­том. Это главы представительств и члены дипломатического пер­сонала представительства, главы и члены делегаций на междуна­родных встречах и конференциях и др.

Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.

 

 

Законодательная техника.Законодательная техника — важнейшая составная часть (на­ряду с правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой совокупность специфических средств, пра­вил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

Законодательная техникасовокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и система­тизации нормативно-правовых актов.

Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:

а) выражения воли законодателя (языковые, логические и тех­нико-юридические приемы). Здесь речь идет прежде всего о тер­минах, конструкциях, символах, неопровержимых презумпциях и фикциях;

б) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь идет об абстрактном и казуис­тическом способе изложения норм, о наиболее оптимальном соот­ношении нормы права и статьи закона и др.;

в) структурного построения норм права и нормативных пра­вовых актов. С этой точки зрения норма права, регулирующая по­ведение людей, обязательно должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные законодательные акты включа­ют преамбулу или иные вводные положения. Кодексы, как пра­вило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно де­лятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской Федерации и органов местного само­управления — на пункты;

г) процедуры принятия законопроектов (проектов норматив­ных правовых актов). Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, первое, второе и третье чтение законопроекта и др.;

д) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования, порядок вступления принятых нормативных пра­вовых актов в силу, обратная сила закона и др.;

е) систематизации законодательства. В строгом смысле сло­ва — это уже не законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей обработкой нормативного пра­вового материала. Речь идет о правилах, приемах и средствах кон­фискации, инкорпорации, консолидации.

Все названные нами приемы, средства и правила законода­тельной техники подробно рассмотрены в соответствующих темах данного учебника. Поэтому охарактеризуем лишь языко­вые, логические и технико-юридические средства, способы и при­емы выражения воли законодателя: о них ничего более не гово­рится в настоящем курсе и они мало освещены в учебной лите­ратуре.

Юридическая терминология

Юридические термины (лат. — предел, грани­ца) — это слова или словосочетания, точно обозначающие опре­деленное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и за­конодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

1. Общеупотребительные термины — слова обычного лите­ратурного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни зако­нодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию до­ступными для понимания.

2. Специальные юридические термины это термины, отра­жающие особенности государства и права как специфических со­циальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: «правоотноше­ния», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юриди­ческие термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем («алименты», «иск», «договор», «правоспособ­ность» и др.).

3. Специальные неюридические термины это термины, со­ставляющие принадлежность других (неюридических) наук и от­раслей и используемые в законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика», «эпизоотия», «венерическая бо­лезнь» и др.).

Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям зна­ний, принадлежностью которых они являются.

Юридическая терминология должна отвечать требованиям:

- точности в обозначении того или иного понятия: единства (одно­значности, когда термин имеет одно, а не несколько значений);

- краткости, ясности и простоты.

Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски. «В законе нужен ровный, спокойный тон изложения, не окрашенный субъективным переживанием, не зависящий от характера трактуемого пред­мета, без пышной торжественности, нервной взволнованности, ро­мантической приподнятости или бытовой заземленности» (Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 29.).

Для законодательства, к примеру, привычен термин «государ­ство», но не употребляются близкие ему по смыслу слова «отече­ство», «отчизна», «родина», «держава». Законодатель оперирует термином «смерть», но не использует слова «гибель», «кончина» и т.д.

По образному замечанию известного русского правоведа С.В. Пахмана, «для того, кто уже успел близко освоиться с юри­дической наукой, сухость ее не отталкивает его, напротив, строгие и точные ее начала и без всякой окраски социального или поли­тического характера, будут для него столь же привлекательны, как числовые формулы для математика» (Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882. С. 67)..

Эта же мысль, но дру­гими словами: «Для юриста слова-термины — то же, что для аст­ронома условные буквы; как с теми, так и с другими приходится ознакомиться приступающему к изучению» (Ефимов В.В. Догма римского права. СПб., 1897. С. 19.).

Юридическая конструкция — специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридические конструкции представляют собой плод много­летней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.

Сфера и особенности регулируемых правом общественных от­ношений определяют и тип связи нормативного правового мате­риала, иными словами, своеобразие той или иной юридической конструкции. Для гражданского права, имеющего дело, главным образом, с имущественными отношениями, типичны такие юри­дические конструкции, как «договор», «право собственности», «добросовестный владелец» и др. Уголовное право, имеющее сво­им предметом преступление и наказание, оперирует конструкция­ми состава преступления, невменяемости, освобождения от уго­ловной ответственности и т.д.

Как и нормы права, юридические конструкции моделируют общественные отношения специфическими правовыми средства­ми и тем самым значительно сокращают, упрощают и стабилизи­руют процесс правового регулирования многообразной социаль­ной жизни.

Например, в случае совершения преступления лицо, осуще­ствляющее предварительное расследование, исходит из конст­рукции состава преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Эта конструкция четко определяет программу и порядок действий дознавателя, следователя или судьи, избавляет его от излишней работы, не имеющей отношения к делу. Конструкция гражданско-правового договора (например, купли-продажи, дарения и др.) однозначно определяет положение сторон, их права и обязанности.

«Прикладывая» юридические конструкции к тем или иным общественным отношениям, люди упорядочивают свою социаль­ную жизнь, удовлетворяют разнообразные интересы, нормализу­ют общественный порядок. Хорошо продуманные и эффективно работающие юридические конструкции — необходимое условие стабильности правовой системы.

Правовые символы. — это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика — своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, ла­пидарности и образности. Символам как разновидности искусст­венных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они не­редко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчи­таны на чувственное, эмоциональное восприятие.

Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древ­них правовых систем. Используются юридические символы и в современных законодательных системах.

В отечественном праве, например, законодательно закреп­ляется и тем самым приобретает правовой характер ряд симво­лов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн — как сим­волы государства, вставание присутствующих в суде судебного за­седания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Пре­зидентом России присяги — как символа служения народу и т.д.

Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству наряду с лаконичнос­тью, строгостью, определенную образность.

Особенно велика роль символов в праве была в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. «Каждый символ был необходимым и естественным вы­ражением мысли и имел священно-историческое значение. Что после осталось только символом, то в древности было самой ма­терией действия или содержанием» (Морошкин Ф.О. О постоянном образовании законодательства. М., 1832. С.128.).

Многочисленные примеры правовых символов можно найти в древнем праве, а упоминание о некоторых из них есть в Ветхом Завете:

«Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля» ( Ветхий Завет. Книга Руфи, 4.7.).

В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения собственности — «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей — совершеннолетних полноправных граждан и еще одного — шестого, державшего весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).

По-видимому, в еще более далекие времена, когда деньги от­мерялись на вес, обряд этот не был формальным (символическим), а являлся действительным актом купли-продажи (См.: Фейхтвангер Л. Сыновья // Собр. соч. в 12-ти томах. Т. 8. М., 1966. С.495.).

Своеобразный обряд определения зерна за убитую собаку су­ществовал у саксонских крестьян. Если была убита собака, то ее необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока зерно полностью не покроет собаку (Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений. М., 1901. С. 13.).

В период зарождения земельной собственнос­ти в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею.

С развитием правовых систем, совершенствованием юридичес­кой формы символические действия уступали место правовым по­нятиям, конструкциям, терминологии.

Правовая аксиома - положение, которое принимается в юридической науке и законодательстве без доказательств, в силу его убедительности, истинности.

Правовые аксиомы как общепринятые положения — это опорные точки,

кирпичики фундамента, на котором базируются и развиваются юридическая наука и законодательство.

Аксиомы представляют собой результаты мыслительной деятельности человека и выражаются в понятиях и суждениях. Истинность и убедительность их проверены многолетней, а нередко и многовековой практикой.

Правовые аксиомы имеют дело с юридическими явлениями и отражают их особенности. Аксиомы, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, становятся законодательными аксиомами.

Для каждой сферы юридической деятельности, каждой отрасли правоведения и законодательства характерны свои аксиомы.

Для правотворчества, например, аксиомами стали:

♦ правила формулирования юридических норм,

♦ изложения их в нормативных актах,

♦ опубликования, вступления в юридическую силу.

Действие юридических норм и процесс их применения базируются на таких правовых аксиомах, например, как:

♦ "субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность",

♦ "всякое правонарушение предполагает наказание",

♦ "из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим госу­дарственным органом, и акт, принятый в более -позднее время",

♦ "окончательная квалификация деяния возможна только после установления всех фактических обстоятельств дела",

♦ "закон обратной силы не имеет" и др.

Нарушение правовых аксиом, их игнорирование приводят к произволу и

юридическому хаосу.

Правовые аксиомы: ♦ служат интересам всего населения страны, ♦ их исполнение укрепляет порядок в обществе, ♦ вводит правовую жизнь в цивилизованное русло.

Задевают они интересы лишь тех людей (и эти люди готовы их опровергнуть и делают это), которые: ставят себя над законом, пропитаны правовым нигилизмом и смутно различают демократию и анархию.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В юридической литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации | Правовые презумпции и их виды. Правовые фикции и их значение в правоприменительной практике

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.016 сек.