Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые акты характеризуются определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие




ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Важно различать применение права, когда право выступает как регулятор позитивных норм и охранительных норм. В силу этого применение права подразделяется на такие формы (виды) как:

- оперативно-исполнительская,

- и правоохранительная деятельная деятельность.

ОПЕРАТИВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ деятельность -есть организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов, например,:

- прием на работу,

- регистрация брака,

- награждение правительственной наградой,

- назначение на должность и т.п.

При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Для правового государства эта форма применения права является основной, профилирующей. Посредством этой формой реализации права объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, обеспечивается нормальная жизнедеятельность общества.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерная в первую очередь для суда, прокуратуры, для органов контроля и арбитража. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства,

Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда или следователя.

В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты адресуются конкретным лицам.

В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном порядке. Особенно это касается таких отраслей права как гражданское, уголовное право.

В этой связи каждому юристу необходимы знания основных стадий процесса применения норм права. Теория права выделяет несколько стадий.

(1). Установление фактических обстоятельств дела является первым этапом в деятельности любого правоприменительного органа. Пока нет фактов, урегулированных правовой нормой, нет и основания для ее применения. Но факты не просто надо установить, их еще надо закрепить, собрать. Здесь действуют различные процедуры: составление протоколов, видеосъемка, фотографирование и иные формы фиксации.

Затем надо исследовать факты, определить их достоверность, а также достаточность для применения права.

И, наконец, на этой стадии решается вопрос ключевой - истины или ложны оценки тех или иных фактов для применения права. Оценка фактов (обстоятельств) с позиций их истинности - это особый предмет теории права, той ее части, которая выделяется как теория доказательств. Сфера использования этих теоретических знаний это уголовный процесс и гражданское судопроизводство.

(2). Выбор нормы права. С установлением фактических обстоятельств тесно связана другая стадия - правильный выбор нормы права. Иногда обе эти стадии тесно переплетаются.

Установленный факт нужно юридически квалифицировать, что возможно лишь на основе знания правовых норм.

Выбор правовых норм для их применения к рассматриваемым фактам иногда очень сложен. Эта сложность может быть порождена несовершенством законодательной техники, что приводи к коллизиям норм.

Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему:

- если нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа;

- если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

(3). Проверка подлинности теста нормы права, а также ее юридической силы. У правоприменительного органа во избежание ошибок при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Следует пользоваться текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права.

Проверка юридической силы нормы права складывается из:

- выяснения действия нормы права во времени,

- в пространстве и по кругу лиц.

Это означает, что каждую избранную норму нужно исследовать:

а). действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;

б). действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено;

в). распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения.

(4). На четвертой стадии осуществляется толкование нормы права, уяснение ее смысла. Эта стадия является столь значимой, что ей мы посвятим отдельную лекцию.

(5) Вынесения решения компетентным органом. Пятая стадия применения норм права заключается в оформлении государственным органом акта применения правовой нормы. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного решения (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова. Все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения.

Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем. Этот акт индивидуального значения. Он приводит к возникновению, изменению или прекращении, конкретных правоотношений.

(6). Наконец в отдельную стадию выделяют процедуру доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций, например, оглашение приговора, либо решение руководителя учреждения по факту нарушения трудовой дисциплины работником, решения суда по иску организации. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место.

Ко всем шести стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к применению права. Они таковы.

ЗАКОННОСТЬ предполагает соблюдение всех процедурных требований при квалификации обстоятельств дела, при выборе и использование нормы права. Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой.

ОБОСНОВАННОСТЬ означает, что

- должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

- такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

- все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.

Следовательно, обоснованность требует, что обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ предполагает оценку конкретного правоприменения по критерию: а надо ли вообще применять право, социально полезно ли это? Тут могут быть две крайности.

С одной стороны, целесообразность иногда подменяет законность и остается ненаказанным тот или иной правонарушитель. А известно, что эффективное применение права заключается не в жестокости, а в неотвратимости.

С другой стороны, из-за ложно понятой целесообразности мера применения права всячески нарушается. Правонарушитель подвергается сверхжесткому наказанию. Так, напр., в 30-е годы в России под предлогом защиты социалистической собственности подвергались жесточайшему наказанию (10 годам л/с) те лица, которые собирали для себя колоски, оставленных на полях после уборки зерновых.

Таким образом, целесообразность, это с одной стороны, недопустимость прикрытие нарушение законности ссылками на целесообразность, а с другой - в пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - великий критерий, когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Справедливость как критерий это требование к актам применения права. Именно в них закладывается идея о социальной справедливости. Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом. Нравственная сторона, моральная оценка случая, подлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

49. Акты применения права: понятие, основные их черты, основания классификации и виды.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, по­средством которых закрепляются решения компетентных орга­нов по конкретному юридическому делу.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкрет­ному делу официального компетентного органа, которого госу­дарство уполномочило на реализацию права в определенных сфе­рах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой госу­дарства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, уста­новленную законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивиду­альное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регу­лирует не вид общественных отношений, а единичное, конкрет­ное отношение.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения праваэто официальное ре­шение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулиру­ет определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права, являясь общей нормативной основой пра­вового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания норматив­ного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкрет­ных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (норматив­ный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенци­ального права в реальное только посредством акта применения права — решения соответствующего органа о выделении кварти­ры и выдачи на нее ордера.

Правоприменительные акты принимают практически все ор­ганы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие.

Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по раз­личным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты под­разделяются на:

а) акты государственных органов и обществен­ных организаций;

б) акты главы государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты орга­нов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры;

ж) акты органов надзора и контроля;

и) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при­меняемых норм различают:

а) акты конституционно-правовые;

б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выде­лить:

а) акты исполнительные, связанные с применением диспо­зиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и при­званные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;

б) акты правоохранитель­ные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреж­дению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; ука­зывающие объем их субъективных прав и юридических обязан­ностей; предусматривающие моменты возникновения конкрет­ного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют из­вестную роль в индивидуальном регламентировании обществен­ных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реали­зацию правоотношений и, следовательно, достижение целей пра­вового регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права под­разделяются на

а) акты-документы и

б) акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще офор­мленное решение компетентного органа, составленное в пись­менном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить за­конность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловле­но положением правоприменительного органа и значением рас­сматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие все четыре его составные части — вводную, опи­сательную (констатирующую), мотивировочную и резолютив­ную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);

б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;

в) содержащие две части — вводную и резо­лютивную (акты-разрешения на совершение определенных дей­ствий);

г) не имеющие указанных разделов, за исключением ре­золютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «испол­нить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствую­щих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отда­ваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия со­вершаются посредством сочетания определенных жестов, движе­ний и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осу­ществляющего регулирование движения транспорта и пеше­ходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия об­ладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголов­ную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Ос­новные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательны­ми считаются такие акты, которые содержат предписания, подго­тавливающие издание основных актов (надзора и контроля, про­цедурно-процессуальные).

7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штра­фа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.