Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды организационных структур управления




Под организационной структурой управления понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

Описание видов организационных структур управления в таможенных органах, во-первых, основываются на базе системно-описательной матрицы таможенного дела (экономика, право, организация, психология), а во-вторых, включают в себя различные управленческие подразделения, способные, качественно выполнять определенные функции, взаимодействие между ними и внешней средой в ходе функционирования всей таможенной системы.

Ключевой целью в построении структуры управления является четкая дифференциация задач и функций между различными управленческими подразделениями при соблюдении основных процессов управления в таможенной системе. Эта цель достигается путем организации таможенных структур управления в соответствии с описательно-познавательной матрицей таможенного дела. Наглядно это видно на уровне основной ячейки (элемента) таможенной системы — таможни. В табл. 1 представлена схема построения организационной структуры управления таможни на базе описательно-познавательной матрицы таможенного дела — экономика, право, организация, психология.

 

Таблица 1. Схема построения организационной структуры управления на базе описательно-познавательной матрицы таможенного дела

 

Если в организации (службе, системе органов и т.п.) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Линейная структура основана на строгой подчиненности нижестоящего уровня управления вышестоящему. Все функции управления таможенным органом сосредоточены в одних руках — начальника таможенного органа. Ее достоинство - в однозначности управленческого воздействия и жесткой формализации решений. Здесь не может быть различных толкований приказов, распоряжений и указаний. Отношения между соподчиненными звеньями просты. При линейной структуре управления соблюдается принцип единоначалия, полной ответственности руководителей за результаты работы подчиненных. Она также практически исключает получение исполнителями противоречивых и не увязанных между собой заданий и распоряжений.

Если на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной.

Основу линейно-функциональной структуры составляет вертикальный принцип построения и специализация управленческих подразделений по функциональным подсистемам таможенного органа. Линейность в данной структуре означает, что каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей: линейное подчинение (например, начальник отдела статистики таможни линейно подчиняется заместителю начальника таможни по экономике, начальнику таможни и т.д.) и функциональное подчинение (тот же самый начальник отдела таможенной статистики таможни функционально подчиняется начальнику соответствующего отдела статистики РТУ и начальнику Управления таможенной статистики и анализа ФТС, т.е. находится в подчинении непосредственного руководства таможни и своей функциональной системы, находящейся в вышестоящем таможенном органе).

Таким образом, в каждой подсистеме формируется иерархия таможенных служб, проходящая сверху донизу. Результаты работы любого подразделения, службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Например, работа отделов (служб), управляющих таможенными технологиями — показателями использования производственных мощностей таможенных пунктов пропуска, количеством оформляемых грузовых таможенных деклараций и т.д. Для оценок служб, осуществляющих управление персоналом, используются такие показатели, как текучесть и ротация кадров, дисциплина труда и т.д.

Линейно-функциональная структура широко применяется в таможенных органах. На рис. 4 приведена схема линейно-функциональной структуры управления в таможенных органах.

 

Рис. 4. Схема линейно-функциональной структуры управления в таможенных органах

 

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные службы, подразделения при линейных руководителях, которые помогают выполнять поставленные перед ними цели и задачи.

Функциональная организационная структура управления требует создания специальных подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. Функциональная специализация аппарата управления, а именно ей в последнее время начинают уделять все большее понимание в таможенных органах, повышает эффективность его деятельности. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности. Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести Управление кадров и учебных заведений ФТС РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов, финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и др. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, т.е. организация межфункциональной координации управленческой деятельности.

Аналогично при создании в рамках линейной структуры управления института помощников и советников, которые готовят соответствующие рекомендации руководителю, организационная структура управления получает название линейно-штабной.

Основу линейно-штабной структуры управления составляет принцип функционального разделения управленческого труда с использованием штабных (аппаратных) служб разных уровней. Создание линейно-штабных структур есть первый шаг к функциональной специализации в управлении.

На рис. 5 приведена условная схема линейно-штабной структуры управления таможенных органов России.

 

Рис. 5. Линейно-штабная структура управления в таможенных органах

 

Перечисленных выше организационных структур управления в чистом виде не бывает. Как правило, в управлении преобладает комбинированная (смешанная) структура. Подобная комбинированная структура составляет основу построения управления всей таможенной службой РФ.

В последние годы в управлении стали все чаще применяться так называемые органические структуры, среди них наибольшее распространение получили программно-целевые, проектные и матричные.

Матричная структура управления создается путем совмещения линейной и программно-целевой структур. Она позволяет руководителю, ответственному за реализацию программы и достижение цели, осуществлять подчинение всех исполнителей независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании временной (например, комплексной контрольно-ревизионной проверки) работы все исполнители переключаются на выполнение основной постоянной деятельности.

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым программно-целевым организационным структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение целевой задачи (долгосрочного или оперативного характера), в решении которой участвуют все звенья таможенного органа.

В качестве примера стихийного программно-целевого образования можно назвать оперативную группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.

Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную организационную структуру управления, характерную для единой системы таможенных органов Российской Федерации.

В числе преимуществ линейной организации выделяют: ярко выраженную систему вертикальных связей; ответственность, установленные обязательства; четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простоту в понимании и использовании указаний; возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.

К недостаткам линейного построения организационной структуры управления относятся: негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации; тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых заинтересованы несколько подразделений (по горизонтали); повышенная зависимость результатов работы от личных и деловых качеств руководителя.

Преимущества линейно-штабной организационной структуры управления в том, что при ее использовании достигаются более глубокая подготовка решений и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатками линейно-штабной структуры управления являются: недостаточно четкая ответственность штаба; появление тенденции у чрезмерной централизации.

К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

Программно-целевая организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.

Создание программно-целевой структуры в таможенных органах считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.

Преимущества программно-целевой структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решений; профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп); улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных методов планирования и управления.

Недостатками программно-целевой системы управления являются: необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений; затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнения функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях; из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретение новых навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп.

Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.