Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая стадия- стадия возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей(стадия действия юридических норм)




Стадии и элементы механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону, а именно процесс перевода нормативного права в упорядоченность общественных отношений.

Правовое регулирование представляет собой долговременный процесс, который распадается на стадии.

При этом надо помнить, что на каждой стадии работают особые юридические средства ( элементы: норма права; юридический факт или фактический состав ; правоотношение; акты применения права, охранительные правоприменительные акты), в совокупности составляющие механизм правового регулирования.

3.1. Стадии механизма правового регулирования

Правовое регулирование включает следующие стадии:

(1). Первая стадия - стадия регламентирования общественных отношений. На первой стадии формируется правило поведение, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов субъектов права. Эта стадия реализуется в таком элементе МПР, как нормы права.

Таким образом, в процессе этой стадии формируются и создаются правовые нормы, направленные на регулирование поведения и деятель­ности юридических и физических лиц.

Основным содержатель­ным моментом этой стадии является процесс правотворчества, т. е. создания нормативных правовых актов, являющихся осно­вой механизма правового регулирования.

На данной стадии, на основе созданных правовых норм возникают права и обязан­ности у конкретных субъектов правоотношений, когда физи­ческие и юридические лица оказываются в системе правовой связи и когда правам одной стороны соответствует юридичес­кая обязанность другой. Элементом в МПР выступает юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для достижения конкретных интересов субъекта права в рамках правовых норм.

Таким образом, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав.

(3). Третья стадия - стадия реализации субъективных юридических прав и обязанностей. Эта стадия показывает, как предписания правовых норм выполняются на практике, в реальных жизненных усло­виях. Речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм и при наличии юридических фактов. Здесь выявляется какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, а какая из сторон призванная его удовлетворить, т.е. юридическую обязанность.

Следрваиельно, одна сторона осуществляет свои права, а дру­гая сторона соответственно выполняет возложенные на нее юридичес­кие обязанности, удовлетворяющие права первой стороны.

В результате право оказывает реальное воздействие на общест­венную жизнь, определяя поведение и деятельность юридичес­ких и физических лиц.

Данная стадия воплощается именно в таком элементе МПР, как правоотношение.

(4). Четвертая стадия - это стадия применения права, т.е. реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, а именно позволяет субъекту право удовлетворить свои интересы.

Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – реализуются в поведении конкретных субъектов.

Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

При с о б л ю д е н и и субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Таким образом, он не препятствует (не реализует свои собственные интересы), которые бы противоречили интересам или осуществлению своих прав другой стороне (контрсубъекту).

При и с п о л н е н и и обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы другой сторон (контрсубъекта) и не ставить ему препятствие в какой-либо форме (напр., невыполнение или частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента).

При и с п о л ь з о в а н и и субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц.

Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов другой стороне (контрсубъектов).

(5) Пятая стадия является факультативной (факультативной называется потому, что осуществляется только лишь в случае возникших препятствий по реализации субъективного права управомоченного лица). Она вступает в действие тогда,

§ когда беспрепятственная форма реализации права не удается и

§ когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он, через специальные органы возбуждает правоприменительный процесс.

Субъективное право на защиту выступает здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного свойства в целях устранения препятствий в реализации своих прав.

Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, которая выражается в необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства.

Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть с целью восстановить справедливость с помощью права, чтобы удовлетворить неудовлетворенные интересы управомоченного лица (носителя субъективных прав). Без власти, без принудительной силы снять препятствия (помехи) бывает просто невозможно. И поэтому юрисдикционный орган с помощью принудительных элементов (мер защиты, ответственности) «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность удовлетворить либо доудовлетворить интересы управомоченного лица.

Подобную форму правоприменения называет ОХРАНИТЕЛЬНОЙ, ибо она устраняет препятствие и обеспечивает укрепление законности.

Данная факультативная стадия (осуществляемая только лиши в случае препятствий) отражается в таком факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.

3.2. Элементы механизма правового регулирования

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяются четыре основных элемента его механизма:

§ норма права;

§ правоотношение;

§ акты применения права;

§ акты реализации прав и обязанностей.

Перечисленные элементы механизма правового регулирования имеют следую­щее правовое содержание.

(1). Нормы права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, т.к. в ней залоджена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции.

В зависимости от выбора оснований нормы права могут быть классифицированы на следующие виды:

а) исходные (нормы начала, нормы принципы, нормы дефиниции, определительно-установочные), нормы-правила поведения (регулятивные и охранительные нормы) общие (это предписания, охватывающие своим действием, как правило все правовые институты той или иной отрасли права) и специальные (Особенна часть УК) — в зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования;

б) конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д. — т.е. по предмету правового регулирова­ния;

в) императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные — по методу правового регулирования;

г) материальные и процессуальные — по характеру поведения субъектов права.

д) управомочивающие, обязывающие и запрещающие – по форме выражения предписаний.

(2). Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права.

Правоотношение является индивидуализированным от­ношением, т.е. отношением между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами), кото­рые связаны между собой субъективными правами и субъективными юридическими обязанностями, которые определяют выраженную в законе меру возможного и должного поведе­ния, т.е. его границы (рамки).

Правоотношение появляется при на­ступлении предусмотренных законом юридических фактов или фактических составов (договора, административного акта, правонарушения, события, действия, уход на пенсию и т.д.).

(3). Акты применения права составляют властные действия компетентных органов,

§ обеспечивающих возникновение правоотношений,

§ проводящих требования норм права в жизнь,

§ гарантирующих осу­ществление прав и обязанностей.

Акты применения права издаются в форме приказов, распоряжений, постановлений и т.д.

(4). Акты реализации прав и обязанностей определяют истинное поведение субъектов.

На этом элементе заканчивается действие меха­низма правого регулирования, потому что обеспечивается реальное поведение субъектов, соответствующий результат, на достижение которого была направлена воля законодателя.

Необходимо отметить, что в зависимости от того, какие эле­менты механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет

§ простым или

§ сложным.

Простое регулирование такой процесс, когда используется один государственный властный акт, т.е. нормативный акт. Индивидуализация прав и обя­занностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен.

Сложное регулирование такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера: один из нихнормативный, другойакт применения нормы права.

Однако, независимо от того, каков процесс правового регулирования (простой или сложный) ц е л ь у него всегда одна

§ упрочить общественные отношения,

§ содействовать их развитию,

так как непосредственным результатом правового регулирования является правомерное поведение граждан.

Процесс реализации права осуществляется определенными МЕТОДАМИ и СПОСОБАМИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.